Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 9 класс. 2018-19 учебный год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
К прикладной экологии относится | ||||||||||
А. синэкология | ||||||||||
Б. аутэкология | ||||||||||
В. промышленная экология Это правильный ответ | ||||||||||
Г. экологическое право | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
К глобальному экологическому кризису относится: | ||||||||||
А. загрязнение озера Байкал | ||||||||||
Б. кризис в Ираке | ||||||||||
В. проблема перенаселения Это правильный ответ | ||||||||||
Г. эпидемия СПИДа | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Обычно под структурой популяции понимают: | ||||||||||
А. соотношение особей разного пола или разного возраста Это правильный ответ | ||||||||||
Б. соотношение здоровых и больных особей | ||||||||||
В. соотношение почвенных и наземных обитателей | ||||||||||
Г. соотношение вымерших особей и ныне живущих | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Отсутствие раковин у слизней объясняет следующая особенность: | ||||||||||
А. раковина мешает спариванию | ||||||||||
Б. раковина слишком заметна издали для хищников | ||||||||||
В. эти моллюски несъедобны и не испытывают необходимости переносить длительную засуху Это правильный ответ | ||||||||||
Г. раковина является помехой в защите от хищников | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
У ряда деревьев, растущих на южных болотах, корни могут | ||||||||||
А. укорачиваться и утолщаться | ||||||||||
Б. сильно разрастаться | ||||||||||
В. изменять окраску | ||||||||||
Г. выходить на поверхность земли Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
По сравнению с биомассой Мирового океана биомасса суши: | ||||||||||
А. значительно больше Это правильный ответ | ||||||||||
Б. приблизительно такая же | ||||||||||
В. значительно меньше | ||||||||||
Г. лишь несколько больше | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Биогенным веществом нельзя считать: | ||||||||||
А. нефть | ||||||||||
Б. каменный уголь | ||||||||||
В. торф | ||||||||||
Г. олово и платину Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Самая низкая биологическая продуктивность среди морских экосистем свойственна | ||||||||||
А. лиманам | ||||||||||
Б. прибрежным районам | ||||||||||
В. центральным районам морей Это правильный ответ | ||||||||||
Г. коралловым рифам | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Типичным обитателем болот НЕ является | ||||||||||
А. ондатра | ||||||||||
Б. кулик | ||||||||||
В. выдра | ||||||||||
Г. белка-летяга Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
При наличии реки, протекающей через город, завод или фабрику следует размещать относительно заселенных районов: | ||||||||||
А. на противоположном берегу в черте города с учетом розы ветров | ||||||||||
Б. выше по течению | ||||||||||
В. ниже по течению Это правильный ответ | ||||||||||
Г. в любом подходящем месте | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Причина, по которой присутствие одуванчика на уличных газонах крупных населенных пунктов считают «фактором оздоровления городов», заключается в следующем: | ||||||||||
А. он красиво и декоративно украшает газоны | ||||||||||
Б. он активно поглощает и удерживает свинец Это правильный ответ | ||||||||||
В. он привлекает насекомых-опылителей | ||||||||||
Г. он хорошо поглощает городской шум | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Преимуществом биологического метода борьбы с вредителями является | ||||||||||
А. его небольшая себестоимость и быстрая окупаемость | ||||||||||
Б. быстрое действие | ||||||||||
В. избирательное действие на определенные виды Это правильный ответ | ||||||||||
Г. упрощенная технология применения | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Мониторинг среды означает в первую очередь | ||||||||||
А. систему защиты среды обитания | ||||||||||
Б. систему регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды Это правильный ответ | ||||||||||
В. систему правовых законодательных актов по защите природной среды | ||||||||||
Г. систему наблюдений за отдельным видом организмов и его влиянием на человека | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Восточно-Уральская охраняемая территория относится к | ||||||||||
А. национальному парку | ||||||||||
Б. заказнику | ||||||||||
В. заповеднику Это правильный ответ | ||||||||||
Г. памятнику природы | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Среди охраняемых животных Челябинской области, занесенных в Красную книгу, больше всего видов | ||||||||||
А. ракообразных | ||||||||||
Б. насекомых Это правильный ответ | ||||||||||
В. рыб | ||||||||||
Г. земноводных | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
Признаками редуцентов являются: 1. поглощают углекислый газ 2. питаются органическими остатками 3. выделяют кислород 4. способны к фотосинтезу или хемосинтезу 5. являются сапротрофами 6. разлагают органические вещества до минеральных | ||||||||||
Правильный ответ 256 | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
В экосистеме тайги консументами I порядка являются: 1. бурундук 2. норка 3. росомаха 4. белка 5. лось 6. соболь | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
К агроценозам относятся: 1. еловый лес 2. пшеничное поле 3. вишнёвый сад 4. дубрава 5. лесное озеро 6. водохранилище | ||||||||||
Правильный ответ 236 | ||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||
Почвенное питание растений улучшают факторы: 1. освещение растений 2. внесение удобрений 3. пикировка растений 4. рыхление почвы 5. удаление сорняков 6. истребление насекомых-вредителей | ||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. | ||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между содержанием и разделами экологии: Содержание - Разделы | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между типом взаимодействий и примерами организмов между популяциями живых организмов: Примеры организмов - Тип взаимодействия | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между способом добывания пищи и видом животного: Способ добывания пищи - Вид животного | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между звеньями пищевой цепи и представителями: Звенья пищевой цепи - Представители | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в водоёме при попадании в него больших количеств минеральных удобрений с полей: 1. массовое развитие одноклеточных водорослей и цианобактерий 2. отмирание и гниение одноклеточных водорослей и цианобактерий 3. увеличение содержания минеральных веществ в воде 4. снижение содержания кислорода в воде 5. массовая гибель рыб и других организмов | ||||||||||
Правильный ответ 31245 | ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите последовательность передачи энергии по пищевой цепи: 1. морские птицы 2. хищные рыбы 3. фитопланктон 4. планктонные рыбы 5. зоопланктон | ||||||||||
Правильный ответ 35421 | ||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
1. Среди условий среды различают прямые и косвенные факторы. 2. Ксерофиты обитают в условиях повышенной влажности среды обитания. 3. Воздух является плохим проводником тепла, поэтому в наземно-воздушной среде возникли теплокровные животные. 4. Деревья и кустарники относятся к фанерофитам. 5. К фитофагам относятся мелкие и крупные хищники. 6. На каждом последующем уровне концентрация аккумулирующих веществ уменьшается. 7. Необратимые изменения экосистем еще называются экологическими сукцессиями. 8. В степной и луговой экосистемах запас биомассы больше, чем в лесной экосистеме. 9. Лишайники первыми заселяют голую поверхность скал. | ||||||||||
Правильный ответ 13479 | ||||||||||