Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
7 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком предложении слово «рыба» является профессионализмом. | ||||||||||||
1. Глупа та рыба, которая дважды на одну и ту же наживку попадается. | ||||||||||||
2. Летом, при обилии естественного прикорма рыбы весьма привередливы. | ||||||||||||
3. Недостаточно свежая рыба может стать причиной серьезного отравления. | ||||||||||||
4. Набросай рыбу для статьи в утренний новостной выпуск. Это правильный ответ | ||||||||||||
5. Рыба-меч является единственным представителем семейства мечерылых. | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком предложении словосочетание «сесть в лужу» не является фразеологизмом. | ||||||||||||
1. Подумай и поспрошай, насколько я рискую сесть в лужу, если попрошу ее быть моей женой? [Ал. П. Чехов. Письма Антону Павловичу Чехову (1888)] | ||||||||||||
2. Не сочтите за нескромность, но мне надо очень постараться, чтобы оскандалиться и сесть в лужу. [Вика Чехова. Михалкову отказать невозможно (2000) // «Семья», 2000.01.19] | ||||||||||||
3. В школе годами ему приходилось делать вид, что он знает никчемную историю человечества, а сам внутри себя сознавал: не будь у него на уроке учебника перед глазами, он сразу бы сел в лужу. [Юрий Петкевич. Живые цветы зимой (2001)] | ||||||||||||
4. От неожиданности я слетел с велосипеда и сел в лужу прямо у ее ног. [А. И. Мусатов. Большая весна (1957)] Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое слово является стилистически окрашенным. | ||||||||||||
1. карусель | ||||||||||||
2. кислинка Это правильный ответ | ||||||||||||
3. узорчатый | ||||||||||||
4. осмелиться | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое слово образовано другим способом, чем все остальные. | ||||||||||||
1. подоконник | ||||||||||||
2. переносица | ||||||||||||
3. заморский | ||||||||||||
4. разбег Это правильный ответ | ||||||||||||
5. по-новому | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите неверную словообразовательную цепочку. | ||||||||||||
1. тоска – тоскливый – тоскливо | ||||||||||||
2. вязать – завязка - завязать Это правильный ответ | ||||||||||||
3. пустеть – опустеть – опустение | ||||||||||||
4. два – двухсменный - двухсменка | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое предложение содержит грамматическую ошибку. | ||||||||||||
1. Мы купили пять килограммов яблок. | ||||||||||||
2. Из восьмисот девяноста трёх вычесть пятьдесят семь. | ||||||||||||
3. Выборы состоялись в триста пятидесяти пяти округах. Это правильный ответ | ||||||||||||
4. В полутора километрах от города находится карьер. | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду наречия образованы одним и тем же способом. | ||||||||||||
1. вечером, вчетвером | ||||||||||||
2. молодецки, ежедневно Это правильный ответ | ||||||||||||
3. вничью, некстати | ||||||||||||
4. по-нашему, послезавтра | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком примере слово «едва» относится к другой части речи, чем во всех остальных. | ||||||||||||
1. Едва вошел, начал говорить. Это правильный ответ | ||||||||||||
2. Едва успел на поезд. | ||||||||||||
3. Едва жив, едва дышит. | ||||||||||||
4. Ему едва 10 лет исполнилось. | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое утверждение является верным. | ||||||||||||
1. Отрицательное местоимение «нечего» не имеет формы именительного и винительного падежа. Это правильный ответ | ||||||||||||
2. Слово «как» может быть прилагательным, наречием, союзом и частицей. | ||||||||||||
3. Существительное «путь» относится ко второму склонению. | ||||||||||||
4. Глагол «разбить» относится ко второму спряжению. | ||||||||||||
Вопрос № 10 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствия между данными словами и предложенными характеристиками. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите правильную грамматическую форму слова «приобрести» в предложении «СМУ … современную технику для выполнения монтажных работ». | ||||||||||||
1. приобрели | ||||||||||||
2. приобрело Это правильный ответ | ||||||||||||
3. приобрёл | ||||||||||||
4. приобрела | ||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите распространенное предложение. | ||||||||||||
1. Как это здорово! | ||||||||||||
2. Он не в своём уме. | ||||||||||||
3. Ребёнку страшно. Это правильный ответ | ||||||||||||
4. Гоголь, как известно, был писателем и драматургом. | ||||||||||||
5. Ты умница! | ||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, про которое нельзя однозначно сказать, как оно образовано (т.е. имеет двойственную мотивацию). | ||||||||||||
1. утрамбовать | ||||||||||||
2. повеселиться Это правильный ответ | ||||||||||||
3. переход | ||||||||||||
4. смолоду | ||||||||||||
Вопрос № 14 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, в котором есть наложение морфем (частей слова). | ||||||||||||
1. ветхость | ||||||||||||
2. изучить | ||||||||||||
3. нарезка | ||||||||||||
4. рассориться Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 15 4 балла(ов) | ||||||||||||
Примерно в XI - XII в. древнерусском языке произошло так называемое падение (исчезновение) особых редуцированных гласных, которые обозначались буквами Ъ и Ь. В результате на место этих звуков в одних случаях пришли [о] и [е] — ъ > [о], ь > [е]. В других случаях редуцированные звуки исчезли совсем. Определите при помощи чередований, какие буквы писались в приведенных ниже словах, и установите соответствия между группой и приведенными примерами. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду пропущена одна и та же буква. | ||||||||||||
1. неприк…сновенный, прил…гать, отр…сль, р…внина | ||||||||||||
2. ч…рточка, ш…лк, ж…кей, реш…тка | ||||||||||||
3. сверх…нтересный, пред…стория, спорт..гра, роз..ск | ||||||||||||
4. пр…емственность, пр…зидиум, пр…важный, пр…имущество Это правильный ответ | ||||||||||||
5. пр…винность, пр…бабушка, пр…гонщик, пр…мокший | ||||||||||||
6. к…рнавал, з…рница, прик…сновение, с…ната | ||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком примере слово «тысяча» - иная часть речи, чем во всех остальных. | ||||||||||||
1. Тысяча лет ― обычный срок для того, чтобы языки потеряли возможность взаимопонимания. [Сергей Старостин, Григорий Зеленко. У человечества был один праязык // «Знание – сила», 2003] | ||||||||||||
2. Сколько стоит? Тысяча евро? Пожалуй, лучше куплю всё по отдельности: и телефон, и плейер. [Александр Волков. Одеться с иголочки и без ниточки // «Знание – сила», 2003] | ||||||||||||
3. Сказал один, что за деньги не поедет, а в Сколково уже побежали тысячи за деньгами. [Коллективный форум: 12 часов в день? Не могу согласиться с М. Прохоровым (2010-2011)] Это правильный ответ | ||||||||||||
4. Шёл одна тысяча девятьсот сорок девятый год. [Виктор Астафьев. Пролетный гусь (2000)] | ||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком примере существительное «Гулливер» употреблено в значении имени нарицательного. | ||||||||||||
1. Я понял, почему (Г, г)улливер так понравился великанам и почему лилипуты так нравились (Г, г)улливеру. [Александр Подкопаев, Константин Павлов. Из перворазников — в небоныры // «За науку», 2013] | ||||||||||||
2. Выступление на конференции содружества европейских интеллектуалов «(Г, г)улливер» 26 мая 1990 г. в Санкт-Петербурге. [Андрей Битов. Пушкин ― русский европеец (1991)] | ||||||||||||
3. Росту, если память не изменяет, метра два с приличным гаком ― то ли восемь, то ли аж двенадцать сантиметров. Огромный костистый (Г, г)улливер. [Дина Рубина. На солнечной стороне улицы (1980-2006)] Это правильный ответ | ||||||||||||
4.(Г, г)улливер, начавший странствие с Лилипутии, принужден был закончить его в стране Великанов. [Александр Люсый. Просвещенный таракан (Михаил Ямпольский. О близком) // «Октябрь», 2003] | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в какой паре слов ударение падает на один и тот же слог. | ||||||||||||
1. свирель, щавель Это правильный ответ | ||||||||||||
2. ласточка, цепочка | ||||||||||||
3. свекла, квартал | ||||||||||||
4. красивее, жалюзи | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое слово не может сочетаться со словом «мнение». | ||||||||||||
1. выразить | ||||||||||||
2. сформулировать | ||||||||||||
3. высказать | ||||||||||||
4. сказать Это правильный ответ | ||||||||||||
5. учитывать | ||||||||||||
6. услышать | ||||||||||||