Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку (Отборочный тур) |
Назад к списку блоков |
6 класс. Блок № 2 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Укажите, в каком слове буква Ь пишется по традиции и не связана со звуковым составом слова. |
1. вьюга |
2. руль |
3. полночь Это правильный ответ |
4. больше |
5. грусть |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Укажите, в каком слове выделенная буква И обозначает другой звук, чем в остальных словах. |
1. под Инвентарём Это правильный ответ |
2. при Изъятии |
3. для Иллюминации |
4. на Июль |
5. у Испанца |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Укажите, какая пара слов – фонетические омонимы (омофоны). |
1. пила затупилась – пила морс |
2. быстро развиваться – развеваться на ветру Это правильный ответ |
3. наряд вне очереди – модный наряд |
4. клуб дыма – английский клуб |
5. кисти рябины – малярные кисти |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Укажите, в каком ряду фразеологизмы являются синонимами. |
1. стреляный воробей, волк в овечьей шкуре |
2. повесить нос, совать свой нос |
3. пуп земли, шут гороховый |
4. ободрать как липку, снять последнюю рубашку Это правильный ответ |
5. одним духом, воспрянуть духом |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Укажите слово с формообразующим суффиксом. |
1. слабость |
2. каменистый |
3. деревенщина |
4. глубочайший Это правильный ответ |
5. козий |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Укажите слово, в котором -ой НЕ является окончанием. |
1. отвагой |
2. морской |
3. светлой |
4. живой |
5. конвой Это правильный ответ |
Вопрос № 7 2 балла(ов) |
Укажите, какая словообразовательная цепочка составлена неправильно. |
1. друг – дружный – недружный |
2. пять – пятигранный – пятигранник |
3. очаровать – очаровательно – очаровательный Это правильный ответ |
4. пустеть – опустеть – опустение |
5. вязать – завязать – завязка |
Вопрос № 8 2 балла(ов) |
Ребятам дали задание составить ряды из слов одного лексико-грамматического разряда. Укажите ряд, в котором есть неправильно подобранное слово. |
1. парацетамол, древесина, сметана |
2. матрёшка, девушка, ученик |
3. чудесный, холодный, добрый |
4. растение, птенец, ящерица Это правильный ответ |
5. утренний, речной, городской |
Вопрос № 9 2 балла(ов) |
Ребятам дали задание составить ряды из служебных частей речи так, чтобы первым в ряду был предлог, вторым - союз, третьим - частица. Укажите ряд, составленный неправильно. |
1. перед, либо, вот |
2. у, потому что, даже |
3. за, если, нигде Это правильный ответ |
4. с, так как, вот |
5. для, то… то , вон |
Вопрос № 10 2 балла(ов) |
Укажите средство выразительности, которое НЕ использовано в данном тексте. И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. (А. С. Пушкин) |
1. инверсия |
2. архаизмы |
3. риторическое обращение |
4. антонимы |
5. ряд однородных членов |
6. многосоюзие |
7. фразеологизм Это правильный ответ |
8. метафора |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Укажите верное объяснение написания слова. |
1. В суффиксе прилагательного «серебря…ый» пишется НН, так как это исключение. |
2. Безударную гласную в слове «з…ря» можно проверить словом «зорька». |
3. В слове «р…систый (луг)» нужно писать гласную о, так как корень не оканчивается на -ст или –щ. |
4. В слове «пр..клоняться (перед талантом)» приставка имеет значение «неполнота действия», поэтому писать надо букву и. |
5. В слове «…дёрнуть» пишется приставка – с, несмотря на то что слышится звонкий согласный звук, так как правописание этой приставки не зависит от произношения. Это правильный ответ |
Вопрос № 12 2 балла(ов) |
Определите значение первого предложения по отношению ко второму. Луг этот похож на тысячу других российских лугов. И всё-таки луг необычный… (В Песков) |
1. сравнение |
2. противопоставление |
3. уступка Это правильный ответ |
4. следствие |
5. причина |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Какое языковое средство использовано для связи второго предложения с первым? Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает. (Л. Толстой) |
1. лексический повтор, указательное местоимение Это правильный ответ |
2. синонимы |
3. формы одного и того же слова |
4. однотематическая лексика |
5. лексический повтор, личное местоимение |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Укажите слово, в котором больше морфем по сравнению с остальными словами. |
1. журналистка |
2. забаррикадировать |
3. удивительный |
4. освободился Это правильный ответ |
5. перезаложенный |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. |
1. Отстали мы, как оказалось весьма изрядно. Это правильный ответ |
2. Мы достали заброшенные учебники, и родители наши были потрясены, увидев нас сидящими за книжками и тетрадками. |
3. За две с половиной недели мы так сильно подогнали по алгебре, что отважились попросить учителя вызвать кого-нибудь из нас к доске. |
4. Мы долго корпели над каверзными задачами, но в конце концов решили и их. |
5. Когда все неизвестные были разоблачены, мы предложили параллельному классу помериться с нами в алгебре. |