Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 10 класс. 2018-19 учебный год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Основы учения об экологии почв и их закономерном распределении на поверхности земли создал | ||||||||||
А. Ч. Дарвин | ||||||||||
Б. Э. Геккель | ||||||||||
В. К. Линней | ||||||||||
Г. В.В. Докучаев Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Закон оптимума означает что | ||||||||||
А. организмы по-разному переносят отклонения от оптимума | ||||||||||
Б. любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на организм Это правильный ответ | ||||||||||
В. любой экологический фактор всегда оптимально действует на организм | ||||||||||
Г. любой организм оптимально подстраивается под различные условия окружающей среды | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Для повышения плавучести планктонные организмы обрели следующие приспособления | ||||||||||
А. увеличенные размеры тела | ||||||||||
Б. медленная скорость движения в воде | ||||||||||
В. уменьшенный размер и плотность тела Это правильный ответ | ||||||||||
Г. нет правильного ответа | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Один из факторов среды | ||||||||||
А. может быть заменен избытком другого фактора | ||||||||||
Б. может быть заменен двумя-тремя другими факторами | ||||||||||
В. всегда заменяется другими факторами | ||||||||||
Г. не может быть заменен другими факторами Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
У птиц одна из форм приспособленности к полету выражена в виде: | ||||||||||
А. однотонной окраски перьев | ||||||||||
Б. утолщенных костей скелета | ||||||||||
В. интенсивного обмена веществ Это правильный ответ | ||||||||||
Г. все ответы верны | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Для поддержания водно-солевого гомеостаза организм пресноводных одноклеточных должен | ||||||||||
А. поглощать много воды | ||||||||||
Б. иметь сократительную (пульсирующую) вакуоль Это правильный ответ | ||||||||||
В. обладать специальными покровами, защищающими от проникновения избытка солей | ||||||||||
Г. иметь хорошо функционирующие водно-солевые каналы | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Главным ограничивающим фактором в экосистеме тундр является | ||||||||||
А. недостатком влаги | ||||||||||
Б. бедность почв | ||||||||||
В. недостаток тепла Это правильный ответ | ||||||||||
Г. сильная солнечная радиация | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Многие цветковые растения приспосабливаются к весенним холодам следующим образом | ||||||||||
А. их стебель покрывается специальной защитной пленкой | ||||||||||
Б. у них изменяются размеры и количество листьев | ||||||||||
В. их листья опускаются вниз, скручиваются и теряют зеленую окраску | ||||||||||
Г. их листья и стебли сильно опущены, а все ткани способны вырабатывать красный пигмент - антоциан Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Каждая экосистема обязательно включает следующие компоненты: | ||||||||||
А. автотрофы и хемотрофы | ||||||||||
Б. автотрофы и редуценты | ||||||||||
В. автотрофы и гетеротрофы Это правильный ответ | ||||||||||
Г. хемотрофы и редуценты | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Сохранить целостность биосферы можно: | ||||||||||
А. развивая малоотходное промышленное производство | ||||||||||
Б. сохраняя биологическое разнообразие Это правильный ответ | ||||||||||
В. увеличивая площади агроценозов | ||||||||||
Г. увеличивая добычу полезных ископаемых | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Наименее опасны тепловые станции, которые работают с использованием | ||||||||||
А. угля | ||||||||||
Б. мазута | ||||||||||
В. сланца | ||||||||||
Г. газа Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Незамерзание водоемов в умеренных широтах в холодное время года является одним из признаков | ||||||||||
А. здорового состояния водоема | ||||||||||
Б. загрязнения водоема твердыми бытовыми отходами | ||||||||||
В. теплового загрязнения водоема Это правильный ответ | ||||||||||
Г. естественной сукцессии водоема | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
В докладе «Наше общее будущее» впервые было использовано понятие | ||||||||||
А. устойчивое развитие Это правильный ответ | ||||||||||
Б. технократическое будущее | ||||||||||
В. развитый рециклинг | ||||||||||
Г. энергосбережение | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Озеро Увильды, как охраняемый объект, относится к | ||||||||||
А. памятнику природы Это правильный ответ | ||||||||||
Б. заказнику | ||||||||||
В. заповеднику | ||||||||||
Г. национальному парку | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Среди охраняемых растений, занесенных в Красную книгу Челябинской области, больше всего | ||||||||||
А. водорослей | ||||||||||
Б. моховидных | ||||||||||
В. голосеменных | ||||||||||
Г. покрытосеменных Это правильный ответ | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
К физиологическим адаптациям относятся: 1. выделение слизи на поверхность тела у дождевого червя 2. наличие целлюлозоразрушающих ферментов у целлюлозоразрушающих бактерий 3. строительство убежищ 4. способность верблюда обеспечивать организм влагой путём окисления запасов жира 5. строительство гнезд 6. брачные игры | ||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
К комменсализму относятся отношения: 1. акула и рыба-прилипала 2. рыба горчак и беззубка 3. репей и человек 4. человек и озимая пшеница 5. навозный жук и корова 6. корова и трава | ||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
Свободноживущими являются организмы: 1. паук-крестовик 2. острица 3. малярийный плазмодий 4. пресноводная гидра 5. эхинококк 6. инфузория-туфелька | ||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||
Характеристиками продуцентов являются: 1. способны к фотосинтезу или хемосинтезу 2. поглощают углекислый газ 3. синтезируют органические вещества из неорганических 4. разлагают органические вещества до минеральных 5. питаются органическими остатками 6. являются сапротрофами | ||||||||||
Правильный ответ 123 | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. | ||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между признаками и группами организмов: Признаки организмов - Группы организмов | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между продолжительностью жизни и видом растений: Продолжительность жизни - Виды растений | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между характеристикой и экологическими группами растений: Характеристика - Экологические группы растений | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между жизненной формой и видами растений Жизненная форма - Виды растений | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
Расположите последовательность передачи энергии по пищевой цепи: 1. ястреб-перепелятник 2. гусеницы непарного шелкопряда 3. обыкновенный скворец 4. жук пахучий красотел 5. листья липы | ||||||||||
Правильный ответ 52431 | ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
Расположите в правильном порядке процессы, происходящие в водоеме при попадании в него больших количеств минеральных удобрений с полей: 1. отмирание и гниение одноклеточных водорослей и цианобактерий 2. увеличение содержания минеральных веществ в воде 3. снижение содержания кислорода в воде 4. массовая гибель рыб и других организмов 5. массовое развитие одноклеточных водорослей и цианобактерий | ||||||||||
Правильный ответ 25134 | ||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
1. Основу существования большинства водных экосистем составляют автотрофы. 2. У теневыносливых растений листья толстые и содержат мало хлорофилла. 3. Химический анализ слоевища лишайника позволяет обнаружить появление загрязнения в атмосфере. 4. Пойменные почвы образуются в низинных болотах. 5. Мероприятия по рекультивации земель способствуют ее восстановлению. 6. Восстановление естественного круговорота азота возможно за счет уменьшения производства азотных удобрений. 7. Соотношение групп особей разного возраста в популяции можно отразить в виде пирамиды численности. 8. Воздух прозрачен, поэтому солнечный свет легко достигает открытых поверхностей суши и его количество не лимитирует процесс фотосинтеза. 9. Большинство многолетних растений зимуют в стадии семян и называются терофиты. | ||||||||||
Правильный ответ 13568 | ||||||||||