Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур. | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
8 класс. Блок № 1 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в какой из цитат выделенное(ые) слово(а) – историзм(ы). | ||||||||||
1. Утехи, радость и любовь Где купно с здравием блистали, У всех там цепенеет кровь И дух мятется от печали. [Г. Р. Державин «На смерть князя Мещерского»] | ||||||||||
2. – Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! [А. П. Чехов «Толстый и тонкий»] Это правильный ответ | ||||||||||
3. Что парка дней твоих не косит, Что откуп вновь тебе приносит Сибирски горы серебра И дождь златый к тебе лиется. [Г. Р. Державин «К первому соседу»] | ||||||||||
4. Придут, придут часы те скучны, Когда твои ланиты тучны Престанут грации трепать… [Г. Р. Державин «К первому соседу»] | ||||||||||
5. Покрыты мздою очеса… [Г. Р. Державин « Властителям и судиям»] | ||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком примере слово «один» - иная часть речи, чем во всех остальных. | ||||||||||
1. Толпа ― это одна могучая глотка, Один могучий крик, Этот крик никогда не бывает криком радости, Он всегда крик злобы. [В. Блаженный. «Сто человек, или двести человек, или тысяча человек...» (1990)] | ||||||||||
2. Мне один знакомый дал совет ― Выбрать медицинский факультет. [И. В. Елагин. Память (1976-1982)] Это правильный ответ | ||||||||||
3. Открывает конгресс На повестке / Один вопрос/ Купорос/ Спрос/ Превышает ввоз… [И. С. Холин. «Скрежет Лязг Треск...» (1959-1989)] | ||||||||||
4. Я слышал не один его рассказ О том, как в стычках с красными не раз Он попадал в смертельную засаду. [И. В. Елагин. «Сегодня новый замысел возник...» (1982-1986)] | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите предложение, в котором НЕТ нарушения грамматических норм. | ||||||||||
1. В СМИ сообщалось, что за истекший год было собрано белее пятьсот восьмидесяти тысяч тонн зерна. | ||||||||||
2. Вернувшись после катания с увала, у Витьки сильно заболели ноги. | ||||||||||
3. Чувствуя свою вину, Санька отказывается возвращаться в школу, чтобы сфотографироваться вместе со всеми. Это правильный ответ | ||||||||||
4. Несколько ожидающих отдыхающих автобус прогуливались по аллее. | ||||||||||
5. К двух тысяч двадцатому году наш город неузнаваемо изменился. | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
В каком предложении НЕВЕРНО расставлены знаки препинания? | ||||||||||
1. Липы и рябины, дубы и клёны, яблони, ёлки и ясени – всё перемешано в этом парке. | ||||||||||
2. Звучен язык Вергилия и Овидия, но, ведь, не свободен он, ибо принадлежит древности. Это правильный ответ | ||||||||||
3. Во время чтения постарайтесь думать только о том, что читаете: мысленно задавайте себе вопросы о прочитанном, ищите ответы на них, представьте себя на месте автора или персонажей произведения. | ||||||||||
4. Звуки росли и укреплялись, становились более мощными, будто объединяли замиравшую от восторга толпу. | ||||||||||
5. Одинаково очаровывают и доставляют наслаждение развевающиеся по ветру летом густые кроны деревьев и обнажившиеся по осени ветки с последними висящими на них листьями. | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква. | ||||||||||
1. Увенч…нный лаврами, выслуш…нные замечания, не замеш…нные в преступлении, замеш…ное кондитером тесто | ||||||||||
2. Расстрел…нные патроны, выкач…нная из подвала бочка, разве…нные сомнения, засе…нное поле | ||||||||||
3. Обещ…нная поддержка, услыш…нный шорох, смеш…нный с запахом полыни, завещ…ный автором Это правильный ответ | ||||||||||
4.Закле…ный конверт, обещ…нный подарок, высуш…нные цветы, засе...нное поле | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется две буквы Н. | ||||||||||
1. Заштопа…ые носки, дли…ые ветки, девочка умна и вопита…а, вяза…ая крючком кофта Это правильный ответ | ||||||||||
2.Составле…ый план, итоги не подведе…ы, приглашё…ый артист, неожида…ый результат | ||||||||||
3. Жаре…ое мясо, серебря…ый подстаканник, связа…ые между собой, прибыть неожида…о | ||||||||||
4. Потревоже…ые чайки, кипяче…ое молоко, непобежде…ый народ, разъезже…ая дорога | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, какая пара слов не является словосочетанием. | ||||||||||
1. в конце лета | ||||||||||
2. ноябрьский морозец | ||||||||||
3. вследствие дождя Это правильный ответ | ||||||||||
4. проблемы воспитания | ||||||||||
5. замолчать внезапно | ||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите слово, про которое нельзя однозначно сказать, как оно образовано (т.е. имеет двойственную мотивацию). | ||||||||||
1. негабаритный Это правильный ответ | ||||||||||
2. вялый | ||||||||||
3. гандболистка | ||||||||||
4. наговориться | ||||||||||
5. ельничек | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Определите синтаксическую функцию (роль в предложении) выделенного слова. Жаркое солнце, которое немилосердно жгло мою голову, закрыла туча. | ||||||||||
1. подлежащее Это правильный ответ | ||||||||||
2. дополнение | ||||||||||
3. определение | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите словосочетание с грамматической ошибкой | ||||||||||
1. позвонить по прибытии | ||||||||||
2. закрыть по завершении | ||||||||||
3. встретить по приезду Это правильный ответ | ||||||||||
4. объявить по прилёте | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Посчитайте количество членов предложения. Ответ введите цифрой. В течение недели мы жили на плоту. | ||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, какое из словосочетаний нельзя заменить на синонимичное со связью согласование. | ||||||||||
1. костюм зеленого цвета | ||||||||||
2. человек лет двадцати трех | ||||||||||
3. мебель красного дерева Это правильный ответ | ||||||||||
4. шашлык по-армянски | ||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите ошибочное утверждение. | ||||||||||
1. В современном русском языке четыре йотированные буквы. | ||||||||||
2. Согласные звуки состоят или из одного шума или из шума и голоса. | ||||||||||
3. Исторические чередования не отражаются на письме. Это правильный ответ | ||||||||||
4. В современном русском языке одна буква может обозначать два звука. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в какой паре слов ударение падает на один и тот же слог. | ||||||||||
1. окно, кресло | ||||||||||
2. приняли, проспала | ||||||||||
3. ручей, случай | ||||||||||
4. изучит, включит Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите слово, в котором есть наложение морфем (частей слова). | ||||||||||
1. челябинский Это правильный ответ | ||||||||||
2. нагловатый | ||||||||||
3. березняк | ||||||||||
4. расстегнуть | ||||||||||
Вопрос № 16 4 балла(ов) | ||||||||||
Примерно в XI - XII в. древнерусском языке произошло так называемое падение (исчезновение) особых редуцированных гласных, которые обозначались буквами Ъ и Ь. В результате на место этих звуков в одних случаях пришли [о] и [е] — ъ > [о], ь > [е]. В других случаях редуцированные звуки исчезли совсем. Определите при помощи чередований, какие буквы писались в приведенных ниже словах, и установите соответствия между группой и приведенными примерами. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите слово, в котором есть нулевой суффикс. | ||||||||||
1. недолёт Это правильный ответ | ||||||||||
2. творог | ||||||||||
3. чудесный | ||||||||||
4. ведёрочко | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно. | ||||||||||
1. До глубокой старости он оставался словоохотливым, памятным и энергичным. Это правильный ответ | ||||||||||
2. С большим трудом абонент дозвонился в бюро ремонта. | ||||||||||
3. Собрали даже целую библиотеку об этом благородном виде спорта. | ||||||||||
4. Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется красочным пейзажем осени. | ||||||||||
Вопрос № 19 2 балла(ов) | ||||||||||
Определите, в какой группе слов и словоформ чередования исторические. | ||||||||||
1. принять – принимать Это правильный ответ | ||||||||||
2. дуб – дубовый | ||||||||||
3. шаг – шаги | ||||||||||
4. морозный – мороз | ||||||||||
5. пятый – пятьсот | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
Определите, в каком предложении деепричастные обороты относятся к одному и тому же сказуемому (знаки препинания не расставлены). | ||||||||||
1. Щенок выскочил на улицу весело лая и испугавшись нас замолк и спрятался под крыльцо. | ||||||||||
2. Дрожа волки поднимались трусили между деревьев стряхивая с кустов себе на спины серебряный иней и выбежав на опушку шли гуськом через поле овинами. | ||||||||||
3. Она встала из-за стола неловко гремя стульями и еще больше смущаясь и быстро вышла. Это правильный ответ | ||||||||||
4. Волки завязая по брюхо отошли в поле и легли повернувшись мордами к деревне. | ||||||||||