Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Биология. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 9 класс. 2018 год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Растения, которые могут нормально развиваться в самых разных условиях, называют: | ||||||||||||
а) рудералы | ||||||||||||
б) убиквисты | ||||||||||||
в) космополиты Это правильный ответ | ||||||||||||
г) эврибионты | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
У грибов основным компонентом клеточной стенки является: | ||||||||||||
а) целлюлоза | ||||||||||||
б) кремнезем | ||||||||||||
в) хитин Это правильный ответ | ||||||||||||
г) муреин | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Тело гриба представляет собой разросшуюся многоядерную клетку у: | ||||||||||||
а) мукора Это правильный ответ | ||||||||||||
б) пеницилла | ||||||||||||
в) дрожжей | ||||||||||||
г) аспергилла | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Разнообразие окраски водорослей вызвано: | ||||||||||||
а) маскировкой | ||||||||||||
б) особенностями размножения | ||||||||||||
в) приспособленностью к фотосинтезу Это правильный ответ | ||||||||||||
г) мимикрией | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Характерной чертой пресмыкающихся является: | ||||||||||||
а) сухая кожа с эпидермальными производными и кожным дыханием | ||||||||||||
б) дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела | ||||||||||||
в) развитие включает откладывание яиц и стадию личинки | ||||||||||||
г) дыхательная система включает трахеи и легкие Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Манящий краб назван так потому, что постоянно делает машущие движения правой клешней, которая гораздо больше левой и ярко окрашена. Это делается для того, чтобы: | ||||||||||||
а) отпугнуть врагов | ||||||||||||
б) привлечь самку | ||||||||||||
в) привлечь потенциальную добычу Это правильный ответ | ||||||||||||
г) отогнать конкурентов | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Пищеварение у человека завершается в: | ||||||||||||
а) желудке | ||||||||||||
б) тонком кишечнике Это правильный ответ | ||||||||||||
в) толстом кишечнике | ||||||||||||
г) прямой кишке | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Синапс – это: | ||||||||||||
а) результат действия нервного импульса | ||||||||||||
б) окончание чувствительных нервных волокон | ||||||||||||
в) окончание двигательных нервных волокон | ||||||||||||
г) область контакта нервных клеток друг с другом или с клетками других тканей Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Из перечисленных ферментов, в тонком кишечнике не функционирует: | ||||||||||||
а) липаза | ||||||||||||
б) химотрипсин | ||||||||||||
в) амилаза поджелудочной железы | ||||||||||||
г) пепсин Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Нервный импульс передается в организме по одному из следующих путей: | ||||||||||||
а) дендрит → синапс → тело нейрона → аксон | ||||||||||||
б) аксон → тело нейрона → дендрит → синапс | ||||||||||||
в) дендрит → тело нейрона → аксон → синапс Это правильный ответ | ||||||||||||
г) дендрит → синапс → аксон → тело нейрона | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Современный систематический ранг, который имеет группа животных, именуемых паукообразными, это: | ||||||||||||
а) тип | ||||||||||||
б) класс Это правильный ответ | ||||||||||||
в) отряд | ||||||||||||
г) семейство | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Спасается от нападения хищника, выбрасывая свои внутренности: | ||||||||||||
а) актиния | ||||||||||||
б) голотурия Это правильный ответ | ||||||||||||
в) каракатица | ||||||||||||
г) устрица | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Передача нервного возбуждения по телу гидры происходит по: | ||||||||||||
а) нервным стволам | ||||||||||||
б) нервному сплетению от клетки к клетке Это правильный ответ | ||||||||||||
в) нервам, идущим от нервных стволов | ||||||||||||
г) скоплениям нервных клеток в спинном мозге | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Для размножения пиявок и дождевых червей характерно то, что они: | ||||||||||||
а) раздельнополы | ||||||||||||
б) бесполы, могут размножаться вегетативно (путем отрыв части тела) | ||||||||||||
в) гермафродиты Это правильный ответ | ||||||||||||
г) представлены только партеногенетическими самками | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Предками первых наземных позвоночных животных являлись рыбы: | ||||||||||||
а) хрящевые | ||||||||||||
б) кистеперые Это правильный ответ | ||||||||||||
в) лучеперые | ||||||||||||
г) двоякодышащие | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
1) Самой крупной хищной рыбой является китовая акула. 2) Парные плавники кистеперых рыб и конечности наземных животных имеют принципиально разное происхождение и строение. 3) Зубы акул являются видоизмененными плакоидными чешуями. 4) Разделение почки на мозговой и корковый слой делает возможным концентрирование вторичной мочи. 5) Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. 6) Наибольшее количество тепла в организме млекопитающих вырабатывается печенью. 7) Кровь теряет максимальное количество кислорода при прохождении через капилляры в одной из мышц. 8) Зрительный нерв у человека обеспечивает поворот глазного яблока. 9) В толстом кишечнике в процессе жизнедеятельности микроорганизмов синтезируются витамины А и К. | ||||||||||||
Правильный ответ 34567 | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между видоизменениями побегов и примерами растений: Видоизменения побега - Примеры растений | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между названием растения и семейством, к которому оно относится: Семейства - Названия растений | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между заболеваниями и возбудителями, вызывающими эти заболевания. Заболевания - Возбудители | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина. ЗНАЧЕНИЕ - ВИД ВИТАМИНА | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между признаками разных видов мышечной ткани и её видами, обозначенными цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ - ВИДЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с несколькими вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции: 1) конденсировать водяные пары из воздуха 2) защищать от поедания животными 3) осуществлять фотосинтез 4) запасать воду 5) защищать от палящих лучей солнца | ||||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Общие признаки для рептилий и птиц: 1) эмбрион защищен зародышевыми оболочками 2) на коже есть роговые чешуи 3) продуктом выделения является мочевая кислота 4) имеют постоянную температуру тела 5) дышат только легкими | ||||||||||||
Правильный ответ 1235 | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
Общими признаками для пресмыкающихся, птиц и млекопитающих являются: 1) наличие зубов 2) наличие диафрагмы 3) артериальная кровь в сердце, полностью отделенная от венозной 4) метанефрические почки 5) легочное дыхание | ||||||||||||
Правильный ответ 45 | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Жизненную форму кустарничек имеют: 1) смородина 2) черника 3) брусника 4) крыжовник 5) костянка 6) боярышник | ||||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Слоевище лишайника состоит из клеток: 1) Гриба 2) Одноклеточной водоросли 3) Цианобактерий 4) Зеленого мха 5) Многоклеточной водоросли 6) Сфагнума (болотного мха) | ||||||||||||
Правильный ответ 123 | ||||||||||||
Вопрос № 6 3 балла(ов) | ||||||||||||
Лишайники могут размножаться: 1) Участками таллома 2) Почками 3) Соредиями 4) Изидиями 5) Ризоидами 6) Листьями | ||||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||||
Вопрос № 7 6 балла(ов) | ||||||||||||
Железы, вырабатывающие гормоны в организме человека: 1) Поджелудочная 2) Половые 3) Щитовидная 4) Тимус 5) Надпочечники 6) Гипофиз | ||||||||||||
Правильный ответ 123456 | ||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||
Кости, образующие предплечье: 1) Локтевая 2) Лучевая 3) Плечевая 4) Ключица 5) Малая берцовая | ||||||||||||
Правильный ответ 12 | ||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 7 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность стадий в жизненном цикле плауна, начиная с прорастания споры. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) развитие взрослого листостебельного растения 2) созревание спор в спорангии 3) прорастание споры 4) образование заростка 5) образование гамет 6) оплодотворение 7) формирование молодого спорофита из зиготы | ||||||||||||
Правильный ответ 3456712 | ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Расположите в правильном порядке кости задних конечностей птицы, начиная от позвоночника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) кость голени 2) фаланги пальцев 3) бедренная кость 4) цевка | ||||||||||||
Правильный ответ 3142 | ||||||||||||
Вопрос № 3 6 балла(ов) | ||||||||||||
Установите правильную последовательность стадий развития печёночного сосальщика начиная с зиготы. 1) циста 2) яйцо 3) ресничная личинка 4) хвостатая личинка 5) зигота 6) взрослый червь | ||||||||||||
Правильный ответ 523416 | ||||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения скорости тока крови. 1) вены 2) аорта 3) артерии 4) капилляры | ||||||||||||
Правильный ответ 2314 | ||||||||||||
Вопрос № 5 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите правильную последовательность процессов, происходящих при свёртывании крови у человека. 1) образование протромбина 2) взаимодействие тромбина с фибриногеном 3) повреждение стенки сосуда 4) образование фибрина 5) образование тромба | ||||||||||||
Правильный ответ 31245 | ||||||||||||
Вопрос № 6 7 балла(ов) | ||||||||||||
Установите правильную последовательность звеньев рефлекторной дуги условного рефлекса на включение лампочки. 1) центр слюноотделения 2) чувствительный нейрон 3) временная связь 4) зрительный центр 5) слюнные железы 6) рецепторы глаза 7) двигательный нейрон | ||||||||||||
Правильный ответ 6243175 | ||||||||||||