Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове количество букв и звуков совпадает? | ||||||||||||
1. фальшь | ||||||||||||
2. баян | ||||||||||||
3. яблоко | ||||||||||||
4. плоть | ||||||||||||
5. боязнь Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове на месте выделенной буквы Е произносится звук [О]? | ||||||||||||
1. жЕлоб Это правильный ответ | ||||||||||||
2. афЕра | ||||||||||||
3. блажЕнный | ||||||||||||
4. повЕса | ||||||||||||
5. крЕн | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду во всех словах звук [Ж] имеет одинаковое происхождение? | ||||||||||||
1. круЖок, предлоЖение, суЖение | ||||||||||||
2. роЖок, леЖать, волЖанин Это правильный ответ | ||||||||||||
3. гороЖанин, сниЖение, хоЖу | ||||||||||||
4. броЖение, угроЖать, шпаЖист | ||||||||||||
5. хуЖе, скольЖение, саЖать | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какой из этих знаков не является знаком препинания? | ||||||||||||
1. точка | ||||||||||||
2. запятая | ||||||||||||
3. точка с запятой | ||||||||||||
4. дефис Это правильный ответ | ||||||||||||
5. тире | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове пропущена буква Я? | ||||||||||||
1. подв…заться (на поприще) | ||||||||||||
2. посв…тить (стихотворение) Это правильный ответ | ||||||||||||
3. (Эпоха) Просв…щения | ||||||||||||
4. посв…тить (фонарём) | ||||||||||||
5. врем…нные (трудности) | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
В написании какого слова допущена орфографическая ошибка? | ||||||||||||
1. конфорка | ||||||||||||
2. комформизм Это правильный ответ | ||||||||||||
3. конфронтация | ||||||||||||
4. комфортабельный | ||||||||||||
5. конфискация | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какое из приведенных ниже слов изменило свое написание в процессе развития языка? | ||||||||||||
1. гадание | ||||||||||||
2. здание | ||||||||||||
3. свидание | ||||||||||||
4. свидетель Это правильный ответ | ||||||||||||
5. просветитель | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Во всех приведенных ниже словах произошёл исторический процесс: на стыке корня и суффикса утратился конечный согласный корня. Отметьте слово, в котором исчез иной согласный, чем во всех остальных. | ||||||||||||
1. стянуть | ||||||||||||
2. утонуть Это правильный ответ | ||||||||||||
3. дернуть | ||||||||||||
4. затронуть | ||||||||||||
5. двинуть | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, в каком варианте представленные пары слов являются паронимами. | ||||||||||||
1. жестокий, милосердный | ||||||||||||
2. компания, кампания | ||||||||||||
3. сытый, сытный Это правильный ответ | ||||||||||||
4. грусть, груздь | ||||||||||||
5. хандра, уныние | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте вариант, в котором наречие ЗАЧЕМ имеет иное значение, чем во всех остальных. | ||||||||||||
1. «Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана?» (А. Пушкин) | ||||||||||||
2. «Казалось бы, зачем и для чего хранить / Тот прах, которому не стать уже горящим…» (Вс. Рождественский) | ||||||||||||
3. Зачем печаль? Зачем страданье, / Когда так много красоты? (Д. Самойлов) | ||||||||||||
4. «Не спрашивай, зачем унылой думой / Среди забав я часто омрачен» (А. Пушкин) Это правильный ответ | ||||||||||||
5. «Я не знаю, зачем и кому это нужно, / Кто послал их на смерть недрожавшей рукой…» (А. Вертинский) | ||||||||||||
Вопрос № 11 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствия между значениями слова ЯЗЫК и примерами, в которых это слово употреблено. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какое из приведенных ниже слов построено по модели «корень + суффикс + суффикс + окончание» | ||||||||||||
1. строитель Это правильный ответ | ||||||||||||
2. учительница | ||||||||||||
3. находка | ||||||||||||
4. значение | ||||||||||||
5. человеческий | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите правильно построенную словообразовательную цепочку. | ||||||||||||
1. поворачивать → повернуть → поворот | ||||||||||||
2. воротить → поворачивать → поворачиваться | ||||||||||||
3. повернуть → поворачивать → поворот | ||||||||||||
4. поворот → повернуть → поворачивать | ||||||||||||
5. воротить → поворотить → поворачивать Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте слово, в котором нельзя выделить историческую приставку ОБ-. | ||||||||||||
1. обаяние Это правильный ответ | ||||||||||||
2. обидеть | ||||||||||||
3. обернуть | ||||||||||||
4. облако | ||||||||||||
5. обод | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду все слова относятся к мужскому роду? | ||||||||||||
1. капучино, пальто, селфи | ||||||||||||
2. кофе, конферансье, Сочи Это правильный ответ | ||||||||||||
3. НАТО, киви, авокадо | ||||||||||||
4. Тбилиси, Миссисипи, Дели | ||||||||||||
5. суши, жалюзи, эсперанто | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте предложение с ошибкой в склонении числительного. | ||||||||||||
1. Колосс сложен из двухсот сорока пяти камней. | ||||||||||||
2. В кассе не хватает трехсот шестидесяти девяти рублей. | ||||||||||||
3. Депутат встретился с шестистами шестидесяти шести рабочими завода. Это правильный ответ | ||||||||||||
4. Фонд библиотеки пополнился пятьюстами восьмьюдесятью семью книгами. | ||||||||||||
5. Четыре ученицы получили дополнительное задание. | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите правильные характеристики выделенного глагола в предложении: И умер бедный раб у ног / Непобедимого владыки. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания (например: 1357) 1. второго спряжения 2. несовершенного вида 3. переходный 4. невозвратный 5. в изъявительном наклонении 6. в прошедшем времени 7. в единственном числе 8. в третьем лице 9. в мужском роде | ||||||||||||
Правильный ответ 45679 | ||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите предложение с составным глагольным сказуемым. | ||||||||||||
1. Мы начнём тренироваться уже со следующей недели. Это правильный ответ | ||||||||||||
2. Синоптики не советуют идти в горы в связи с плохим прогнозом. | ||||||||||||
3. Я научился читать ещё в раннем детстве. | ||||||||||||
4. Командир приказал отступать. | ||||||||||||
5. Мой брат станет врачом. | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте правильные характеристики предложения: Уже осень. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания (например: 13461012). 1. повествовательное 2. побудительное 3. восклицательное 4. невосклицательное 5. простое 6. сложное бессоюзное 7. односоставное назывное 8. односоставное безличное 9. двусоставное 10. распространённое 11. нераспространённое 12. полное. 13. неполное. 14. осложнённое 15. неосложнённое | ||||||||||||
Правильный ответ 1459101315 | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, в каких примерах нарушена норма лексической сочетаемости. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания (например: 3468). 1. Он хотел загладить свою вину за опрометчивый поступок, совершённый в юности. 2. Мы успешно осуществили эту задачу. 3. Лектор рассказывал о вопиющих достижениях столетия. 4. Творчеству А. П. Чехова посвящён цикл лекций, во время которых читались отрывки из его произведений. 5. Они работают как самые отъявленные специалисты. 6. Я знал, что мой друг очень слабый человек. 7. Он с упоением рассказывал мне об этом. 8. Была проделана львиная часть работы. | ||||||||||||
Правильный ответ 2358 | ||||||||||||