Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Биология. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 11 класс. 2018 год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Химический элемент, необходимый для синтеза хлорофилла, но не входящий в его состав: | ||||||||||||
а) углерод | ||||||||||||
б) магний | ||||||||||||
в) азот | ||||||||||||
г) железо Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
У диатомовых водорослей основным компонентом клеточной стенки является: | ||||||||||||
а) целлюлоза | ||||||||||||
б) кремнезем Это правильный ответ | ||||||||||||
в) хитин | ||||||||||||
г) муреин | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Тело гриба представляет собой разросшуюся многоядерную клетку у: | ||||||||||||
а) мукора Это правильный ответ | ||||||||||||
б) пеницилла | ||||||||||||
в) дрожжей | ||||||||||||
г) аспергилла | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Разнообразие окраски водорослей вызвано: | ||||||||||||
а) маскировкой; | ||||||||||||
б) особенностями размножения | ||||||||||||
в) приспособленностью к фотосинтезу Это правильный ответ | ||||||||||||
г) мимикрией | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Липиды входят в состав: 1) рибосом; 2) митохондрий; 3) хроматина; 4) ядрышка; 5) аппарата Гольджи. | ||||||||||||
а) 1, 4 | ||||||||||||
б) 1, 5 | ||||||||||||
в) 2, 3 | ||||||||||||
г) 2, 5 Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Только у хордовых имеется стадия эмбрионального развития, отсутствующая у других типов животных, которая называется: | ||||||||||||
а) бластула | ||||||||||||
б) гаструла | ||||||||||||
в) морула | ||||||||||||
г) нейрула Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Пищеварение у человека завершается в: | ||||||||||||
а) желудке | ||||||||||||
б) толстом кишечнике | ||||||||||||
в) тонком кишечнике Это правильный ответ | ||||||||||||
г) прямой кишке | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Синапс – это: | ||||||||||||
а) результат действия нервного импульса | ||||||||||||
б) окончание чувствительных нервных волокон | ||||||||||||
в) окончание двигательных нервных волокон | ||||||||||||
г) область контакта нервных клеток друг с другом или с клетками других тканей Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Нервный импульс передается в организме по одному из следующих путей: | ||||||||||||
а) дендрит → синапс → тело нейрона → аксон | ||||||||||||
б) аксон → тело нейрона → дендрит → синапс | ||||||||||||
в) дендрит → тело нейрона → аксон → синапс Это правильный ответ | ||||||||||||
г) дендрит → синапс → аксон → тело нейрона | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Существование в природе видов–двойников не позволяет говорить об универсальности такого видового критерия, как: | ||||||||||||
а) географический | ||||||||||||
б) морфологический Это правильный ответ | ||||||||||||
в) генетический | ||||||||||||
г) биохимический | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Рабочая медоносная пчела: | ||||||||||||
а) имеет гаплоидный набор хромосом | ||||||||||||
б) имеет диплоидный набор хромосом Это правильный ответ | ||||||||||||
в) имеет триплоидный набор хромосом | ||||||||||||
г) не имеет хромосомного набора, так как не участвует в размножении | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Консументом 1-го порядка является: | ||||||||||||
а) жаба | ||||||||||||
б) скворец | ||||||||||||
в) окунь | ||||||||||||
г) лось Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Паутинные бородавки пауков представляют собой: | ||||||||||||
а) выпячивания кутикулы | ||||||||||||
б) выросты эпителия | ||||||||||||
в) выпячивания железистой ткани | ||||||||||||
г) видоизмененные брюшные ножки Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Для размножения пиявок и дождевых червей характерно то, что они: | ||||||||||||
а) раздельнополы | ||||||||||||
б) бесполые, могут размножаться вегетативно (путем отрыва части тела) | ||||||||||||
в) гермафродиты Это правильный ответ | ||||||||||||
г) представлены только партеногенетическими самками | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Пять видов «горных индеек» - уларов, обитающих в высокогорьях Азии (Кавказский, Каспийский, Гималайский, Тибетский, Алтайский), возникает в результате изоляции: | ||||||||||||
а) экологической | ||||||||||||
б) этологической | ||||||||||||
в) хронологической | ||||||||||||
г) географической Это правильный ответ | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
1. Листья светолюбивых растений содержат относительно больше хлорофилла, чем теневыносливые растения. 2. Гомологичные органы возникают в результате дивергенции. 3. Основным поставщиком материала для эволюции является модификационная изменчивость. 4. Партеногенез является формой полового размножения. 5. Половые клетки (гаметы) всегда образуются в результате мейоза. 6. Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами. 7. Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках. 8. Каждой аминокислоте соответствует один кодон. 9. Сцепленное наследование нарушается в результате кроссинговера. | ||||||||||||
Правильный ответ 24679 | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. | ||||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||||
Единицей эволюции по Дарвину, Ламарку, Линнею, синтетической теории эволюции является: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между типом мутаций и примером мутаций: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между формой изменчивости и соответствующим признаком организма: | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между заболеваниями и возбудителями, вызывающими эти заболевания. Заболевания - Возбудители | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 5 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между значением витамина для организма человека и видом витамина. ЗНАЧЕНИЕ - ВИД ВИТАМИНА | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с несколькими (от 0-я до5-ти) вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
Проводниковая функция характерна для: 1) продолговатого мозга 2) коры больших полушарий 3) моста 4) промежуточного мозга 5) мозжечка | ||||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
При браках между людьми белой и черной расы во втором поколении обычно не бывает людей с белым цветом кожи. Это связано с: 1) Неполным доминированием гена пигментации кожи 2) Полимерностью генов пигментации кожи 3) Эпигамной наследственностью 4) Нехромосомной наследственностью 5) Геномными мутациями | ||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
Из Центральноамериканского центра происхождения (по Н.И. Вавилову0 происходят культурные растения: 1) Пшеница 2) Кукуруза 3) Рис 4) Соя 5) Подсолнечник | ||||||||||||
Правильный ответ 25 | ||||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||||
Из названных процессов в митохондриях протекают: 1) Гликолиз 2) Цикл Кребса 3) Окислительное фосфорилирование 4) Транскрипция 5) Трансляция | ||||||||||||
Правильный ответ 2345 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Из названных видов транспорта веществ через мембрану требует затрат энергии: 1) Активный транспорт 2) Облегченная диффузия 3) Простая диффузия 4) Натрий-калиевый насос 5) Фагоцитоз | ||||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||||
Вопрос № 6 3 балла(ов) | ||||||||||||
Из названных видов транспорта веществ через мембрану требует затрат энергии: 1) Активный транспорт 2) Облегченная диффузия 3) Простая диффузия 4) Натрий-калиевый насос 5) Фагоцитоз | ||||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||||
Вопрос № 7 4 балла(ов) | ||||||||||||
Из названных процессов в митохондриях протекают: 1) Гликолиз 2) Цикл Кребса 3) Окислительное фосфорилирование 4) Транскрипция 5) Трансляция | ||||||||||||
Правильный ответ 2345 | ||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. | ||||||||||||
Вопрос № 1 8 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность стадий в жизненном цикле плауна, начиная с оплодотворения. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Развитие гаплоидного гаметофита 2) Образование спор 3) Образование булавовидных спороносных колосков 4) Оплодотворение 5) Вступление заростка в симбиоз с грибом 6) Образование гамет 7) Мейоз 8) Образование спорофита | ||||||||||||
Правильный ответ 48372156 | ||||||||||||
Вопрос № 2 7 балла(ов) | ||||||||||||
Установите правильную последовательность стадий развития малярийного плазмодия, начиная со стадии спорозоита. 1) спорозоит 2) эритроцитарная шизогония 3) шизогония в клетках печени 4) ооциста 5) мерозоит 6) гамонты (гаметоциты) 7) оплодотворение | ||||||||||||
Правильный ответ 1352674 | ||||||||||||
Задание № 6 | ||||||||||||
Задание 6 Ответьте на поставленный вопрос в виде последовательности цифр без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько типов гамет образуется у особи с генотипом АabbСсDdkkOOtt? В ответ запишите только число. | ||||||||||||
Правильный ответ 8 | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Скрестили растения томата с генотипами ААвв и ааВВ. Сколько генотипов образуется в потомстве F2? В ответ запишите только число. | ||||||||||||
Правильный ответ 9 | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько типов гамет образует зигота СсВв, если гены С (с) и В (в) сцеплены не полностью? В ответ запишите только число. | ||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
У шимпанзе 2n = 48. Сколько генетических карт можно построить для этого вида при полном картировании? | ||||||||||||
Правильный ответ 25 | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
В трансляции фрагмента белка участвовало 50 молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав этого фрагмента образующегося белка. | ||||||||||||
Правильный ответ 50 | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
В клетке животного диплоидный набор хромосом равен 20. Определите количество молекул ДНК после митоза. | ||||||||||||
Правильный ответ 20 | ||||||||||||