Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур. | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
8 класс. Блок № 2 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в какой из цитат выделенное(ые) слово(а) – архаизм(ы). | ||||||||||
1.Как сон, как сладкая мечта,//Исчезла и моя уж младость… [Г. Р. Державин «На смерть князя Мещерского»] Это правильный ответ | ||||||||||
2. Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… [А. П. Чехов «Хамелеон»] | ||||||||||
3. У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…[А. П. Чехов «Хамелеон»] | ||||||||||
4. – Нет, это не генеральская… – глубокомысленно замечает городовой. …[А. П. Чехов «Хамелеон»] | ||||||||||
5. – Его в Саратове каждая собака знает, – сказал приказчик…[А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»] | ||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком примере слово «один» – иная часть речи, чем во всех остальных. | ||||||||||
1. И все уже умерли, и чем тут гордиться? Один остался ты, молодец! [О. А. Юрьев. На поле брани. Ария (2013)] | ||||||||||
2. И дома нет. А есть один Мешок под головой. И сам себе я господин ― Вблизи передовой. [Д. Самойлов. К передовой (1986)] | ||||||||||
3. Был бы на сто бед один ответ. [Д. Самойлов. Exegi... (1986)] Это правильный ответ | ||||||||||
4. На перекопанных грядках ревень один только с хреном еще кой-как уцелели. [Н. Байтов. «Какие кислые доски...» (2009-2010)] | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите предложение, в котором НЕТ нарушения грамматических норм. | ||||||||||
1. Высота Останкинской башни равна примерно пятьсот сорока метрам. | ||||||||||
2. Автор, описывая его бабушку, дает правдивый портрет простой деревенской женщины. Это правильный ответ | ||||||||||
3. Меня попросили прочитать подаренную книгу Л. Толстого на день рождения. | ||||||||||
4. У него были посиневшие губы от купания в холодном озере. | ||||||||||
5. Чаще читая классическую литературу, всё больше книг нравится. | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
В каком предложении НЕВЕРНО расставлены знаки препинания? | ||||||||||
1. Можно порекомендовать восьмиклассникам ознакомиться с книгой «Зажигайте сердца!», в которой много глубоких мыслей: о красоте, культуре, о любви к родине, о родном русском языке. Это правильный ответ | ||||||||||
2. Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. (А. Блок) | ||||||||||
3. Ночь становится таинственнее, и ты чувствуешь это, хотя не знаешь ни времени, ни места. | ||||||||||
4. Кажется, что всё вымерло на земле, что никогда уже не настанет утро. | ||||||||||
5. Во все времена находились люди, считавшие, что через просвещение лежит путь к свободе, потому что оно изменяет мир, снаряжает человека в путь по жизни, развивает его ум и способности, благословляет на самостоятельное принятие ответственных решений. | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква. | ||||||||||
1. Ре…вший в небе, увид…в море, посе..л рожь, закле…л бы страницу | ||||||||||
2. Кол…щая боль, чуть-чуть колебл…щийся, стел…щийся туман, ве..щий с моря Это правильный ответ | ||||||||||
3. Раска…вшийся в содеянном, подта..вший ледок, занавеш…ные окна, перемеш…нная глина | ||||||||||
4. Смеш..нный лес, выкач…нный мёд, подвеш…нный на крюк, обвеш…ный покупатель | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется две буквы Н. | ||||||||||
1. Засыпа…ый снегом, нарубле…ые дрова, смышлё…ый ребенок, отдалё…ый район | ||||||||||
2. Увере…ость в своих силах, отчая…ый поступок, свежемороже…ая рыба, печё…ый картофель | ||||||||||
3. Вдохновлё…ый успехом, отредактирова…ая рукопись, кова…ая пряжка, невыполне…ое поручение | ||||||||||
4. Продума…ое решение, охлаждё…ое мясо, оловя…ная ручка, засея…ый горохом Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, какая пара слов не является словосочетанием. | ||||||||||
1. цветочный запах | ||||||||||
2. наподобие значка Это правильный ответ | ||||||||||
3. потом расскажу | ||||||||||
4. придёт с востока | ||||||||||
5. воспользоваться преимуществом | ||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите слово, про которое нельзя однозначно сказать, как оно образовано (т.е. имеет двойственную мотивацию). | ||||||||||
1. затейница | ||||||||||
2. иконописец | ||||||||||
3. обыскиваться Это правильный ответ | ||||||||||
4. иронический | ||||||||||
5. раскомплектовать | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Определите синтаксическую функцию (роль в предложении) выделенного слова. Дама, которой Евгений подал руку, церемонно сошла с трапа парохода. | ||||||||||
1. подлежащее | ||||||||||
2. дополнение Это правильный ответ | ||||||||||
3. определение | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите словосочетание с грамматической ошибкой. | ||||||||||
1. подписать договора Это правильный ответ | ||||||||||
2. действовать согласно договору | ||||||||||
3. получить благодаря договору | ||||||||||
4. поступить вопреки договору | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Посчитайте количество членов предложения. Ответ введите цифрой. Он жил здесь в течение месяца. | ||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, какое из словосочетаний нельзя заменить на синонимичное со связью согласование. | ||||||||||
1. комната для гостей | ||||||||||
2. рубашка в клетку | ||||||||||
3. платье в горошек Это правильный ответ | ||||||||||
4. пение соловья | ||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите ошибочное утверждение. | ||||||||||
1. Среди гласных современного русского языка выделяются два лабиализованных (огубленных) звука. | ||||||||||
2. Позиционные чередования отражаются на письме. Это правильный ответ | ||||||||||
3. Ударение помогает различать омонимы и формы одного и того же слова. | ||||||||||
4. В современном русском языке две буквы могут передавать один звук. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в какой паре слов ударение падает на один и тот же слог. | ||||||||||
1. арахис, щавель Это правильный ответ | ||||||||||
2. магазин, добыча | ||||||||||
3. средства, очаг | ||||||||||
4. километр, красивее | ||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите слово, в котором есть наложение морфем (частей слова). | ||||||||||
1. вороватый | ||||||||||
2. страшноватый | ||||||||||
3. чеховед Это правильный ответ | ||||||||||
4. правовед | ||||||||||
Вопрос № 16 4 балла(ов) | ||||||||||
Примерно в XI - XII в. древнерусском языке произошло так называемое падение (исчезновение) особых редуцированных гласных, которые обозначались буквами Ъ и Ь. В результате на место этих звуков в одних случаях пришли [о] и [е] — ъ > [о], ь > [е]. В других случаях редуцированные звуки исчезли совсем. Определите при помощи чередований, какие буквы писались в приведенных ниже словах, и установите соответствия между группой и приведенными примерами. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите слово, в котором есть нулевой суффикс. | ||||||||||
1. тысячный | ||||||||||
2. безыглый Это правильный ответ | ||||||||||
3. ветвистый | ||||||||||
4. белый | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком варианте ответа выделенное слово употреблено без ошибки. | ||||||||||
1. Искусные кружевницы Вологодчины издавна славились своим мастерством. Это правильный ответ | ||||||||||
2. Со временем из-за мириадов микроводорослей меняется цвет водянистой поверхности озера. | ||||||||||
3. Дежурный с деловитым видом перечислил те задания, которые предстояло выполнить в течение дня. | ||||||||||
4. В высшей школе широко распространена система практичных занятий. | ||||||||||
Вопрос № 19 2 балла(ов) | ||||||||||
Определите, в какой группе слов и словоформ чередования позиционные. | ||||||||||
1. заберу – забираю – забрал | ||||||||||
2. дружба – подруга | ||||||||||
3. стол – столы – столовый Это правильный ответ | ||||||||||
4. смех – смешно | ||||||||||
5. осветить – свечка – просвещение | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
Определите, в каком предложении деепричастные обороты относятся к разным сказуемым (знаки препинания не расставлены). | ||||||||||
1. Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками и гремя камнями и бренча сбруей они влетели в него. | ||||||||||
2. Охотник прицелился прищурив глаза и сконцентрировав всё внимание на добыче и нажал курок. | ||||||||||
3. Он ушел в самую дальнюю часть сада остановившись и оглянувшись быстро разорвал конверт. | ||||||||||
4. Члены комиссии толкаясь выбежали на улицу и разместившись на пролетках уехали в полном смущении. Это правильный ответ | ||||||||||