Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
История. Школьный тур. | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
Определите событие по его описанию: «.. Монастыри обезлюдели с отнятием земель и вотчин. Богатые обители обеднели до крайности, а средние закрылись. Во многих монастырях церкви стояли без глав и крестов, крыши их прорастали мхом, кельи, подкосившись в сторону, стояли на подпорах, ограды были полуразрушенными». | ||||||||||||
нашествие Батыя на Русь | ||||||||||||
ограничение церковного землевладения при Иване IV | ||||||||||||
церковная реформа патриарха Никона | ||||||||||||
секуляризация церковных земель Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какое из перечисленных племен не является восточнославянским? | ||||||||||||
половцы Это правильный ответ | ||||||||||||
полочане | ||||||||||||
дулебы | ||||||||||||
дреговичи | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
Расположите в хронологической последовательности следующие события (поставьте цифры в том порядке, в каком произошли события, без пробелов и запятых): 1) введение пятилетнего срока сыска беглых крестьян 2) введение подушной подати 3) прикрепление частновладельческих крестьян навечно к земле 4) временный запрет на переход крестьян в Юрьев день | ||||||||||||
Правильный ответ 4132 | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя исторического деятеля, о котором идет речь. «Он пришел к власти в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция, стремящаяся развалить единое государство, - вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, «начал заново строить Московское царство». | ||||||||||||
Иван III Васильевич | ||||||||||||
Иван IV Васильевич | ||||||||||||
Михаил Федорович Это правильный ответ | ||||||||||||
Петр Алексеевич | ||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||
Что означало слово «фижмы»? | ||||||||||||
украшения из перьев на шляпе | ||||||||||||
каркас в виде обруча, вставляемый под юбку у бедер для придания пышности фигуре Это правильный ответ | ||||||||||||
маскарадные маски | ||||||||||||
ночной колпак с оборками | ||||||||||||
Вопрос № 6 2 балла(ов) | ||||||||||||
К какому периоду истории России относятся данные понятия: «Государево войско», «тюфяки», «пожилое», «кормление». | ||||||||||||
XIV век | ||||||||||||
XV век Это правильный ответ | ||||||||||||
XVII век | ||||||||||||
XVIII век | ||||||||||||
Вопрос № 7 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какой ряд дат связан с городскими восстаниями? | ||||||||||||
1113 г, 1327г., 1650 г. Это правильный ответ | ||||||||||||
1700 г., 1757 г., 1775г. | ||||||||||||
1558 г., 1661 г., 1756 г. | ||||||||||||
1606-1607 гг., 1707-1708 гг., 1773-1775 гг. | ||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||
Английским купцам в 1649 году запретили торговать в России. Почему? | ||||||||||||
началась война с Англией | ||||||||||||
правительство решило поддержать отечественных купцов | ||||||||||||
торговать со шведами было выгоднее | ||||||||||||
царь узнал о казни английского короля Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||
Определите источник: «Казни сына своего в юности его, и покоит тебя в старости и даст красоту души твоей. И не ослабляй, бия младенца: если палкой его бьешь, не умрет, но здоровее будет, ты же бия его по телу, душу его избавляешь от смерти». | ||||||||||||
«Поучение детям» Владимира Мономаха | ||||||||||||
«Домострой» Это правильный ответ | ||||||||||||
«Юности честное зерцало» | ||||||||||||
«Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах» В.Н.Татищева | ||||||||||||
Вопрос № 10 2 балла(ов) | ||||||||||||
На основе текста, определите, о какой награде идет речь, и выберите её на иллюстрациях (в ответе укажите номер): Этот орден выдавался мужчинам и за боевые подвиги, и за гражданские отличия, считался главным среди российских орденов. В армии его мог получить лишь имевший чин не ниже полного генерала. Елизавета Петровна, через три дня после восшествия на престол, писала в манифесте, что отнимает этот орден у принцессы Брауншвейгской, которым она весьма некстати придумала украситься. | ||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте верное утверждение: | ||||||||||||
Петропавловская крепость поставлена на Васильевском острове | ||||||||||||
удельные крестьяне принадлежали потомкам удельных князей | ||||||||||||
«Устав благочиния» - закон, регламентирующий поведение учеников | ||||||||||||
Ф.И.Шубин – автор статуи «Екатерина II - законодательница» Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, о ком идет речь? О многочисленности его конных дружин и воинских ладей современники говорили: «Ты можешь Волгу веслами раскропить и Дон шлемами вычерпать». «Многие церкви создал … во время власти своей. Создал церковь прекрасную мученика Дмитрия на дворе своем и украсил её дивно письмом и иконами». | ||||||||||||
Ярослав Мудрый | ||||||||||||
Владимир Мономах | ||||||||||||
Юрий Долгорукий | ||||||||||||
Всеволод Большое Гнездо Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||
Перед Гогландским сражением со шведами, которое состоялось 6 июля 1788 г., российского адмирала Самуила Грэйга пытались склонить к капитуляции: | ||||||||||||
шведские родственники | ||||||||||||
руководители масонской ложи Это правильный ответ | ||||||||||||
лютеранский священник | ||||||||||||
офицеры - иностранцы | ||||||||||||
Вопрос № 14 2 балла(ов) | ||||||||||||
На основе иллюстраций, определите стиль в искусстве. | ||||||||||||
готика | ||||||||||||
барокко | ||||||||||||
рококо Это правильный ответ | ||||||||||||
классицизм | ||||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите события российской и всемирной истории: к каждому событию отечественной истории в левом столбце подберите хронологически соответствующее ему событие всемирной истории. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Найдите лишний термин: | ||||||||||||
кулуш | ||||||||||||
туска | ||||||||||||
ясак | ||||||||||||
подарки | ||||||||||||
десятина Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||
На основе иллюстрации определите форму (вид) живописного изображения | ||||||||||||
фреска | ||||||||||||
икона Это правильный ответ | ||||||||||||
мозаика | ||||||||||||
парсуна | ||||||||||||
портрет | ||||||||||||
пейзаж | ||||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между понятиями и их определениями. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 19 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какой праздник отмечали православные? «Пришла коляда Накануне <…> «Дайте коровку, Масляну головку! А дай бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста!» | ||||||||||||
Троица | ||||||||||||
Масленица | ||||||||||||
Пасха | ||||||||||||
Рождество Это правильный ответ | ||||||||||||
Спас медовый | ||||||||||||
Вопрос № 20 2 балла(ов) | ||||||||||||
На основе текста, определите, кто возглавил восставших при осаде Челябинска? «Челябинск находился в осаде, и положение гарнизона становилось критически. 1 февраля Деколонг сделал вылазку. У дер. Першиной развернулось ожесточенное сражение, закончившееся победой восставших, которыми командовал <атаман>. Опасаясь дальше оставаться в Челябинске, Деколонг 7 февраля со всеми, имевшимися в его распоряжении войсками направился в Шадринск. Таким образом, Челябинск оказался в руках восставших… » | ||||||||||||
С. Юлаев | ||||||||||||
И. Грязнов Это правильный ответ | ||||||||||||
И. Зарубин-Чика | ||||||||||||
А. Овчинников | ||||||||||||
Хлопуша (Соколов) | ||||||||||||
Вопрос № 21 2 балла(ов) | ||||||||||||
Найдите верное объяснение выражения: «Тупейный художник»: | ||||||||||||
парикмахер Это правильный ответ | ||||||||||||
художник из провинции | ||||||||||||
бесталанный человек | ||||||||||||
плохой мастер | ||||||||||||
Вопрос № 22 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какие три факта относятся к биографии А.Ф.Адашева? (поставьте цифры в порядке возрастания без пробелов и запятых) 1)дальний родственник Захарьиных 2)один из создателей «Государева родословца» 3)занимал должность «постельничего», «рынды» и был духовником молодого царя 4)отпустил холопов, работавших в иконописной мастерской на волю, а потом снова принял по найму 5)вместе с Сильвестром судил тяжбы в Челобитенном приказе 6)после ссоры с царем в 1559 г. сослан в Кириллов монастырь | ||||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||||
Вопрос № 23 2 балла(ов) | ||||||||||||
Определите пропущенное в тексте слово. «Петр рассматривал вещи своего деда Никиты Ивановича Романова, увидал старое судно, не похожее на те, какие строили тогда русские, и узнал от Тиммермана, что оно может ходить на парусах и против ветра. Царь спросил, есть ли человек, который починил бы это судно и показал ход его? Такой человек был голландец Карстен Брант. Он починил <…>, который видел Петр. С этого началась постройка в России военных кораблей». | ||||||||||||
галера | ||||||||||||
брандер | ||||||||||||
ботик Это правильный ответ | ||||||||||||
ялик | ||||||||||||
лодка | ||||||||||||
фрегат | ||||||||||||
Вопрос № 24 4 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите изображение и их авторов. Поставьте без пробелов и запятых цифры, обозначающие авторов в том порядке, в каком стоят их работы, обозначенные буквами. | ||||||||||||
Правильный ответ 3412 | ||||||||||||
Вопрос № 25 2 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из древнерусской летописи. Укажите дату описываемого события в цифрах в современном летоисчислении (от рождения Иисуса Христа). «В год 6452. <Князь> же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и славян, и кривичей, и тиверцев – и нанял печенегов, и заложников у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: «Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли». Также и болгары послали весть, говоря: «Идут русские и наняли с собой печенегов». | ||||||||||||
Правильный ответ 944 | ||||||||||||