Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур. | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
7 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком словосочетании наречие выполняет иную синтаксическую роль, чем в остальных словосочетаниях. | ||||||||||||
1. идти дружно | ||||||||||||
2. повернул направо | ||||||||||||
3. засиделся допоздна | ||||||||||||
4. куртка нараспашку Это правильный ответ | ||||||||||||
5. наговорил сгоряча | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите ряд абсолютных синонимов. | ||||||||||||
1. правдивый, честный | ||||||||||||
2. есть, лопать, жрать | ||||||||||||
3. лингвистика, языкознание Это правильный ответ | ||||||||||||
4.бытовой, житейский | ||||||||||||
5. безмолвие, тишина | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в какой из цитат выделенное(ые) слово(а) – историзм(ы). | ||||||||||||
1. Глагол времен! Металла звон! Твой страшный глас меня смущает… [Г. Р. Державин «На смерть князя Мещерского»] | ||||||||||||
2. Монарх и узник – снедь червей, Гробницы злость стихий снедает; Зияет время славу стреть… [Г. Р. Державин «На смерть князя Мещерского»] | ||||||||||||
3. В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». [А. П. Чехов «Смерть чиновника»] Это правильный ответ | ||||||||||||
4. Оставил ты сей жизни брег, К брегам ты мертвых удалился, Здесь персть твоя, а духа нет. [Г. Р. Державин «На смерть князя Мещерского»] | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком слове морфем больше, чем в остальных словах. | ||||||||||||
1. разъехались Это правильный ответ | ||||||||||||
2. возможность | ||||||||||||
3. утоптанный | ||||||||||||
4. прикоснувшись | ||||||||||||
5. заготовительный | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду все слова – этимологические родственники. | ||||||||||||
1. удалец, дальний, удаление, далеко | ||||||||||||
2. природа, роженица, урод, возрождение Это правильный ответ | ||||||||||||
3. ругаться, сооружение, оружие | ||||||||||||
4. отец, отёк, отечество | ||||||||||||
Вопрос № 6 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком предложении слово «один» – числительное. | ||||||||||||
1. Гостиница почти не занята (и не из тех, кому в делах небурных ещё идут почтенные лета), один паук шагает на котурнах. [М. Н. Айзенберг. Гостиница (2015)] | ||||||||||||
2. На 49 [сорок девять] Станц всего один ответ,//и занимает он двухтомный комментарий. [А. В. Еременко. «Бессонница. Гомер ушел на задний план...» (1991)] Это правильный ответ | ||||||||||||
3. От владений твоих остается один замок,//да и тот без ключа. [И. Ф. Жданов. Преображение (1978-1991)] | ||||||||||||
4. Эта книжка ночью поздней, как сказал один пиит, под подушкой дышит грозно, как крамольный динамит. [А. В. Еременко. Самиздат-80 (1989)] | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком предложении НЕВЕРНО расставлены знаки препинания? | ||||||||||||
1. Достижения науки и техники и другие чрезвычайно разнообразные причины иногда заставляют исчезать бесследно прежние значения слов. | ||||||||||||
2. Весь день наслаждались туристы красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары. | ||||||||||||
3. Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. | ||||||||||||
4. Плывущие по реке бревна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву. | ||||||||||||
5. В Мещерском крае можно увидеть: цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озёра, стога сухого и теплого сена. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте фрагмент текста, укажите номер предложения, в котором есть фразеологизм. Ответ введите цифрой без скобок, пробелов и запятых. (1)Море. (2)Гляжу во все глаза. (3)Чёрная приземистая скала с высоким торчком железной палки. (4)Море – голубое и солёное. (5)Пишу обломком скалы на скале: «Прощай, свободная стихия». (М. Цветаева.) | ||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||
Вопрос № 9 3 балла(ов) | ||||||||||||
Внимательно прочитайте фрагмент из рассказа Ю. Яковлева «Друг капитана Гастелло». Укажите ошибочное суждение. (1)Это случилось в тот день, когда к папе пришел его давнишний приятель – дядя Владя. (2)За обедом больше говорил папа, а гость серьезно и сосредоточенно обсасывал косточки, словно играл на них, как на свистульке: косточки действительно издавали свист. (3)При этом лоснящиеся румяные щеки налезали на глаза, закрывали их и, казалось, дядя Владя сейчас замурлыкает от удовольствия. (4)После обеда гость и хозяин поменялись ролями. (5)Теперь уже Сережин папа молчал, а дядя Владя рассказывал одну историю за другой. (6) Истории были разные, и только герой в них оставался один и тот же – сам дядя Владя. (7)Оказывается, на войне он был настоящим храбрецом: первым форсировал Днепр, первым вступил на вражескую землю и лично штурмовал рейхстаг. (8)В конце концов у Серёжи сложилось впечатление, что если бы не дядя Владя, неизвестно, сколько бы времени продлилась война. | ||||||||||||
1. В тексте чувствуется уважительное отношение рассказчика к дяде Владе. Это правильный ответ | ||||||||||||
2. По типу речи это повествование с элементами описания. | ||||||||||||
3. В предложении (2) использовано сравнение. | ||||||||||||
4. Предложение (5) сложносочиненное. | ||||||||||||
5. В предложении (3) есть вводное слово. | ||||||||||||
6. В предложении (3) встречается причастие. | ||||||||||||
7. Предложение (6) связано с предложением (5) при помощи лексического повтора. | ||||||||||||
Вопрос № 10 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствия между данными словами и предложенными фонетическими характеристиками. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите неверную словообразовательную цепочку. | ||||||||||||
1. вязнуть – вязкий – вязковатый | ||||||||||||
2. комплект – комплектовать – раскомплектовать | ||||||||||||
3. ложь – лгать – лгун Это правильный ответ | ||||||||||||
4. краска – красить – крашение | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду все глаголы относятся к первому спряжению? | ||||||||||||
1. брить, зиждиться, зыбиться Это правильный ответ | ||||||||||||
2. спать, лететь, греметь | ||||||||||||
3. лететь, греметь, свистеть | ||||||||||||
4. вертеть, зависеть, ненавидеть | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове на месте выделенной буквы произносится звук [O]? | ||||||||||||
1. жЕрнов Это правильный ответ | ||||||||||||
2. головЕшка | ||||||||||||
3. осЕдлый | ||||||||||||
4. опЕка | ||||||||||||
5. преЕмник | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, которое образовано иным способом, чем все остальные. | ||||||||||||
1.согласованность | ||||||||||||
2. загар Это правильный ответ | ||||||||||||
3. оправдательный | ||||||||||||
4. приписка | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно. | ||||||||||||
1. Соревнования состоятся в комфортабельном, отлично оборудованном спортивном зале. | ||||||||||||
2. После спектакля длинные рукоплескания превратились в овации. Это правильный ответ | ||||||||||||
3. Этот случай оказался далеко не единичным, и почти ежегодно он повторяется. | ||||||||||||
4. Для устранения ям на дорогах пора принять эффективные меры. | ||||||||||||
Вопрос № 16 2 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, в какой группе слов и словоформ чередования позиционные. | ||||||||||||
1. ровный – равный | ||||||||||||
2. растить – выращивать | ||||||||||||
3. смотр – смотреть Это правильный ответ | ||||||||||||
4. наука – научный | ||||||||||||
5. заберу – забираю – забрал | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите ошибочное утверждение. | ||||||||||||
1. Буква К может обозначать звук [Г]. | ||||||||||||
2. Буква С может обозначать звук [Ш]. | ||||||||||||
3. Буква З может обозначать звук [Ж]. | ||||||||||||
4. Буква А может обозначать звук [О] на конце слова. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, сколько раз в данном предложении встречается чередующаяся гласная в корне. Ответ введите цифрой. Внятно излагаем свои предположения, отбираем необходимые доказательства, отвергаем все, что не касается данной проблемы, отыскиваем противоречия и несоответствия, рассчитываем на понимание. | ||||||||||||
Правильный ответ 7 | ||||||||||||