Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Биология. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 10 класс. 2018 год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
В 1898 г. русский ботаник С.Г. Навашин открыл двойное оплодотворение на двух растениях семейства: | ||||||||||||
а) лютиковых | ||||||||||||
б) лилейных Это правильный ответ | ||||||||||||
в) крестоцветных | ||||||||||||
г) губоцветных | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Растения, которые могут нормально развиваться в самых разных условиях, называют: | ||||||||||||
а) рудералы | ||||||||||||
б) убиквисты | ||||||||||||
в) космополиты Это правильный ответ | ||||||||||||
г) эврибионты | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
В качестве запасного вещества у бурых водорослей не образуется: | ||||||||||||
а) крахмал Это правильный ответ | ||||||||||||
б) глюкоза | ||||||||||||
в) маннит | ||||||||||||
г) ламминарин | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите в каких частях или органоидах клетки откладывается вторичный крахмал | ||||||||||||
а) хромопласты | ||||||||||||
б) лейкопласты Это правильный ответ | ||||||||||||
в) хлоропласты | ||||||||||||
г) клеточная оболочка | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Когда рабочая пчела жалит в целях самозащиты, ее жало часто застревает в теле жертвы, что приводит к смерти пчелы. Допустив, что для пчелы защита является актом самоубийства, как Вы могли бы объяснить продолжительность существования такого поведения: | ||||||||||||
а) медоносные пчелы агрессивны по природе | ||||||||||||
б) иногда жало не застревает в теле противника, и пчела может повторно использовать свое оружие | ||||||||||||
в) выгодой для данной семьи Это правильный ответ | ||||||||||||
г) поскольку пчелы, чаще выступающие на защиту от врагов извне улья, являются также самыми старыми и практически на границе продолжительности своей жизни | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Головастик лягушки с удаленной щитовидной железой: | ||||||||||||
а) продолжит нормальный метаморфоз | ||||||||||||
б) продолжит метаморфоз, но навсегда останется с хвостом | ||||||||||||
в) прекратит метаморфоз и погибнет | ||||||||||||
г) прекратит метаморфоз и останется жить в воде, став личинкой–гигантом Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Паратгормон паращитовидной железы активизирует поглощение кальция из кишечника в кровь при условии достаточного поступления в организм человека с пищей витамина: | ||||||||||||
а) Д Это правильный ответ | ||||||||||||
б) С | ||||||||||||
в) Е | ||||||||||||
г) В1 | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
В коже человека на наибольшей глубине находится сенсорный рецептор: | ||||||||||||
а) боли | ||||||||||||
б) холода | ||||||||||||
в) тепла | ||||||||||||
г) сильного давления Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Пищеварительная функция печени состоит в: | ||||||||||||
а) синтезе и секреции протеолитических пищеварительных ферментов | ||||||||||||
б) синтезе и секреции соединений, эмульгирующих пищу Это правильный ответ | ||||||||||||
в) расщеплении макромолекулярных фракций | ||||||||||||
г) превращении глюкозы в гликоген и обратно | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Учащение дыхания при физических нагрузках связано с: | ||||||||||||
а) высокой концентрацией О2 в крови | ||||||||||||
б) низкой концентрацией О3 в крови | ||||||||||||
в) высокой концентрацией СО2 в крови Это правильный ответ | ||||||||||||
г) низкой концентрацией СО3 в крови | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Мальчик имеет группу крови 0, его мать – группу крови А и отец группу крови В. Вероятность того, что у его сестры будет такая же группа крови как у брата: | ||||||||||||
а) 1/16 Это правильный ответ | ||||||||||||
б) 1/8 | ||||||||||||
в) 1/4 | ||||||||||||
г) 1/2 | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Современный систематический ранг, который имеет группа животных, именуемых паукообразными, это: | ||||||||||||
а) тип | ||||||||||||
б) класс Это правильный ответ | ||||||||||||
в) отряд | ||||||||||||
г) семейство | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Спасается от нападения хищника, выбрасывая свои внутренности: | ||||||||||||
а) актиния | ||||||||||||
б) голотурия Это правильный ответ | ||||||||||||
в) каракатица | ||||||||||||
г) устрица | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Передача нервного возбуждения по телу гидры происходит по: | ||||||||||||
а) нервным стволам | ||||||||||||
б) нервному сплетению от клетки к клетке Это правильный ответ | ||||||||||||
в) нервам, идущим от нервных стволов | ||||||||||||
г) скоплениям нервных клеток в спинном мозге | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Предками первых наземных позвоночных животных являлись рыбы: | ||||||||||||
а) хрящевые | ||||||||||||
б) кистеперые Это правильный ответ | ||||||||||||
в) лучеперые | ||||||||||||
г) двоякодышащие | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
1. Околоцветник не может состоять только из чашелистиков. 2. Всем папоротниковидным для оплодотворения нужна вода. 3. У простейших каждая клетка – самостоятельный организм. 4. Клещи являются возбудителями энцефалита. 5. Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения. 6. Некоторые цианобактерии могут вступать в симбиоз с грибами. 7. Строение глаза у головоногих моллюсков аналогично строению глаза у позвоночных. 8. Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные. 9. Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые. | ||||||||||||
Правильный ответ 23679 | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. | ||||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между типом листорасположения и примерами растений: Тип листорасположения - Примеры растений | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между живыми организмами и их типами питания: Живые организмы - Типы питания | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между характеристиками и отделами головного мозга: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ - ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между характеристикой ткани и видом ткани, обладающим этой характеристикой: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА - ВИД ТКАНИ | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 5 5 балла(ов) | ||||||||||||
Распределите названные растения по типам образуемых ими плодов. Типы плодов - Названия растений | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с несколькими вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
Из названных полимеров к неразветвленным относятся: 1) Целлюлоза 2) Амилоза 3) Амилопектин 4) Гликоген 5) Хитин | ||||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Из названных нуклеотидов макроэргичесике связи имеют: 1) ФМН 2) АТФ 3) ГТФ 4) ЦТФ 5) УТФ | ||||||||||||
Правильный ответ 2345 | ||||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||||
Для ракообразных характерно: 1) наличие хитинового покрова 2) замкнутая кровеносная система 3) жаберное дыхание 4) сегментарное строение тела 5) фасеточные глаза | ||||||||||||
Правильный ответ 1345 | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
Для земноводных характерно: 1) только легочное дыхание 2) наличие мочевого пузыря 3) выделение мочевой кислоты 4) для взрослых особей - линька 5) отсутствие грудной клетки | ||||||||||||
Правильный ответ 25 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Жизненную форму кустарничек имеют: 1) смородина 2) черника 3) брусника 4) крыжовник 5) костянка 6) боярышник | ||||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||||
Вопрос № 6 2 балла(ов) | ||||||||||||
Неподвижное соединение костей в скелете человека достигается: 1) Срастанием костей 2) Образованием швов 3) Изменением формы 4) Минерализацией хрящевых прокладок 5) Врастанием в кости хрящей | ||||||||||||
Правильный ответ 12 | ||||||||||||
Вопрос № 7 3 балла(ов) | ||||||||||||
По мере старения листьев происходит: 1) разрушение хлорофилла 2) накопление каротиноидов и антоциана 3) накопление оксалата кальция 4) повышение интенсивности дыхание 5) снижение интенсивности фотосинтеза | ||||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||||
Вопрос № 8 6 балла(ов) | ||||||||||||
В строении и жизненном цикле споровиков произошли следующие изменения: 1) исчезли органеллы захвата и приема пищи 2) исчезли пищеварительные вакуоли 3) исчезли сократительные вакуоли 4) исчезли органеллы активного передвижения 5) наблюдается чередование бесполого размножения, полового процесса и спорогонии 6) наблюдается шизогония | ||||||||||||
Правильный ответ 123456 | ||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 6 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе эволюции: 1) кистеперые рыбы 2) стегоцефалы 3) бесчерепные хордовые 4) пресмыкающиеся 5) птицы и млекопитающие 6) хрящевые рыбы | ||||||||||||
Правильный ответ 361245 | ||||||||||||
Вопрос № 2 6 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность этапов эволюции растений: 1) возникновение псилофитов 2) появление многоклеточных водорослей 3) появление голосеменных 4) появление семенных папоротников 5) возникновение покрытосеменных 6) появление одноклеточных водорослей | ||||||||||||
Правильный ответ 621435 | ||||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||||
Определите последовательность процессов, происходящих в клетке при репликации ДНК: 1) разрыв водородных связей между нитями молекулы ДНК 2) присоединение к каждой нити ДНК комплементарных нуклеотидов 3) раскручивание части спирали ДНК с участием ферментов 4) образование двух молекул ДНК из одной. | ||||||||||||
Правильный ответ 3124 | ||||||||||||
Вопрос № 4 6 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность этапов эмбрионального развития животных: 1) появление мезодермы 2) формирование двух зародышевых листков 3) образование бластомеров 4) образование тканей и органов 5) образование зиготы 6) формирование бластулы | ||||||||||||
Правильный ответ 536214 | ||||||||||||
Вопрос № 5 7 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность стадий в жизненном цикле папоротника, начиная с прорастания споры. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) развитие взрослого листостебельного растения 2) созревание спор в спорангии 3) прорастание споры 4) образование заростка 5) образование гамет 6) оплодотворение 7) формирование молодого спорофита из зиготы | ||||||||||||
Правильный ответ 3456712 | ||||||||||||
Вопрос № 6 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека. 1) расщепление углеводов амилазой слюны 2) окончательное всасывание воды 3) активное всасывание аминокислот, глюкозы, глицерина и жирных кислот 4) расщепление белков трипсином 5) расщепление белков пепсином | ||||||||||||
Правильный ответ 15432 | ||||||||||||