Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур. | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Решите фонетическую пропорцию: [д] : [н] = [б] : [?]. Какой звук должен быть на месте знака «?»? | ||||||||||||
1. [л] | ||||||||||||
2. [р] | ||||||||||||
3. [м] Это правильный ответ | ||||||||||||
4. [в] | ||||||||||||
5. такого звука в русском литературном языке нет. | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
В каких словах может произноситься мягкий звук [Ж’]? Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. 1. жечь 2. жужжать 3. дожди 4. разжечь 5. уезжай | ||||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, в каком ряду во всех словах выделенная буква пишется в соответствии с традиционным (историческим) принципом орфографии. | ||||||||||||
1. мОлоко, траВка, небЕса | ||||||||||||
2. красноГо, сплошЬ, лесТница Это правильный ответ | ||||||||||||
3. прелесТный, кОрова, безЫмянный | ||||||||||||
4. гОлова, придёшЬ, вИнегрет | ||||||||||||
5. книЖка, кАстрюля, брошЮра | ||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||
До введения в употребление римских и арабских цифр на Руси для обозначения числа использовались буквы. Установите соответствия букв и буквосочетаний и выражаемых ими числовых значений. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте цитаты, взятые из произведений А. С. Пушкина. Отметьте, в каком варианте слово ТРУД имеет иное значение, чем в остальных. | ||||||||||||
1. О чем же думал он? о том, Что был он беден, что трудом Он должен был себе доставить И независимость и честь… | ||||||||||||
2. Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилаты; Везде следы довольства и труда… | ||||||||||||
3. Я беден — но могуч и молод. Мне труд легок. Я удалю От нашей сакли тощий голод | ||||||||||||
4. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Это правильный ответ | ||||||||||||
5. И Музы дань свою мне принесут, И вольный Гений мне поработится, И Добродетель и бессонный Труд Смиренно будут ждать моей награды | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из повести А. П. Чехова «Драма на охоте». Отметьте, чем является подчёркнутое слово. Покорный своей привычке совать свой нос и запускать «глазенапа» всюду, где только возможно, ― он, то нагибаясь, то сильно вытягиваясь, заглядывал в рукомойник, в складки опущенной сторы, в дверные щели, в лампу… словно искал чего-то или желал удостовериться, все ли цело… | ||||||||||||
1. диалектизм | ||||||||||||
2. архаизм Это правильный ответ | ||||||||||||
3. окказионализм | ||||||||||||
4. жаргонизм | ||||||||||||
5. просторечие | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Из скольких морфем состоит слово ПРЕВОЗМОГ? Ответ введите цифрой, например: 3. | ||||||||||||
Правильный ответ 5 | ||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте слова, в которых есть суффикс -Й- с собирательным значением. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. 1. безделье 2. братья 3. вороньё 4. монпансье 5. тряпьё | ||||||||||||
Правильный ответ 35 | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, каким способом образовано слово ПРИПОДНЯТОСТЬ. | ||||||||||||
1. приставочным | ||||||||||||
2. суффиксальным Это правильный ответ | ||||||||||||
3. приставочно-суффиксальным | ||||||||||||
4. бессуффиксным | ||||||||||||
5. переходом одной части речи в другую | ||||||||||||
Вопрос № 10 2 балла(ов) | ||||||||||||
Напишите, сколько слов пропущено в словообразовательной цепочке «говорить → … → договорный». Ответ введите цифрой, например: 4. | ||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
В перечисленных ниже словах произошёл исторический процесс — упрощение группы согласных (на стыке корня и суффикса конечный согласный корня утратился). Отметьте слово, в котором перед суффиксом -Л- утратился иной согласный, чем в остальных перечисленных словах. | ||||||||||||
1. завял | ||||||||||||
2. пришёл | ||||||||||||
3. соблюл | ||||||||||||
4. подмёл Это правильный ответ | ||||||||||||
5. отвёл | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из стихотворения В. Высоцкого. Отметьте, к какой части речи относится подчёркнутое слово. Штормит весь вечер, и, пока Заплаты пенные латают Разорванные швы песка, Я наблюдаю свысока, Как волны головы ломают. | ||||||||||||
1. усилительная частица | ||||||||||||
2. сочинительный союз | ||||||||||||
3. подчинительный союз Это правильный ответ | ||||||||||||
4. формообразующая частица | ||||||||||||
5. наречие | ||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Выберите правильные грамматические характеристики подчёркнутого слова. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... 1. качественное прилагательное 2. относительное прилагательное 3. причастие 4. в полной форме 5. в мужском роде 6. в именительном падеже 7. в винительном падеже 8. в предложении является согласованным определением 9. в предложении является несогласованным определением 10. в предложении является частью составного именного сказуемого | ||||||||||||
Правильный ответ 168 | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Сколько грамматических основ включает в себя данный отрывок? Ответ введите цифрой, например: 4. Все, чем для прихоти обильной Торгует Лондон щепетильный И по Балтическим волнам За лес и сало возит нам, Все, что в Париже вкус голодный, Полезный промысел избрав, Изобретает для забав, Для роскоши, для неги модной, — Все украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет. | ||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из стихотворения С. А. Есенина. Определите, сколько в нём односоставных предложений. Ответ запишите цифрой, например: 4. Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. | ||||||||||||
Правильный ответ 1 | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте предложения, в которых есть придаточные времени. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. 1. Настала минута когда я понял всю цену этих слов. 2. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы ему изменили. 3. Память надолго сохраняет день, когда мы в первый раз идём в школу, вооружившись пока ещё лёгкими ранцами и огромными букетами цветов. 4. Когда хозяин вышел и унес с собой свет, опять наступили потемки. 5. Едва жандармы начали обыск, вернулся из театра Кирилл. | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте предложения, взятые из Национального корпуса русского языка. Отметьте, какие из вариантов не соответствуют современным грамматическим нормам. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. 1. У неё случилось что-то с туфлей, она замешкалась с ней, присев. (В. Шапко) 2. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. (Д. Фонвизин) 3. О горе! Он чугунными цепями, как Прометей, прикован к темю гор. (А. Дельвиг) 4. А я-то, дура, голошу! Да ведь это от превеликой радости… (Н. Лейкин) 5. Я уже где-то у края обрыва и пытаюсь ползти вниз, сыпется песок. (А. Тахо-Годи) | ||||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте, какие средства художественной выразительности встречаются в приведённом ниже отрывке из стихотворения Ф. И. Тютчева. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? 1. эпитет 2. диалектизм 3. риторический вопрос 4. парцелляция 5. инверсия | ||||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||||
Вопрос № 19 2 балла(ов) | ||||||||||||
Русскому звуку [о] в украинском языке соответствуют два звука — [о] или [и] (на письме — і). Например: рус. сон — укр. сон рус. сок — укр. сік рус. лоб — укр. лоб рус. кот — укр. кіт рус. кость — укр. кість Какие существительные написаны по-украински с ошибкой? Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124. (Для выполнения данного задания знание украинского языка не требуется.) 1. рог 2. кінь 3. соль 4. віз 5. мох | ||||||||||||
Правильный ответ 13 | ||||||||||||
Вопрос № 20 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствия между названиями лингвистических работ и их авторами. | ||||||||||||
| ||||||||||||