Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку (Отборочный тур) |
Назад к списку блоков |
6 класс. Блок № 1 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Укажите, в каком слове буква Ь пишется по традиции и не связана со звуковым составом слова. |
1. мыться |
2. мель |
3. раздолье |
4. рисуешь Это правильный ответ |
5. сколоть |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Укажите, в каком слове выделенная буква И обозначает другой звук, чем в остальных словах. |
1. за Изгородью |
2. на Изгибе |
3. без Изображения Это правильный ответ |
4. для Истории |
5. по Инструкции |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Укажите, какая пара слов – графические омонимы (омографы). |
1. женский род – открыть рот |
2. дверной замок – древний замок Это правильный ответ |
3. три свёклу – три яблока |
4. перейти на рысь – охота на рысь |
5. деревянная голова – деревянная скамья |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Укажите, в каком ряду фразеологизмы являются антонимами. |
1. хоть отбавляй, хоть шаром покати Это правильный ответ |
2. язык отнялся, язык проглотил |
3. глаза мозолить, пускать пыль в глаза |
4. ободрать как липку, снять последнюю рубашку |
5. яблоку негде упасть, капля в море |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Укажите слово с формообразующим суффиксом. |
1. львиный |
2. глубже Это правильный ответ |
3. раздача |
4. закачка |
5. горец |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Укажите слово, в котором -ей НЕ является окончанием. |
1. мышей |
2. соловей Это правильный ответ |
3. зимней |
4. дядей |
5. дочерей |
Вопрос № 7 2 балла(ов) |
Укажите, какая словообразовательная цепочка составлена неправильно. |
1. брать – собрать – сборщик |
2. сто – сотня – сотенка |
3. кропотливый – кропотливо – кропотливость Это правильный ответ |
4. инициатива – инициативный – инициативность |
5. развалить – развалиться – полуразвалиться |
Вопрос № 8 2 балла(ов) |
Ребятам дали задание составить ряды из слов одного лексико-грамматического разряда. Укажите ряд, в котором есть неправильно подобранное слово. |
1. местный, красивый, вечерний Это правильный ответ |
2. птичка, бабочка, собака |
3. макароны, хлопья, отруби |
4. заячий, бабушкин, сестрин |
5. молодежь, студенчество, малышня |
Вопрос № 9 2 балла(ов) |
Ребятам дали задание составить ряды из служебных частей речи так, чтобы первым в ряду был предлог, вторым - союз, третьим - частица. Укажите ряд, составленный неправильно. |
1. из-под, но, бы |
2. в, или, не |
3. даже, тоже, именно Это правильный ответ |
4. из-за, чтобы, лишь |
5. на, зато, якобы |
Вопрос № 10 2 балла(ов) |
Укажите средство выразительности, которое НЕ использовано в данном тексте. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Ю. Лермонтов) |
1. эпитет |
2. фразеологизм Это правильный ответ |
3. олицетворение |
4. анафора |
5. инверсия |
6. синтаксический параллелизм |
7. антитеза |
8. риторический вопрос |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Укажите верное объяснение написания слова. |
1. Безударную гласную в слове «посм…треть» можно проверить словом «высматривать». |
2. Безударную гласную в слове «отр…сль» можно проверить словом «отросток». |
3. В слове «насл…ждаться» гласную в корне можно проверить словом «сладкий». Это правильный ответ |
4. В слове «бе…вкусный» надо писать букву с, так как последующий согласный звук глухой. |
5. В слове «пр…чудливый» надо писать букву е, т.к. значение приставки - «очень». |
Вопрос № 12 2 балла(ов) |
Определите значение второго предложения по отношению к первому. Человеческая память несёт в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, чего уже нет, что прошло, что было. (Ю.Бондарев) |
1. сравнение |
2. условие |
3. обобщение |
4. следствие |
5. пояснение Это правильный ответ |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Какое языковое средство использовано для связи второго предложения с первым? Ложь – зло для всех. Искренность и правдивость, честность и бескорыстие – всегда добро. (Д. С. Лихачев) |
1. лексический повтор |
2. антонимы Это правильный ответ |
3. синонимы |
4. наречие |
5. местоимение |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Укажите слово, в котором больше морфем по сравнению с остальными словами. |
1. грамотность |
2. зависимость |
3. застройщик |
4. господствовать |
5. удивительный Это правильный ответ |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. |
1. Невыполнение домашнего задания, конечно, не могло не отразиться на наших оценках. |
2. Мы видели ошибку, и нам до смерти хотелось подсказать. |
3. Слово было новым и незнакомым и мы растерялись и не знали, похвалил нас старичок или обидел. Это правильный ответ |
4. Учитель математики оказался хитрым завоевателем, и класс был покорён им к концу первого урока. |
5. Все поклялись, что с завтрашнего дня возьмутся как следует за ученье. |