Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап |
Назад к списку блоков |
5 класс. Блок № 2 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Укажите выражение, в котором слово «живот» употреблено в ином значении, чем в остальных предложениях. Примеры взяты из Национального корпуса русского языка. |
1. Живот у меня болит. ― Аппендицит, наверно, ― сказал бывалый санитар. [В. Т. Шаламов.] |
2. Рядом он лёг на живот и голову опустил на локоть руки. [В.Т. Шаламов.] |
3.Вода была вкусная и холодная, и я пил её до тех пор, пока не почувствовал, что живот стал тугим, как барабан. [Виталий Губарев.] |
4. Рад за государя живот положить! ― ответил Корнеев, кланяясь. [А.Е. Зарин.] Это правильный ответ |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Укажите, какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении (слова даны в начальной форме). У нас разные <…> на жизнь. |
1. принцип |
2. взгляд Это правильный ответ |
3. установка |
4. убеждение |
5. направление |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Прочитайте отрывки из произведений русских поэтов, укажите, в каком из них слово «толпа» произносится иначе, чем в остальных. Примеры взяты из Национального корпуса русского языка. |
1. Но толпы ― это человеки, чело светло и тяжки веки, чаяний полны и забот, в детсадик, в офис, на завод. (Н. Е. Горбаневская) |
2. И вновь в небесах отражается вечных огромной воды заколдованный круг и толпы несчастных, сидящих вокруг, ― слепых, колченогих, хромых и увечных. (С. В. Кекова) |
3. Известно, что слоны в диковинку у нас – Так за слоном толпы зевак ходили. (И. А. Крылов) Это правильный ответ |
4. И толпы шествуют― как в опере статисты. (Ю. П. Мориц) |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Выберите слово, в котором приставка «пере-» имеет другое значение, чем в остальных словах. |
1. перекраска забора |
2. перевоспитание питомца |
3. переедание на ночь Это правильный ответ |
4. переписывание текста |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Выберите слово, в котором возможен только один вариант постановки ударения. |
1. мука |
2. грозы |
3. дрожжи Это правильный ответ |
4. парник |
5. кружки |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Укажите прилагательное, от которого нельзя образовать существительное, обозначающее человека, обладающего данным качеством. |
1. слепой |
2. чужой |
3. ленивый |
4. мрачный Это правильный ответ |
5. дикий |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Пятикласснику задали подобрать фразеологизмы, характеризующие речевую деятельность человека. Укажите, какой пример не подходит к данной группе. |
1. переливать из пустого в порожнее |
2. называть вещи своими именами |
3. бросать слова на ветер |
4. надуть губы Это правильный ответ |
5. точить лясы |
6. перемывать косточки |
Вопрос № 8 0 балла(ов) |
Укажите лишнее слово. |
1. тренажёр Это правильный ответ |
2. дирижёр |
3. стажёр |
4. ухажёр |
5. монтажёр |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Укажите, какое предложение соответствует приведённой схеме. |
1. Маму мы прибережём для родительского собрания. |
2. Полдня папа занимался всякими делами. Это правильный ответ |
3. Тут его сбила с ног ватага первоклассников. |
4. В класс вбежал Вовка с портфелем под мышкой. |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Укажите, какое слово не является однокоренным остальным словам. |
1. гора |
2. горец |
3. горничная Это правильный ответ |
4. горный |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Отметьте пару, в которой произношение слов не совпадает. |
1. коровке – коровки |
2. делá - дело Это правильный ответ |
3. изморось - изморозь |
4. умником – умникам |
5. пчёлки - пчёлке |
6. претворить - притворить |
Вопрос № 12 2 балла(ов) |
Укажите, в каком предложении нет подлежащего. |
1. До чего же красива наша уральская осень! |
2.Красная Шапочка, отнеси эти пирожки бабушке. Это правильный ответ |
3. Кто же этот дом построил? |
4. Щенок оказался дворняжкой. |
5. Остаться без друзей – это очень грустно. |
Вопрос № 13 2 балла(ов) |
Укажите подчинительное словосочетание. |
1. синий или красный |
2. развести костер Это правильный ответ |
3. позади дома |
4. охотник утомился |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Укажите, в какой паре буква Я выполняет одинаковую функцию. |
1. молния, мясной |
2. ягодный, завязка |
3. моряк, объявление |
4. баянист, колья Это правильный ответ |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Сколько раз встречается в данной фразе звук [Ы]? Ответ введите цифрой. Не до жиру, быть бы живу. |
Правильный ответ 4 |