Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Биология. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 10 класс. 2018 год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Химический элемент, необходимый для синтеза хлорофилла, но не входящий в его состав: | ||||||||||||
а) углерод | ||||||||||||
б) магний | ||||||||||||
в) азот | ||||||||||||
г) железо Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
У диатомовых водорослей основным компонентом клеточной стенки является: | ||||||||||||
а) целлюлоза | ||||||||||||
б) кремнезем Это правильный ответ | ||||||||||||
в) хитин | ||||||||||||
г) муреин | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Тело гриба представляет собой разросшуюся многоядерную клетку у: | ||||||||||||
а) мукора Это правильный ответ | ||||||||||||
б) пеницилла | ||||||||||||
в) дрожжей | ||||||||||||
г) аспергилла | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Разнообразие окраски водорослей вызвано: | ||||||||||||
а) маскировкой; | ||||||||||||
б) особенностями размножения | ||||||||||||
в) приспособленностью к фотосинтезу Это правильный ответ | ||||||||||||
г) мимикрией | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Характерной чертой пресмыкающихся является: | ||||||||||||
а) сухая кожа с эпидермальными производными и кожным дыханием | ||||||||||||
б) дыхание только при помощи легких и постоянная температура тела | ||||||||||||
в) развитие включает откладывание яиц и стадию личинки | ||||||||||||
г) дыхательная система включает трахеи и легкие Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Только у хордовых имеется стадия эмбрионального развития, отсутствующая у других типов животных, которая называется: | ||||||||||||
а) бластула | ||||||||||||
б) гаструла | ||||||||||||
в) морула | ||||||||||||
г) нейрула Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Пищеварение у человека завершается в: | ||||||||||||
а) желудке | ||||||||||||
б) толстом кишечнике | ||||||||||||
в) тонком кишечнике Это правильный ответ | ||||||||||||
г) прямой кишке | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Синапс – это: | ||||||||||||
а) результат действия нервного импульса | ||||||||||||
б) окончание чувствительных нервных волокон | ||||||||||||
в) окончание двигательных нервных волокон | ||||||||||||
г) область контакта нервных клеток друг с другом или с клетками других тканей Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Нервный импульс передается в организме по одному из следующих путей: | ||||||||||||
а) дендрит → синапс → тело нейрона → аксон | ||||||||||||
б) аксон → тело нейрона → дендрит → синапс | ||||||||||||
в) дендрит → тело нейрона → аксон → синапс Это правильный ответ | ||||||||||||
г) дендрит → синапс → аксон → тело нейрона | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Существование в природе видов–двойников не позволяет говорить об универсальности такого видового критерия, как: | ||||||||||||
а) географический | ||||||||||||
б) морфологический Это правильный ответ | ||||||||||||
в) генетический | ||||||||||||
г) биохимический | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Рабочая медоносная пчела: | ||||||||||||
а) имеет гаплоидный набор хромосом | ||||||||||||
б) имеет диплоидный набор хромосом Это правильный ответ | ||||||||||||
в) имеет триплоидный набор хромосом | ||||||||||||
г) не имеет хромосомного набора так как не участвует в размножении | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Консументом 1-го порядка является: | ||||||||||||
а) жаба | ||||||||||||
б) скворец | ||||||||||||
в) окунь | ||||||||||||
г) лось Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Паутинные бородавки пауков представляют собой: | ||||||||||||
а) выпячивание кутикулы | ||||||||||||
б) выросты эпителия | ||||||||||||
в) выпячивания железистой ткани | ||||||||||||
г) видоизмененные брюшные ножки Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Для размножения пиявок и дождевых червей характерно то, что они: | ||||||||||||
а) раздельнополы | ||||||||||||
б) бесполые, могут размножаться вегетативно (путем отрыва части тела) | ||||||||||||
в) гермафродиты Это правильный ответ | ||||||||||||
г) представлены только партеногенетическими самками | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Пять видов «горных индеек» - уларов, обитающих в высокогорьях Азии (Кавказский, Каспийский, Гималайский, Тибетский, Алтайский), возникает в результате изоляции: | ||||||||||||
а) экологической | ||||||||||||
б) этологической | ||||||||||||
в) хронологической | ||||||||||||
г) географической Это правильный ответ | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
1) Наибольшее количество тепла в организме млекопитающих вырабатывается печенью. 2) Самой крупной хищной рыбой является китовая акула. 3) Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом. 4) Парные плавники кистеперых рыб и конечности наземных животных имеют принципиально разное происхождение и строение. 5) Зубы акул являются видоизмененными плакоидными чешуями. 6) Кровь теряет максимальное количество кислорода при прохождении через капилляры в одной из мышц. 7) Зрительный нерв у человека обеспечивает поворот глазного яблока. 8) Разделение почки на мозговой и корковый слой делает возможным концентрирование вторичной мочи. 9) В толстом кишечнике в процессе жизнедеятельности микроорганизмов синтезируются витамины А и К. | ||||||||||||
Правильный ответ 13568 | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. | ||||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между названием растения и семейством, к которому оно относится: Семейства - Названия растений | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между заболеваниями и возбудителями, вызывающими эти заболевания. Заболевания - Возбудители | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина. ЗНАЧЕНИЕ - ВИД ВИТАМИНА | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между признаками разных видов мышечной ткани и её видами, обозначенными цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ - ВИДЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 5 5 балла(ов) | ||||||||||||
Распределите названные растения по типам образуемых ими плодов. Типы плодов - Названия растений | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с несколькими вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
Из названных видов транспорта веществ через мембрану требует затрат энергии: 1) Активный транспорт 2) Облегченная диффузия 3) Простая диффузия 4) Натрий-калиевый насос 5) Фагоцитоз | ||||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Из названных процессов в митохондриях протекают: 1) Гликолиз 2) Цикл Кребса 3) Окислительное фосфорилирование 4) Транскрипция 5) Трансляция | ||||||||||||
Правильный ответ 2345 | ||||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||||
Общие признаки для рептилий и птиц: 1) эмбрион защищен зародышевыми оболочками 2) на коже есть роговые чешуи 3) продуктом выделения является мочевая кислота 4) имеют постоянную температуру тела 5) дышат только легкими | ||||||||||||
Правильный ответ 1235 | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
Общими признаками для пресмыкающихся, птиц и млекопитающих являются: 1) наличие зубов 2) наличие диафрагмы 3) артериальная кровь в сердце, полностью отделенная от венозной 4) метанефрические почки 5) легочное дыхание | ||||||||||||
Правильный ответ 45 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Слоевище лишайника состоит из клеток: 1) Гриба 2) Одноклеточной водоросли 3) Цианобактерий 4) Зеленого мха 5) Многоклеточной водоросли 6) Сфагнума (болотного мха) | ||||||||||||
Правильный ответ 123 | ||||||||||||
Вопрос № 6 2 балла(ов) | ||||||||||||
Кости, образующие предплечье: 1) Локтевая 2) Лучевая 3) Плечевая 4) Ключица 5) Малая берцовая | ||||||||||||
Правильный ответ 12 | ||||||||||||
Вопрос № 7 3 балла(ов) | ||||||||||||
Видоизмененные листья кактуса могут выполнять следующие функции:!!!! 1) конденсировать водяные пары из воздуха 2) защищать от поедания животными 3) осуществлять фотосинтез 4) запасать воду 5) защищать от палящих лучей солнца | ||||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||||
Вопрос № 8 6 балла(ов) | ||||||||||||
Железы, вырабатывающие гормоны в организме человека: 1) Поджелудочная 2) Половые 3) Щитовидная 4) Тимус 5) Надпочечники 6) Гипофиз | ||||||||||||
Правильный ответ 123456 | ||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 6 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность возникновения групп животных в процессе исторического развития: 1) плоские черви 2) археоптерикс 3) кишечнополостные 4) кольчатые черви 5) котилозавры 6) зверозубый ящер | ||||||||||||
Правильный ответ 314526 | ||||||||||||
Вопрос № 2 6 балла(ов) | ||||||||||||
Установите хронологическую последовательность антропогенеза: 1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3) дриопитек 4) человек неандертальский 5) австралопитек 6) рамапитек | ||||||||||||
Правильный ответ 365124 | ||||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена: 1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты) 2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов 3) образование углекислого газа и воды 4) образование молекул глюкозы | ||||||||||||
Правильный ответ 2413 | ||||||||||||
Вопрос № 4 6 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность жизненного цикла вируса в клетке хозяина. 1) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки 2) проникновение ДНК вируса в клетку 3) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса 4) синтез вирусных белков 5) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки - хозяина 6) формирование новых вирусов | ||||||||||||
Правильный ответ 132546 | ||||||||||||
Вопрос № 5 7 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность стадий в жизненном цикле плауна, начиная с прорастания споры. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) развитие взрослого листостебельного растения 2) созревание спор в спорангии 3) прорастание споры 4) образование заростка 5) образование гамет 6) оплодотворение 7) формирование молодого спорофита из зиготы | ||||||||||||
Правильный ответ 3456712 | ||||||||||||
Вопрос № 6 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите правильную последовательность процессов, происходящих при свёртывании крови у человека. 1) образование протромбина 2) взаимодействие тромбина с фибриногеном 3) повреждение стенки сосуда 4) образование фибрина 5) образование тромба | ||||||||||||
Правильный ответ 31245 | ||||||||||||