Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 10 класс. 2018-19 учебный год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Кто из ученых в своих трудах писал об «экономии природы» и первым сформулировал представления об экологическом равновесии в природе | ||||||||||
А. Э. Геккель | ||||||||||
Б. Ж.Б. Ламарк | ||||||||||
В. К. Линней Это правильный ответ | ||||||||||
Г. В.В. Докучаев | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Закон ограничивающего фактора гласит, что | ||||||||||
А. наиболее значимым является тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений Это правильный ответ | ||||||||||
Б. наиболее значимым является взаимодействие факторов | ||||||||||
В. любой фактор необходим для выживания организма в любом состоянии | ||||||||||
Г. наиболее значимым является тот фактор, который воздействует сильнее в любой момент времени | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
К преимуществам оседлого образа жизни можно отнести | ||||||||||
А. возможность освоения новых источников пищи, возможность расселения | ||||||||||
Б. привязанность к своему участку, уменьшение энергетических затрат на поиски убежища и пищи Это правильный ответ | ||||||||||
В. большая подвижность, независимость от запасов пищи | ||||||||||
Г. увеличение генетического разнообразия и ускоренное размножение | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Абиотические и биотические компоненты среды, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы и во многом определяющие ее характер | ||||||||||
А. вода и минеральные соли, растворенные в ней | ||||||||||
Б. солнечный свет и радиация | ||||||||||
В. экологические факторы Это правильный ответ | ||||||||||
Г. совокупность живых организмов | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Паразитическими организмами не являет(ют)ся | ||||||||||
А. фитофтора | ||||||||||
Б. вирус табачной мозаики | ||||||||||
В. повилика, заразиха | ||||||||||
Г. шампиньон, подберезовик Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Помимо среды обитания, одним из основных признаков, на основании которых не выделяют жизненные формы зверей, является | ||||||||||
А. способ передвижения | ||||||||||
Б. способ питания | ||||||||||
В. характер питания | ||||||||||
Г. размеры тела Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Теплокровным животным, ведущим ночной (сумеречный) образ жизни, характерны следующие признаки | ||||||||||
А. маленькие глаза, крупное тело | ||||||||||
Б. большая масса тела, яркая окраска | ||||||||||
В. цветное зрение, крупная голова | ||||||||||
Г. большие глаза, хороший слух, иногда усы-вибриссы Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
К числу самых неустойчивых экосистем можно отнести | ||||||||||
А. луга и степи | ||||||||||
Б. таежные леса | ||||||||||
В. наскальные экосистемы Это правильный ответ | ||||||||||
Г. широколиственные леса | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
В основе устойчивости экосистемы лежит: | ||||||||||
А. наличие крупных травоядных животных | ||||||||||
Б. наличие богатой элементами почвы | ||||||||||
В. незамкнутость экосистемы | ||||||||||
Г. круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Вырубка лесов, распашка пойм рек и осушение болот вызывают | ||||||||||
А. повышение уровня грунтовых вод | ||||||||||
Б. уменьшение поверхностного стока | ||||||||||
В. увеличение поверхностного стока Это правильный ответ | ||||||||||
Г. увеличение водоносности рек | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
В заповедниках, особенно биосферных, происходит контроль за различными показателями природной среды. Тем самым они выполняют функции: | ||||||||||
А. только чисто биологического мониторинга | ||||||||||
Б. фонового мониторинга Это правильный ответ | ||||||||||
В. дистанционного мониторинга | ||||||||||
Г. точечного мониторинга | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Химическая очистка сточных вод означает | ||||||||||
А. использование различных фильтров, сит, отстойников | ||||||||||
Б. использование аэротенков | ||||||||||
В. использование полей орошения | ||||||||||
Г. добавление различных реагентов, способных образовывать осадок, в который переходят загрязняющие вещества из коллоидных растворов Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию, где был принят документ | ||||||||||
А. Парижское соглашение | ||||||||||
Б. Рамочная конвенция | ||||||||||
В. «Повестка дня на XXI век» Это правильный ответ | ||||||||||
Г. «Мир без природы» | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Восточно-Уральская охраняемая территория относится к | ||||||||||
А. национальному парку | ||||||||||
Б. заказнику | ||||||||||
В. заповеднику Это правильный ответ | ||||||||||
Г. памятнику природы | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Среди охраняемых животных Челябинской области, занесенных в Красную книгу, больше всего видов | ||||||||||
А. ракообразных | ||||||||||
Б. насекомых Это правильный ответ | ||||||||||
В. рыб | ||||||||||
Г. земноводных | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
К биогеоценозам относятся: 1. биосфера 2. хвойный лес 3. заливной луг 4. разнотравная степь 5. гниющий пень 6. лужа с микроорганизмами | ||||||||||
Правильный ответ 234 | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Сходство природной и искусственной экосистем заключается в: 1. использование солнечной энергии 2. наличие цепей питания 3. небольшое число видов 4. замкнутый круговорот веществ 5. использование дополнительных источников энергии 6. наличие разных функциональных групп | ||||||||||
Правильный ответ 126 | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
Для зрелых сообществ характерны: 1. высокое видовое разнообразие 2. низкое видовое разнообразие 3. высокая устойчивость 4. низкая устойчивость 5. большая чистая продукция 6. большие затраты на дыхание | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||
Локальный характер имеют экологические проблемы: 1. снижение биологического разнообразия 2. зарастание озера 3. парниковый эффект 4. загрязнение города 5. разрушение озонового слоя 6. распашка целинного поля | ||||||||||
Правильный ответ 246 | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. | ||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видами растений и приспособленностью их семян к распространению: Виды растений - Способы распространения семян | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между средой обитания и видами животных: Среда обитания - Виды животных | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видоизменениями органов и их функцией: Видоизменения органов - Функции видоизменений | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между способом получения пищи и видом животного: Способ получения пищи - Виды животных | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами (231). | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите последовательность процессов, происходящих в ходе сукцессии: 1. формирование устойчивого сообщества 2. заселение травянистыми растениями 3. заселение кустарниками 4. заселение лишайниками голых скал 5. заселение мхами | ||||||||||
Правильный ответ 45231 | ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите последовательность круговорота азота в биосфере, начиная с атмосферного азота: 1. разрушение микроорганизмами органических остатков 2. использование животными азотсодержащих органических веществ 3. использование растениями соединений азота 4. поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями 5. высвобождение свободного азота | ||||||||||
Правильный ответ 43215 | ||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
1. Гетеротрофные организмы способны улавливать солнечную энергию для преобразования органических веществ. 2. Человек проводит преднамеренное вселение – интродукцию видов в различные районы планеты. 3. Главный закон жизни экосистемы – это круговорот веществ и однократное использование энергии, которая протекает через экосистему по пищевым цепям. 4. Реакция популяций растений и животных на изменения условий среды носит сходный характер. 5. Американский эколог Ю. Одум назвал экологическую нишу «профессией вида в экосистеме». 6. Загрязнение окружающей среды влияет на состояние организмов, но не снижает плотность популяции. 7. У птиц и млекопитающих интенсивный обмен веществ, поэтому их называют эктотермными организмами. 8. Полезное достижение промышленной экологии – внедрение нанотехнологий в область ресурсосбережения. 9. В формировании кислотных дождей участвует и транспорт, в выхлопах которого содержатся хлорид водорода и оксиды азота. | ||||||||||
Правильный ответ 23589 | ||||||||||