Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
7 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком предложении слово «козел» является профессионализмом. | ||||||||||||
1. Сатиры – в греческой мифологии лесные существа, нижней частью тела похожие на козлов. | ||||||||||||
2. Козла бойся спереди, коня сзади, а дурака со всех сторон. | ||||||||||||
3. Пусти козла в огород – он всю капусту съест. | ||||||||||||
4. Колеса коснулись земли, самолет дал козла, но во второй раз уже сел на три точки. Это правильный ответ | ||||||||||||
5. Марья устала прогонять козла с огорода. | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком предложении словосочетание «чистой воды» не является фразеологизмом. | ||||||||||||
1. Необходимо огромное количество чистой воды, которая, кстати, в некоторых частях нашей планеты ценится значительно дороже нефти. [Нодари Симония. Момент истины для сланцевой революции // «Эксперт», 2015] Это правильный ответ | ||||||||||||
2. Хоть они и являются фикцией чистой воды… [Сергей Довлатов. Наши (1983)] | ||||||||||||
3. Алмаз чистой воды сверкает и в простой оправе. [И. Грекова. На испытаниях (1967)] | ||||||||||||
4. Это было бы чистой воды сдерживание конкуренции. [Александр Лабыкин. Не надо ограничивать рост // «Эксперт», 2014] | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое слово является стилистически окрашенным. | ||||||||||||
1. искренний | ||||||||||||
2. ассимиляция Это правильный ответ | ||||||||||||
3. колдовство | ||||||||||||
4. садоводство | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое слово образовано другим способом, чем все остальные. | ||||||||||||
1. заплыв Это правильный ответ | ||||||||||||
2. подгруппа | ||||||||||||
3. преглупый | ||||||||||||
4. навсегда | ||||||||||||
5. заготовить | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите неверную словообразовательную цепочку. | ||||||||||||
1. блин – блинок – блиночек | ||||||||||||
2. тоска – тосковать – затосковать | ||||||||||||
3. кропотливый – кропотливо – кропотливость Это правильный ответ | ||||||||||||
4. обида – обидный – обидно | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое предложение содержит грамматическую ошибку. | ||||||||||||
1. Джем сварили из полутора стаканов черники. | ||||||||||||
2. К тремстам сорока четырём прибавить восемьсот девяносто восемь. | ||||||||||||
3. Учителя пришли на экскурсию с двумястами сорока учениками. | ||||||||||||
4. От восемьсот пятидесяти девяти отнять восемьдесят четыре. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду наречия образованы одним и тем же способом. | ||||||||||||
1. дружески, по-английски | ||||||||||||
2. трижды, вблизи | ||||||||||||
3. издали, наутро Это правильный ответ | ||||||||||||
4. отсюда, отрешенно | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком примере слово «раз» относится к другой части речи, чем во всех остальных. | ||||||||||||
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь. | ||||||||||||
2. Раз на раз не приходится. | ||||||||||||
3. Раз поздно вечером… Это правильный ответ | ||||||||||||
4. Всякий раз одно и то же. | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое утверждение является верным. | ||||||||||||
1. Отглагольное прилагательное «устарелый» имеет краткую форму. | ||||||||||||
2. Существительное «дурачина» относится к женскому роду. | ||||||||||||
3. Глагол «разбежаться» относится к первому спряжению. | ||||||||||||
4. Слово «точно» может быть прилагательным, наречием, союзом и частицей. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 10 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствия между данными словами и предложенными фонетическими характеристиками. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите правильную грамматическую форму слова «ввести» в предложении «Первого сентября ГИБДД … дополнительные меры для обеспечения безопасности детей». | ||||||||||||
1. ввели | ||||||||||||
2. ввело | ||||||||||||
3. ввёл | ||||||||||||
4. ввела Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите распространенное предложение. | ||||||||||||
1. Мне обидно. Это правильный ответ | ||||||||||||
2. Грустно это. | ||||||||||||
3. Ты супер! | ||||||||||||
4. Пушкин, бесспорно, был гением. | ||||||||||||
5. Ты не в своей тарелке. | ||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, про которое нельзя однозначно сказать, как оно образовано (т.е. имеет двойственную мотивацию). | ||||||||||||
1. сначала | ||||||||||||
2. бесчестие | ||||||||||||
3. неубедительность Это правильный ответ | ||||||||||||
4. потягивать | ||||||||||||
Вопрос № 14 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, в котором есть наложение морфем (частей слова). | ||||||||||||
1. весомость | ||||||||||||
2. изогнуть | ||||||||||||
3. сосняк Это правильный ответ | ||||||||||||
4. насмешка | ||||||||||||
Вопрос № 15 4 балла(ов) | ||||||||||||
Примерно в XI - XII в. древнерусском языке произошло так называемое падение (исчезновение) особых редуцированных гласных, которые обозначались буквами Ъ и Ь. В результате на место этих звуков в одних случаях пришли [о] и [е] — ъ > [о], ь > [е]. В других случаях редуцированные звуки исчезли совсем. Определите при помощи чередований, какие буквы писались в приведенных ниже словах, и установите соответствия между группой и приведенными примерами. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду пропущена одна и та же буква. | ||||||||||||
1. ср…щение, предл…жение, оз…рение, сг…реть | ||||||||||||
2. деш…вый, расч…ска, тяж…лый, ш…в | ||||||||||||
3. без…мянный, меж…гровой, сверх…зысканное, пед…нститут | ||||||||||||
4. пр…водник, пр…родитель, пр…движение, пр…жилка | ||||||||||||
5. пр…вращение, пр…тензия, пр…любезый, пр…красный Это правильный ответ | ||||||||||||
6. к…сательная, г…рдероб, пров…жать, г…ризонт | ||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком примере слово «миллиард» - иная часть речи, чем во всех остальных. | ||||||||||||
1. Резервы ЦБ за последние три недели сократились на миллиард долларов. [Алексей Полухин. Терминатор на фондовом рынке (2003) // «Время МН», 2003.08.02] | ||||||||||||
2. Америка уже запасла почти миллиард баррелей в своих государственных резервах. [Иван-дурак и миллиардер Шахновский (2003) // «Завтра», 2003.08.22] | ||||||||||||
3. Мальчик решил изготовить в качестве наглядного пособия глобус диаметром, в миллиард раз меньшим диаметра Земли. [Владимир Лукашик, Елена Иванова. Сборник задач по физике. 7-9 кл. (2003)] | ||||||||||||
4. Ленивцев на земле миллиарды, но они исчезли и исчезают из памяти человечества вместе со вселенской пылью. [Коллективный форум: 12 часов в день? Не могу согласиться с М. Прохоровым (2010-2011)] Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком примере существительное «нарцисс» употреблено в значении имени собственного. | ||||||||||||
1.Жёлтый (Н,н)арцисс ― к измене, красная роза ― к страстной любви, незабудка― верность до гроба… [Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого [Путешествие в седьмую сторону света] // «Новый Мир», 2000] | ||||||||||||
2.Подснежник, белоцветник, лилия, (Н,н)арцисс имеют многолетнюю луковицу. [Вопросы и ответы (2003) // «Сад своими руками», 2003.03.15] | ||||||||||||
3. В Исламе (Н,н)арцисс служит эмблемой несгибаемой верности. [С. В. Мельникова. Сказки и «волшебные» растения (2003) // «Биология», 2003.04.01] | ||||||||||||
4.Однажды в густом лесу заблудился прекрасный юноша (Н,н)арцисс, сын речного бога Это правильный ответКефиса и нимфы Лаврионы. [С. В. Рязанцев. В мире запахов и звуков (1997)] | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в какой паре слов ударение падает на один и тот же слог. | ||||||||||||
1. торты, лимон | ||||||||||||
2. весело, завидно | ||||||||||||
3. звонит, пойдет Это правильный ответ | ||||||||||||
4. научит, включит | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое слово не может сочетаться со словом «подвиг». | ||||||||||||
1. совершить | ||||||||||||
2. прославлять | ||||||||||||
3. помнить | ||||||||||||
4. делать Это правильный ответ | ||||||||||||
5. запечатлеть | ||||||||||||
6. оценить | ||||||||||||