Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур. | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
6 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какая пара слов состоит из одних и тех же звуков речи, но расположенных в другом порядке. | ||||||||||||||
1. робот – торба Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. варенье - враньё | ||||||||||||||
3. лыжи – жили | ||||||||||||||
4. драка – кадр | ||||||||||||||
5. сила – лиса | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите фразеологизм, имеющий в своём составе историзм. | ||||||||||||||
1. Гол как сокол Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Как зеницу ока | ||||||||||||||
3. Испокон веков | ||||||||||||||
4. Из огня да в полымя | ||||||||||||||
5. Несолоно хлебавши | ||||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду все слова – этимологические родственники. | ||||||||||||||
1. мальчик, малевать, малина, малыш | ||||||||||||||
2. удалец, удаление, далеко, удача | ||||||||||||||
3. трус, трусцой, трястись, трусы́ | ||||||||||||||
4. жизнь, жирный, жито, живой Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором суффикс имеет другое значение, чем в остальных словах. | ||||||||||||||
1. тракторист | ||||||||||||||
2. челябинец Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. резчик | ||||||||||||||
4. каменщик | ||||||||||||||
5. учитель | ||||||||||||||
6. контролёр | ||||||||||||||
7. дворник | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором в именительном падеже множественного числа другое окончание, чем в остальных словах. | ||||||||||||||
1. сторож | ||||||||||||||
2. договор Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. директор | ||||||||||||||
4. кружево | ||||||||||||||
5. орден | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Выберите существительное мужского рода. | ||||||||||||||
1. криклив(ый/ое/ая) какаду Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. расписн(ой/ое/ая) кашпо | ||||||||||||||
3. индейск(ий/ое/ая) каноэ | ||||||||||||||
4. плетён(ый/ое/ая) канапе | ||||||||||||||
5. серебрян(ый/ое/ая) пенсне | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, с каким соловом из ряда синонимов не может сочетаться существительное «ответ». | ||||||||||||||
1. краткий | ||||||||||||||
2. мимолётный Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. сжатый | ||||||||||||||
4. односложный | ||||||||||||||
5. лаконичный | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка. | ||||||||||||||
1. Моя подруга рассердилась на учителя и теперь на уроках, когда ее спрашивают, она молчит. Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. С необычайной силой и убедительностью И.К. Айвазовский умел передать ярость бушующего и тихую гладь отдыхающего моря, блеск солнечных лучей на воде и рябь от дождя, прозрачность морской глубины и белоснежную пену волн. | ||||||||||||||
3. Я шел по тропе, продирался сквозь кустарник, пригибался под сводами разлапистых елей. | ||||||||||||||
4. «Лиса!» – мелькнула мысль, когда что-то рыжее показалось в кустах. | ||||||||||||||
5. Главное очарование моря – это тайна, которую оно всегда хранит в своих просторах. | ||||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Внимательно прочитайте начало рассказа Ю. Яковлева «Друг капитана Гастелло». Укажите ошибочное суждение. (1)Очень нехорошо подслушивать разговоры взрослых, а когда младшие еще норовят вставить свое словечко, это уже совсем никуда не годится. (2)Но как быть, если ты живёшь со взрослыми в одной комнате? (3)Нельзя же всё время зажимать уши руками. (4)Сережа терпеть не мог чужие разговоры: они мешали делать уроки и отвлекали от собственных мыслей. (5)А когда он ложился спать, то долго не мог уснуть, если в комнате говорили. (6)Это только чудаки превращают свои уши в звукоулавливатели и, делая вид, что спят, подслушивают. | ||||||||||||||
1. По типу речи – это рассуждение. | ||||||||||||||
2. В предложении (1) нет прилагательных, употреблённых в значении имён существительных. Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. В предложении (6) встречается фразеологизм. | ||||||||||||||
4. Предложение (4) сложное бессоюзное. | ||||||||||||||
5. Предложение (2) – риторический вопрос. | ||||||||||||||
Вопрос № 10 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствия между средствами выразительности и приведенными примерами. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду даны стилистические синонимы. | ||||||||||||||
1. ложь, враньё Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. бежать, мчаться | ||||||||||||||
3.рассуждать, размышлять | ||||||||||||||
4.беспечный, ветреный | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Найдите правильную словообразовательную пару. | ||||||||||||||
1. багрово → багровость | ||||||||||||||
2. бактерия → бактериальный Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. варка → заварка | ||||||||||||||
4. возвышение → возвысить | ||||||||||||||
5. взвыть → завыть | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове на месте выделенной буквы произносится звук [Ы]. | ||||||||||||||
1. по Изображению | ||||||||||||||
2. без Инженера Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. на Изгибе | ||||||||||||||
4. у Иглы | ||||||||||||||
5. при Изъятии | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове приставка является синонимичной приставке в слове «авитаминоз». | ||||||||||||||
1. неправда Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. сверхполезный | ||||||||||||||
3. антибиотики | ||||||||||||||
4. перестараться | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком случае форма слова образована неправильно. | ||||||||||||||
1. положь Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. кладите | ||||||||||||||
3. поезжайте | ||||||||||||||
4. умылась | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько морфем в слове «князья»? Ответ введите цифрой. | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, сколько раз в данном предложении встречается чередующаяся гласная в корне. Ответ введите цифрой. Гонец поклонился так низко, что почти коснулся пола лбом, и замер; но и это не смягчило короля: лицо его горело, глаза гневно блистали. | ||||||||||||||
Правильный ответ 5 | ||||||||||||||