Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный тур. |
Назад к списку блоков |
10 класс. Блок № 2 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 10 классы. 2019/2020 учебный год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Изучает объекты биоценотического уровня организации живой материи в их взаимодействии с окружающей средой раздел экологии |
1. аутэкология |
2. демэкология |
3. синэкология Это правильный ответ |
4. учение о биосфере |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Саморегуляция в биогеоценозе проявляется в том, что |
1. численность отдельных видов все время возрастает |
2. одни виды полностью не уничтожаются другими Это правильный ответ |
3. происходят «популяционные волны» |
4. организмы приспосабливаются к условиям среды обитания |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Основной энергетический ресурс растений |
1. энергия, заключенная в органических веществах пищи |
2. солнечный свет Это правильный ответ |
3. энергия, выделяющая при окислении неорганических соединений |
4. тепловая энергия электростанций |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Главной причиной сокращения численности многих видов является |
1. возникновение озоновых дыр |
2. изменение климата |
3. увеличение содержания углекислого газа в атмосфере |
4. изменение среды их обитания Это правильный ответ |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Примером физиологического ритма, связанного со сменой времен года, может служить |
1. формирование мощной корневой системы у верблюжьей колючки |
2. линька млекопитающих Это правильный ответ |
3. смена сна и бодрствования у сов |
4. наличие плоской формы тела у камбалы |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
К гомойотермным животным НЕ относится |
1. кит |
2. медведь |
3. синица |
4. лягушка Это правильный ответ |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Энергия, передающаяся по пищевым цепям, в конечном итоге |
1. фиксируется в составе детритов |
2. распределяется между консументами и редуцентами |
3. рассеивается в окружающей среде Это правильный ответ |
4. концентрируется на уровне редуцентов |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Снегозадерживающие посадки вдоль дорог погибают из-за |
1. неправильного расположенных друг относительно друга видов растений |
2. отсутствия в них птичьих гнезд |
3. активного размножения растительноядных организмов Это правильный ответ |
4. недостаточно большой ширины |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Отрицательное влияние выпаса скота на экосистемы степей заключается в |
1. избирательном исчезновении видов растительности |
2. разрушении почвенного покрова водой и ветром |
3. уменьшении питательных веществ в почве |
4. все ответы верны Это правильный ответ |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
В жарком климате засоление почв происходит в результате |
1. обильного полива Это правильный ответ |
2. чрезмерного обезвоживания |
3. разрушения гумуса |
4. использования пестицидов |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Лимитирующими факторами для редкого и занесенного в Красную книгу Челябинской области вида Тайник сердцевидный (семейство Орхидные) являются |
1. вырубка лесов |
2. осушение болот |
3. рекреационное воздействие |
4. все перечисленные факторы Это правильный ответ |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Это млекопитающее животное занесено не только в Красную Книгу Челябинской области, но и в Красную книгу РФ |
1. крошечная бурозубка |
2. русская выхухоль Это правильный ответ |
3. бурый ушан |
4. степной сурок (байбак) |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
В советское время в Челябинскую область были завезены |
1. пятнистый олень |
2. бобр |
3. выхухоль |
4. все перечисленные виды Это правильный ответ |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Модель будущего «Назад в природу» относят к модели |
1. центрической |
2. консервационистской Это правильный ответ |
3. технократической |
4. гуманитарной |
Задание № 2 |
Задание 2. Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 |
Вопрос № 1 3 балла(ов) |
Азот из воздуха усваивают 1. синезеленые водоросли 2. двоякодышащие рыбы 3. клубеньковые бактерии 4. цианобактерии 5. кистеперые рыбы 6. донные животные |
Правильный ответ 134 |
Вопрос № 2 3 балла(ов) |
Невосполнимые энергетические ресурсы 1. солнечный свет 2. каменный уголь 3. природный газ 4. нефть 5. древесина 6. торф |
Правильный ответ 234 |
Вопрос № 3 3 балла(ов) |
Зоопланктон характеризуется следующими признаками 1. постоянно размножается быстрее фитопланктона 2. постоянно меняет глубину обитания 3. по массе превосходит фитопланктон 4. служит основной пищей усатых китов 5. основной источник кислорода в океане 6. относится к продуцентам |
Правильный ответ 234 |
Вопрос № 4 3 балла(ов) |
К живому веществу В.И. Вернадский относил 1. растения 2. почву 3. каменный уголь 4. животных 5. бактерии 6. осадочные горные породы |
Правильный ответ 145 |
Вопрос № 5 3 балла(ов) |
Известно, что туберкулёзная палочка – вид устойчивых, микроскопических и болезнетворных бактерий. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания. 1. Размер организма составляет 1-10 мкм, а диаметр 0,2-0,6 мкм. 2. При температуре 230 С во влажном и тёмном месте сохраняет свою жизнеспособность до 7 лет. 3. Для своего развития нуждается в наличие кислорода. 4. Организм неподвижен и не образует спор. 5. Многие вещества способны проникать в организм за счёт различия их концентрации по обе стороны клеточной мембраны организма. 6. Является паразитическим организмом. |
Правильный ответ 126 |
Задание № 3 |
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов. |
Вопрос № 1 6 балла(ов) |
Установите соответствие между видами адаптаций и их примерами Признаки организмов А. колючки кактуса Б. увеличение выработки тепла у птиц зимой В. зимняя спячка медведя Г. анабиоз у микроорганизмов Д. широкие лапы крота Е. зеленая окраска гусеницы Виды адаптаций 1. морфологические 2. физиологические |
Правильный ответ 122211 |
Вопрос № 2 6 балла(ов) |
Установите соответствие между примерами приспособлений животных и их характером Примеры А. преобладание осевых волос в шерсти Б. весенняя линька В. осенняя линька Г. учащенное дыхание (одышка) Д. хорошо развитый подшерсток Е. увеличение слоя подкожно-жировой клетчатки Характер 1. сохранение тепла 2. борьба с перегревом |
Правильный ответ 221211 |
Вопрос № 3 6 балла(ов) |
Установите соответствие между признаком сообщества и типом такого сообщества Признаки А. используются различные источники энергии для получения продукции Б. замкнутый круговорот веществ В. большое видовое разнообразие Г. преобладает монокультура Д. неразветвленные пищевые цепи Е. система устойчива и способна к саморегуляции Биосистема 1. агроценоз 2. биогеоценоз |
Правильный ответ 122112 |
Вопрос № 4 6 балла(ов) |
Установите соответствие между примерами организмов и способом их питания Примеры А. спирогира Б. почвенные бактерии В. большой пестрый дятел Г. улотрикс Д. слон африканский Е. мукор Способ питания 1. фототрофный 2. сапротрофный 3. голозойный |
Правильный ответ 123132 |
Задание № 4 |
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. |
Вопрос № 1 5 балла(ов) |
Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с усвоения неорганического углерода 1. образование углекислого газа в процессе дыхания 2. образование в клетках глюкозы 3. накопление в клетках растений крахмала 4. использование органических веществ в процессе питания 5. поглощение углекислого газа растениями в процессе фотосинтеза |
Правильный ответ 52341 |
Вопрос № 2 5 балла(ов) |
Установите последовательность видов организмов в порядке уменьшения их численности в экосистеме в соответствии с правилом экологической пирамиды 1. тля 2. растения 3. паук 4. трясогузка 5. божья коровка |
Правильный ответ 21534 |
Вопрос № 3 4 балла(ов) |
Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза. В.И. Вернадский определил ___ (А) как наружную оболочку Земли, населенную живыми организмами. Совокупность всех населяющих ее организмов он назвал ___ (Б). Почвенный покров, в создании которого принимали участие как организмы, так и неживая природа, Вернадский относил к ___ (В), а торф, каменный уголь и нефть, сформировавшиеся в результате жизнедеятельности организмов, он назвал ___ (Г) ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1. косное вещество 2. живое вещество 3. биогенное вещество 4. биокосное вещество 5. биосфера 6. гидросфера 7. атмосфера |
Правильный ответ 5243 |
Задание № 5 |
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 |
Вопрос № 1 5 балла(ов) |
1. Одними из главных механизмов в популяции животных являются рассредоточение и охрана своего «охотничьего надела». 2. Бенталь (водная масса океана) и пелагиаль (дно океана) являются самыми крупными экологическими зонами океана. 3. Эффективно повышают плодородие почвы сидераты – культуры, зеленую массу которых запахивают в почву. 4. Сообщества из видов с одинаковыми экологическими нишами более полно используют разные ресурсы среды. 5. Причинами экологических сукцессий могут природные факторы или деятельность человека. 6. В результате самоизреживания у растений уровень конкуренции особей постепенно повышается. 7. На каждом последующем трофическом уровне концентрация аккумулирующихся веществ значительно снижается. 8. Конвенция о биологическом разнообразии – это один из важнейших документов, подписанных на Всемирном саммите Рио-92. 9. Устойчивость растений к неблагоприятным факторам повышается за счет специальных физиологических механизмов – изменения осмотического давления в клетках, регулирования интенсивности испарения с помощью устьиц и др.. |
Правильный ответ 13589 |