Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове количество букв и звуков совпадает? | ||||||||||||
1. рельсы | ||||||||||||
2. объём Это правильный ответ | ||||||||||||
3. брошь | ||||||||||||
4. каюта | ||||||||||||
5. юрта | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове на месте выделенной буквы Е произносится звук [О]? | ||||||||||||
1. мЕртвенный | ||||||||||||
2. клеЕный Это правильный ответ | ||||||||||||
3. (кричит как) оглашЕнный | ||||||||||||
4. чЕрнь | ||||||||||||
5. нетлЕнный | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду во всех словах звук [Ш] имеет одинаковое происхождение? | ||||||||||||
1. приноШение, уШной, затиШье | ||||||||||||
2. глуШь, дуШа, голоШение. | ||||||||||||
3. туШить, кроШка, тиШина Это правильный ответ | ||||||||||||
4. кроШить, погаШение, блоШка | ||||||||||||
5. брюШко, проШение, оглуШить | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какую из этих функций не выполняет тире? | ||||||||||||
1. отделение ряда однородных членов от обобщающего слова | ||||||||||||
2. выделение обособленного приложения | ||||||||||||
3. разделение слова при переносе на другую строку Это правильный ответ | ||||||||||||
4. отделение слов автора от прямой речи | ||||||||||||
5. отделение подлежащего от сказуемого | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове пропущена буква И? | ||||||||||||
1. вз…мать (пошлину) Это правильный ответ | ||||||||||||
2. из…мать (имущество) | ||||||||||||
3. без…мянный (палец) | ||||||||||||
4. пред…юльские (дни) | ||||||||||||
5. от…скать (пропажу) | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
В написании какого слова допущена орфографическая ошибка? | ||||||||||||
1. дерматин | ||||||||||||
2. констатация | ||||||||||||
3. серпантин | ||||||||||||
4. конъюктивит Это правильный ответ | ||||||||||||
5. константа | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какое из приведенных ниже слов изменило свое написание в процессе развития языка? | ||||||||||||
1. просьба | ||||||||||||
2. свадьба Это правильный ответ | ||||||||||||
3. ходьба | ||||||||||||
4. резьба | ||||||||||||
5. судьба | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Во всех приведенных ниже словах произошёл исторический процесс: на стыке корня и суффикса утратился конечный согласный корня. Отметьте слово, в котором исчез иной согласный, чем во всех остальных. | ||||||||||||
1. кинуть | ||||||||||||
2. вянуть | ||||||||||||
3. утонуть Это правильный ответ | ||||||||||||
4. выглянуть | ||||||||||||
5. нагрянуть | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, в каком варианте представленные пары слов являются омофонами. | ||||||||||||
1. косатка, касатка Это правильный ответ | ||||||||||||
2. за́мок, замо́к | ||||||||||||
3. жёсткий, жестокий | ||||||||||||
4. ключевая (вода), ключевой (вопрос) | ||||||||||||
5. ответственный, безответственный | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте вариант, в котором предлог ПРО имеет иное значение, чем во всех остальных. | ||||||||||||
1. «Пора покончить с болтовней мистичной / И позабыть про вечные загадки…» (И. Елагин) | ||||||||||||
2. «Он шумит про свое и ничье, / Он уходит в открытое море…» (Ю. Кузнецов) | ||||||||||||
3. «Открыв окно величию вселенной, / Он забывал про действенность глаголов» (Д. Самойлов) | ||||||||||||
4. «В косматом царстве вьюжных шуб / Я засвищу про летний зной» (Л. Мартынов) | ||||||||||||
5. «За ним ехала одноколка отца моего; за одноколкою двуместная карета про случай дождя» (А. Пушкин). Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 11 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствия между значениями слова ЯЗЫК и примерами, в которых это слово употреблено. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какое из приведенных ниже слов построено по модели «приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание» | ||||||||||||
1. приехав | ||||||||||||
2. подошедший | ||||||||||||
3. закончивший Это правильный ответ | ||||||||||||
4. бездомный | ||||||||||||
5. раскручивая | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите правильно построенную словообразовательную цепочку. | ||||||||||||
1. дар → подарить → подарок | ||||||||||||
2. одарять → одарить → одаривать | ||||||||||||
3. дар → даритель → дарительница | ||||||||||||
4. дарить → дар → даровитый Это правильный ответ | ||||||||||||
5. дар → дарить → даритель | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте слово, в котором нельзя выделить историческую приставку ОБ-. | ||||||||||||
1. обоняние | ||||||||||||
2. обоз | ||||||||||||
3. обязанность | ||||||||||||
4. обивка Это правильный ответ | ||||||||||||
5. обычай | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду все слова относятся к среднему роду? | ||||||||||||
1. эспрессо, кашне, кольраби | ||||||||||||
2. кофе, МИД, Сочи | ||||||||||||
3. ООН, бунгало, пенальти | ||||||||||||
4. леди, Капри, шимпанзе | ||||||||||||
5. пальто, какао, МЧС Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте предложение, в котором нет ошибки в склонении числительного. | ||||||||||||
1. Пришёл поезд с тремястами семьюдесятью четырьмя пассажирами. Это правильный ответ | ||||||||||||
2. Более полуторасот школьных оркестров. | ||||||||||||
3. Собор с три тысячи шестиста восемидесяти пяти фресками. | ||||||||||||
4. В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возросло | ||||||||||||
5. В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите правильные характеристики выделенного глагола в предложении: Анчар, как грозный часовой / Стоит один во всей вселенной… Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания (например: 1357) 1. второго спряжения 2. совершенного вида 3. переходный 4. невозвратный 5. в условном наклонении 6. в настоящем времени 7. в единственном числе 8. в третьем лице 9. в мужском роде | ||||||||||||
Правильный ответ 14678 | ||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите предложение с простым глагольным сказуемым. | ||||||||||||
1. Осенью дни становятся короче. | ||||||||||||
2. Отец научил меня стрелять из лука. Это правильный ответ | ||||||||||||
3. В России вновь стали отмечать Рождество. | ||||||||||||
4. На улице стало холоднее. | ||||||||||||
5. Наш класс заканчивает учиться в июне. | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте правильные характеристики предложения: К всеобщей радости, погода улучшилась! Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания (например: 13461012). 1. повествовательное 2. побудительное 3. восклицательное 4. невосклицательное 5. простое 6. сложное бессоюзное 7. односоставное назывное 8. односоставное безличное 9. двусоставное 10. распространённое 11. нераспространённое 12. полное. 13. неполное. 14. осложнённое 15. неосложнённое | ||||||||||||
Правильный ответ 1359111214 | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, в каких примерах нарушена норма лексической сочетаемости. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания (например: 3468). 1. Начались слухи о том, что грядут перемены. 2. Эта история стала басней во языцех. 3. В этом году мы собрали большой урожай арбузов. 4. Во время лекции мы совершим краткий экскурс в историю вопроса. 5. Гость поднял тост за юбиляра. 6. В магазине представлен широкий ассортимент товаров. 7. Это была храбрая мысль. 8. Острый ум позволяет Печорину верно судить о людях. | ||||||||||||
Правильный ответ 1257 | ||||||||||||