Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур. | ||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||
5 класс. Блок № 1 | ||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите, в каком ряду все слова однокоренные. | ||||||||
1. каша, кашель, коса, кошель | ||||||||
2. скоро, скорняк, прискорбно | ||||||||
3. падчерица, дщерь, дочерний Это правильный ответ | ||||||||
4. иметь, иммунитет, имущество | ||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите слово, в котором суффикс имеет уменьшительно-ласкательное значение. | ||||||||
1. морковка Это правильный ответ | ||||||||
2. шестерёнка | ||||||||
3. телогрейка | ||||||||
4. краска | ||||||||
5. доярка | ||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите слово, в котором в родительном падеже множественного числа другое окончание, чем в остальных словах. | ||||||||
1. абрикос | ||||||||
2. яблоко Это правильный ответ | ||||||||
3. апельсин | ||||||||
4. банан | ||||||||
5. лимон | ||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите, какая пара слов состоит из одних и тех же звуков речи, но расположенных в другом порядке. | ||||||||
1. лодка – только | ||||||||
2. грот – торг | ||||||||
3. лось – соль | ||||||||
4. моль – лом | ||||||||
5. часы – сычи Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||
Какой фразеологизм характеризует человека с отрицательной стороны? | ||||||||
1. Золотые руки | ||||||||
2. Золотое сердце | ||||||||
3. Семь пятниц на неделе Это правильный ответ | ||||||||
4. Семи пядей во лбу | ||||||||
5. Легок на подъём | ||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка. | ||||||||
1. Дом почтальона Печкина стоял на краю деревни и вода до него не добралась. Это правильный ответ | ||||||||
2. Корова Мурка была бестолковая корова, но не до такой степени, чтобы в холодной воде потонуть. | ||||||||
3. Сзади корова Мурка шла и старую рубашку почтальона Печкина дожевывала. | ||||||||
4. Когда они вошли в дом, дом у них был весь мокрый: занавески мокрые, печка мокрая, столы и табуретки тоже мокрые. | ||||||||
5. Дядя Фёдор говорит: «Почему-то день птиц есть, день доярок есть – 8-е Марта, а дня коров нет». | ||||||||
Вопрос № 7 3 балла(ов) | ||||||||
Установите соответствия между типами речи и приведенными фрагментами из рассказа Ю. Яковлева «Непослушный мальчик Икар». | ||||||||
| ||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите существительное, про которое нельзя однозначно сказать, лицо какого пола оно обозначает. | ||||||||
1. почемучка Это правильный ответ | ||||||||
2. домище | ||||||||
3. детина | ||||||||
4. старче | ||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||
Сколько раз встречается звук [р] в пословице? Ответ введите цифрой. Семь раз примерь, один раз отрежь. | ||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||
Вопрос № 10 2 балла(ов) | ||||||||
Укажите, какое слово отличается по морфемному составу от всех остальных. | ||||||||
1. дождливый | ||||||||
2. засушливый Это правильный ответ | ||||||||
3. счастливый | ||||||||
4. говорливый | ||||||||
5. заботливый | ||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите, какое предложение соответствует приведённой схеме. | ||||||||
1. Весною мы ходим гулять в лес. | ||||||||
2. Через сосновый бор вьётся узкая тропка. | ||||||||
3. Необъятное небо стоит выше солнца. | ||||||||
4. За окном ветерок взъерошил опавшую листву. Это правильный ответ | ||||||||
5. В лесной тени доцветают нежные ландыши. | ||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите, в каком слове на месте буквы Г произносится звук [К]. | ||||||||
1. раннего | ||||||||
2. диалог Это правильный ответ | ||||||||
3. ничего | ||||||||
4. легкий | ||||||||
5. грамотного | ||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||
В каком примере слово «народ» употреблено в том же значении, что и в данном предложении? Все народы мира с древних времен создавали мифы. | ||||||||
1. Убогий народ ― сочинители эти. Ехидный Лермонтов, прижимистый Фет, расстроенный Блок… (Б. Ш. Кенжеев.) | ||||||||
2. Занялся бы чем-нибудь дельным ― народ бы тебя уважал. (Н. Байтов.) | ||||||||
3. За сто первою верстой, Где живет народ большой, Там же проживает малый. (А. П. Межиров.) Это правильный ответ | ||||||||
4. Моя ёлочка милуется со святками, Коляда зовёт народ колядовать. (Б. А. Ахмадулина.) | ||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите слово, образованное при помощи приставки. | ||||||||
1. беззаботный | ||||||||
2. соединить | ||||||||
3. сборщик | ||||||||
4. завязать Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||
Какую функцию выполняет мягкий знак в приведенных словах? Рожь, речь, пишешь, тишь, стеречь плачь, отрежь, спрячься | ||||||||
1. обозначает мягкость согласной перед ним | ||||||||
2. обозначает грамматическую форму слова Это правильный ответ | ||||||||
3. выполняет разделительную функцию | ||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||
Укажите пословицу, в которой нет пропущенных букв. | ||||||||
1. Нельзя ленит_ся, если хочеш_ кормит_ся. | ||||||||
2. Что посееш_, то и пожнеш_. | ||||||||
3. Напишеш_ пером - не вырубиш_ топором. | ||||||||
4. Хорошие друзья если и поссорят_ся, то потом всегда помирят_ся. Это правильный ответ | ||||||||
5. Семь раз отмерь – один раз отреж_. | ||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||
В каком ряду во всех словах есть непроизносимый согласный? | ||||||||
1. че…ствовать, уча…ствовать, ужас…ный | ||||||||
2. свер…ник, грус…ный, доблес…ный Это правильный ответ | ||||||||
3. словес…ность, извес…ный, опас…ный | ||||||||
4. ровес…ник, блес…нуть, лес…ница | ||||||||