Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур. | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные утверждения о звуковом составе слов. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. 1. В слове РАДОСТНЫЙ 6-й звук глухой парный твёрдый парный. 2. В слове ПОЕХАТЬ количество звуков и букв совпадает. 3. В слове СНИТЬСЯ 4-й звук глухой непарный твёрдый непарный 4. В слове ЯБЛОКО есть мягкий согласный 5. В слове БРЕЛОК есть беглый гласный. | ||||||||||||
Правильный ответ 234 | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выпишите, в каких словах на месте выделенной буквы Н произносится мягкий звук [н’]. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. 1. паНель 2. фоНетика 3. шиНель 4. эНергия 5. Неолит | ||||||||||||
Правильный ответ 35 | ||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, какой принцип русской орфографии лежит в основе следующих выделенных в словах орфограмм. Установите соответствия. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
До введения в употребление римских и арабских цифр на Руси для обозначения числа использовались буквы. Какие из представленных ниже букв не имели числового значения? Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. 1. Б 2. В 3. З 4. Ю 5. Р | ||||||||||||
Правильный ответ 14 | ||||||||||||
Вопрос № 5 5 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте цитаты, взятые из произведений А. С. Пушкина. Установите, в каком значении употреблено слово ДЕЛО в этих примерах. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду указаны слова-паронимы. | ||||||||||||
1. далёкий — близкий | ||||||||||||
2. грипп — гриб | ||||||||||||
3. поступить (в университет) — поступить (достойно) | ||||||||||||
4. смелый — отважный | ||||||||||||
5. лирический — лиричный Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, в каких словах есть суффикс -ЗНЬ. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. 1. боязнь 2. болезнь 3. жизнь 4. рознь 5. казнь | ||||||||||||
Правильный ответ 123 | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Сколько слов из данного отрывка не имеют окончания? Ответ введите цифрой, например: 3 | ||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, от какого слова образовано слово ОБЕЗБОЛИТЬ. | ||||||||||||
1. боль Это правильный ответ | ||||||||||||
2. болезнь | ||||||||||||
3. болеть | ||||||||||||
4. больной | ||||||||||||
5. обезболивать | ||||||||||||
Вопрос № 10 2 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, какие слова могут быть следующими в словообразовательной цепочке: «касаться → коснуться → прикоснуться → …». Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. 1. неприкосновенный 2. прикасаться 3. прикосновение 4. касание 5. касательный | ||||||||||||
Правильный ответ 23 | ||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||
В перечисленных ниже словах произошёл исторический процесс — упрощение группы согласных (на стыке корня и суффикса конечный согласный корня утратился). Отметьте слово, в котором перед суффиксом -Л- утратился иной согласный, чем в остальных перечисленных словах. | ||||||||||||
1. обрёл | ||||||||||||
2. побрёл Это правильный ответ | ||||||||||||
3. отцвёл | ||||||||||||
4. заплёл | ||||||||||||
5. подмёл | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите ряд, в котором все существительные являются неодушевлёнными. | ||||||||||||
1. слон (животное), растение, тело | ||||||||||||
2. москвич (житель Москвы), слон (шахматная фигура), бактерия | ||||||||||||
3. утопленник, «Москвич» (автомобиль), часы | ||||||||||||
4. берёза, глобус, планктон Это правильный ответ | ||||||||||||
5. солнце, простокваша, слон (шахматная фигура) | ||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Выберите правильные грамматические характеристики подчёркнутого слова. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. Я вышел из лесу. И вот Проснулся день, и хоровод Светил напутственных исчез В его лучах. Туманный лес Заговорил. Вдали аул Куриться начал. Смутный гул В долине с ветром пробежал... 1. глагол 2. имя существительное 3. несовершенного вида 4. возвратный 5. мужского рода 6. среднего рода 7. в родительном падеже 8. в единственном числе 9. в предложении является простым глагольным сказуемым 10. в предложении является несогласованным определением | ||||||||||||
Правильный ответ 26710 | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из стихотворения К. Батюшкова. Сколько определений (согласованных и несогласованных) включает в себя данный фрагмент? Ответ введите цифрой, например: 4. О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью твоей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. | ||||||||||||
Правильный ответ 11 | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы». Сколько односоставных предложений включает в себя данный отрывок. Ответ введите цифрой, например: 4. Мне не спится, нет огня; Всюду мрак и сон докучный. Ход часов лишь однозвучный Раздается близ меня… | ||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из стихотворения С. А. Есенина. Отметьте, каким членом предложения является подчёркнутое слово: Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит. | ||||||||||||
1. Подлежащим | ||||||||||||
2. Сказуемым | ||||||||||||
3. Дополнением | ||||||||||||
4. Обстоятельством | ||||||||||||
5. Не является членом предложения, т. к. это союз Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте ряд, в котором все слова написаны без ошибок | ||||||||||||
1. учереждение, обшлаг, конъюктура | ||||||||||||
2. скурпулёзный, противень, проволока | ||||||||||||
3. пуловер, полиэтиленовый, скипятить | ||||||||||||
4. конфорка, поскользнуться, брелоки Это правильный ответ | ||||||||||||
5. военноначальник, табурет, трамвай | ||||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, какие средства художественной выразительности встречаются в приведённом ниже отрывке из стихотворения Ф. И. Тютчева. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… 1. фразеологизм 2. парцелляция 3. анафора 4. старославянизмы 5. инверсия | ||||||||||||
Правильный ответ 345 | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте ряд, в котором все перечисленные языки относятся к мёртвым. | ||||||||||||
1. румынский, русский, литовский | ||||||||||||
2. санскрит, старославянский, латынь Это правильный ответ | ||||||||||||
3. словенский, древнегреческий, хинди | ||||||||||||
4. идиш, словацкий, хеттский | ||||||||||||
5. готский, иврит, арабский | ||||||||||||
Вопрос № 20 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствия между названиями лингвистических словарей и их авторами. | ||||||||||||
| ||||||||||||