Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 11 класс. 2018-19 учебный год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Закон толерантности сформулировал | ||||||||||
А. Ю. Одум | ||||||||||
Б. А. Тинеманн | ||||||||||
В. В. Шелфорд Это правильный ответ | ||||||||||
Г. Ю. Либих | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
При загрязнении окружающей среды у растений возникает заболевание, при котором происходит отмирание определенных участков тканей и органов, называемое | ||||||||||
А. ароморфоз | ||||||||||
Б. токсикоз | ||||||||||
В. дегенерация | ||||||||||
Г. некроз Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Некоторые организмы прибрежных экосистем способны накапливать большое количество фосфора. В их число входят: | ||||||||||
А. дождевые черви | ||||||||||
Б. водоросли | ||||||||||
В. двустворчатые моллюски Это правильный ответ | ||||||||||
Г. личинки насекомых | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Наибольшие запасы отмерших остатков возникают в условиях | ||||||||||
А. тундры | ||||||||||
Б. дубравы | ||||||||||
В. степи | ||||||||||
Г. сфагновых болот Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
В основе сукцессий лежит: | ||||||||||
А. сложность экологических взаимосвязей в сообществе | ||||||||||
Б. большая скорость изменения живых организмов | ||||||||||
В. неполнота биологического круговорота в ценозе Это правильный ответ | ||||||||||
Г. пространственное развитие сообщества | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
В термодинамическом отношении экосистемы являются | ||||||||||
А. открытыми системами Это правильный ответ | ||||||||||
Б. закрытыми системами | ||||||||||
В. периодическими системами и находятся в зависимости от времен года | ||||||||||
Г. разными по этому показателю – одни могут быть закрытыми системами, в другие - открытыми | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Основными источниками поступления биогенных элементов в водоемы являются | ||||||||||
А. мазут, бензин, песок и щебень | ||||||||||
Б. соль, песок и твердые промышленные отходы | ||||||||||
В. удобрения, смываемые с полей Это правильный ответ | ||||||||||
Г. зола и строительный мусор | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Вид, обитающий только в данном регионе и не встречающийся на других территориях, называется | ||||||||||
А. индикаторный вид | ||||||||||
Б. эндемичный вид Это правильный ответ | ||||||||||
В. карантинный вид | ||||||||||
Г. доминантный вид | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Растения, которые уходят под снег, не сбрасывая листьев, имеют возможность | ||||||||||
А. активно расти под снежным покровом | ||||||||||
Б. вегетативно развиваться сразу после снеготаяния Это правильный ответ | ||||||||||
В. фотосинтезировать в течение всей зимы | ||||||||||
Г. переносить зиму в более комфортных условиях | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Найдите обобщающее слово в ряду «оползни-сели-обвалы-эрозия-сход лавин» | ||||||||||
А. природные ресурсы | ||||||||||
Б. виды территорий | ||||||||||
В. формы ландшафты | ||||||||||
Г. геоморфологические процессы Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Рост численности популяций зависит от их плотности у: | ||||||||||
А. бактерий | ||||||||||
Б. тли | ||||||||||
В. деревьев Это правильный ответ | ||||||||||
Г. однолетних растений | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Аутогенной сукцессией является | ||||||||||
А. формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве | ||||||||||
Б. регулярно-периодическое выгорание калифорнийской чапарали в результате формирования огнеопасной среды Это правильный ответ | ||||||||||
В. изменение биоценоза после распашки целины | ||||||||||
Г. появление озера в результате падения метеорита | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Загрязнение атмосферного воздуха в крупном городе - это | ||||||||||
А. локальный экологический кризис Это правильный ответ | ||||||||||
Б. локальная экологическая катастрофа | ||||||||||
В. глобальная экологическая катастрофа | ||||||||||
Г. региональный экологический кризис | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Восточно-Уральская охраняемая территория относится к | ||||||||||
А. национальному парку | ||||||||||
Б. заказнику | ||||||||||
В. заповеднику Это правильный ответ | ||||||||||
Г. памятнику природы | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Среди охраняемых животных Челябинской области, занесенных в Красную книгу, больше всего видов | ||||||||||
А. ракообразных | ||||||||||
Б. насекомых Это правильный ответ | ||||||||||
Б. насекомых | ||||||||||
Г. земноводных | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
Первичными сукцессиями являются: 1. формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве 2. восстановление биоценоза после пожара 3. изменение биоценоза после осушения болота 4. эвтрофикация водоёма 5. формирование биоценоза на склоне после оползня 6. появление озера в результате падения метеорита | ||||||||||
Правильный ответ 156 | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Устойчивость биосферы обеспечивают следующие меры: 1. сохранение видового разнообразия 2. создание искусственных экосистем 3. предотвращение загрязнения окружающей среды 4. борьба с вредителями растений 5. сокращение численности хищников 6. сохранение исчезающих видов | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
Согласно классификации В.И. Вернадского, к биогенным веществам относятся: 1. гнейс 2. нефть 3. базальт 4. гранит 5. каменный уголь 6. торф | ||||||||||
Правильный ответ 256 | ||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||
К концентрационной функции живого вещества в биосфере относятся: 1. накопление гумуса в почве 2. образование углекислого газа в энергетическом обмене глюкозы 3. отложение кальция в скелетах животных 4. участие кислорода в процессе дыхания 5. превращение атмосферного азота в нитраты клубеньковыми бактериями 6. накопление кремния в вегетативных органах хвощей | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. | ||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между признаками и группами организмов: Признаки организмов - Группы организмов | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между типом взаимодействий и примерами организмов между популяциями живых организмов: Примеры организмов - Тип взаимодействия | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между характеристикой и экологическими группами растений: Характеристика - Экологические группы растений | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между группой растений по отношению к воде и примерами растений: Группа растений - Виды растений | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите последовательность процессов круговорота азота в биосфере, начиная с усвоения атмосферного азота: 1. разрушение микроорганизмами органических остатков 2. использование животными азотсодержащих органических веществ 3. использование растениями соединений азота 4. поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями 5. высвобождение свободного азота | ||||||||||
Правильный ответ 43215 | ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите последовательность передачи энергии по пищевой цепи: 1. ястреб-перепелятник 2. гусеницы непарного шелкопряда 3. обыкновенный скворец 4. жук пахучий красотел 5. листья липы | ||||||||||
Правильный ответ 52431 | ||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
1. Виды с широкой зоной толерантности еще называют эврибионтами. 2. Набор экологических валентностей вида по отношению к разным факторам среды составляет экологический спектр вида. 3. Космополитами являются виды животных и растений, которые имеют небольшой ограниченный ареал обитания. 4. Динамические показатели популяции отражают процессы, протекающие в популяции за определенный промежуток времени. 5. Трофические связи возникают, когда один вид участвует в распространении другого вида. 6. Детритные цепи всегда начинаются с живых фотосинтезирующих организмов. 7. Изменения в сообществах могут быть как циклическими, так и поступательными. 8. Биосферу в настоящее время называют ноосферой. 9. Растительный компонент биоценоза называют фитоценозом. | ||||||||||
Правильный ответ 12479 | ||||||||||