Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур. | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
6 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какая пара слов состоит из одних и тех же звуков речи, но расположенных в другом порядке. | ||||||||||||||
1. телескоп – лепесток | ||||||||||||||
2. лапти – тепло | ||||||||||||||
3. шапка – кашпо | ||||||||||||||
4. ноль – лён Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. налёт – нальёт | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите фразеологизм, имеющий в своём составе архаизм. | ||||||||||||||
1. Тришкин кафтан | ||||||||||||||
2. Семи пядей во лбу | ||||||||||||||
3. Мерить на свой аршин | ||||||||||||||
4. Из уст в уста Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. Грош цена | ||||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду все слова исторически родственные. | ||||||||||||||
1. рябина, рябой, рябчик Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. орошать, росинка, роскошь | ||||||||||||||
3. платочек, платье, платина | ||||||||||||||
4. коричневый, кора, короб | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором суффикс имеет другое значение, чем в остальных словах. | ||||||||||||||
1. ключик | ||||||||||||||
2. грузчик Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. куколка | ||||||||||||||
4. мамочка | ||||||||||||||
5. ивушка | ||||||||||||||
6. берёзонька | ||||||||||||||
7. паучок | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором в родительном падеже множественного числа другое окончание, чем в остальных словах. | ||||||||||||||
1. грузин | ||||||||||||||
2. армянин | ||||||||||||||
3. монгол Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. цыган | ||||||||||||||
5. осетин | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Выберите существительное мужского рода. | ||||||||||||||
1. целебн(ый/ое/ая) алоэ | ||||||||||||||
2. игрив(ый/ое/ая) пони Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. беспристрастн(ый/ое/ая) жюри | ||||||||||||||
4. широк(ий/ое/ая) паспарту | ||||||||||||||
5. внушительн(ый/ое/ая) резюме | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, с каким соловом из ряда синонимов не может сочетаться существительное «взгляд». | ||||||||||||||
1. умный | ||||||||||||||
2. разумный | ||||||||||||||
3. башковитый Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. осмысленный | ||||||||||||||
5. мудрый | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка. | ||||||||||||||
1. Шиповник раскрывает лепестки, и вздрагивают головы растений, и к свету продираются ростки. (Вс. Рождественский) | ||||||||||||||
2. Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду. (Е. Трутнева) | ||||||||||||||
3. Я представил, что земля наша это сказочный цветущий сад со всеми его закатами, восходами, свежими утрами звёздными ночами, студёным холодом и жарким солнцем, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Но вот боги прогневались на атлантов, и в один день и одну ночь Атлантида оказалась погружена в море. | ||||||||||||||
5. Сады Черномора – это заколдованное царство, где всё застыло, подчинилось власти злого колдуна. | ||||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Внимательно прочитайте фрагмент из рассказа Ю. Яковлева «Друг капитана Гастелло». Укажите ошибочное суждение. (1)Это случилось в тот день, когда к папе пришел его давнишний приятель – дядя Владя. (2)За обедом больше говорил папа, а гость серьезно и сосредоточенно обсасывал косточки, словно играл на них, как на свистульке: косточки действительно издавали свист. (3)При этом лоснящиеся румяные щеки налезали на глаза, закрывали их и, казалось, дядя Владя сейчас замурлыкает от удовольствия. (4)После обеда гость и хозяин поменялись ролями. (5)Теперь уже Сережин папа молчал, а дядя Владя рассказывал одну историю за другой. (6) Истории были разные, и только герой в них оставался один и тот же – сам дядя Владя. | ||||||||||||||
1. В тексте чувствуется уважительное отношение рассказчика к дяде Владе. Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. По типу речи это повествование с элементами описания. | ||||||||||||||
3. В предложении (2) использовано сравнение. | ||||||||||||||
4. Предложение (5) сложносочиненное. | ||||||||||||||
5. В предложении (3) встречается вводное слово. | ||||||||||||||
Вопрос № 10 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствия между средствами выразительности и приведенными примерами. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду даны стилистические синонимы. | ||||||||||||||
1. дом, домище | ||||||||||||||
2. нытик, размазня | ||||||||||||||
3. привлекательный, обаятельный | ||||||||||||||
4. замешкаться, задержаться Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Найдите правильную словообразовательную пару. | ||||||||||||||
1. голод → глодать | ||||||||||||||
2. заготовить → заготовка Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. доступно → доступность | ||||||||||||||
4. досужий → досуг | ||||||||||||||
5. зубок → зубец | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове на месте выделенной буквы произносится звук [Ы]. | ||||||||||||||
1. за Изгородью | ||||||||||||||
2. в Институте Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. для Иллюминации | ||||||||||||||
4. по Истории | ||||||||||||||
5. на Ишаке | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове приставка имеет такое же значение, как в слове «взлететь». | ||||||||||||||
1. взгрустнуть | ||||||||||||||
2. взгромоздиться Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. взвесить | ||||||||||||||
4. взломать | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком случае форма слова образована неправильно. | ||||||||||||||
1. положите | ||||||||||||||
2. едьте Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. лягте | ||||||||||||||
4. изменилась | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько морфем в слове «зверьё»? Ответ введите цифрой. | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, сколько раз в данном предложении встречается чередующаяся гласная в корне. Ответ введите цифрой. Мальчик блистал в начальной школе: знал сложение, умел правильно вычитать и писать предложения | ||||||||||||||
Правильный ответ 5 | ||||||||||||||