Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
6 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, примером какого лексического явления могут служить подчёркнутые слова. Шел я из Каменной Гряды в Шашкино; а шел сперва всё нашим орешником, а потом лужком пошёл – знаешь, там, где он сугибелью выходит, - там ведь есть еще бучило, знаешь, оно ещё всё камышом заросло. (И. С. Тургенев «Бежин луг») | ||||||||||||||
1. просторечия | ||||||||||||||
2. архаизмы | ||||||||||||||
3. диалектизмы Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. историзмы | ||||||||||||||
5. жаргонизмы | ||||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, которое отличается от остальных по своему происхождению. | ||||||||||||||
1. мужество | ||||||||||||||
2. мощь | ||||||||||||||
3. младенец | ||||||||||||||
4. молочный Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. креститель | ||||||||||||||
6. смиренный | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите выражение, в котором слово «строка» употреблено в устаревшем значении. Примеры взяты из Национального корпуса русского языка. | ||||||||||||||
1.Напечатанный в строку текст мертв, а ведь он рождён для того, чтобы кричать, зазывать и хвастать. [Ю. О. Домбровский.] | ||||||||||||||
2. Мало ли что бывает: не всякое лыко в строку… [Д. Н. Мамин-Сибиряк.] Это правильный ответ | ||||||||||||||
3.В 1998 году средняя фраза, которую пользователи вводили в строку поисковой системы, состояла из двух слов. | ||||||||||||||
4.Расчерчиваем бумагу, отмечаем по линейке линии по полтора сантиметра ― примерно такой высоты буквы потом будут вписываться в строку. [М. В. Строганова, И. Джабир.] | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком примере даны лексические омонимы. | ||||||||||||||
1. Люблю речные отмели и косы, / Люблю, когда звенят лугами косы… / Но мне милей любимой косы!.. (Н. Глазков) Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Мой руки с мылом, мой друг! | ||||||||||||||
3. Серый волк в густом лесу / встретил рыжую лису (С. Маршак). | ||||||||||||||
4. Ценят золото по весу, / А по шалостям повесу (Д. Минаев). | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Найдите ошибку в объяснении орфограммы. | ||||||||||||||
1. В прилагательном «опасный» - нет непроизносимой согласной, т.к. можно проверить словом «опасение». | ||||||||||||||
2. Наречие «сначалА» пишется с суффиксом -а-, так как в слове есть приставка с-. | ||||||||||||||
3. В словах «прЕодолеть прЕпятствия» в приставке пишется гласная -е-, так как значение приставки близко к значению «пере-». | ||||||||||||||
4. Слово "болтАвня" образовано от слова "болтАть", поэтому пишется с гласной -а-. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 6 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Соотнесите словарные статьи с лингвистическими словарями, откуда взяты эти статьи. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите фразеологизм, который попал в данную семантическую группу по ошибке. | ||||||||||||||
1. капля в море | ||||||||||||||
2. кот наплакал | ||||||||||||||
3. львиная доля | ||||||||||||||
4. непочатый край | ||||||||||||||
5. у чёрта на куличках Это правильный ответ | ||||||||||||||
6. с гулькин нос | ||||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду не все слова исторически родственные. | ||||||||||||||
1.Ипполит, гиппопотам, ипподром | ||||||||||||||
2. Говядина, говеть, благоговение Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Торг, торговля, торжественный | ||||||||||||||
4. Кавалер, кавалькада, кавалергард | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько звеньев пропущено в словообразовательной цепочке? Ответ введите цифрой. Ведать →… разведывательный | ||||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, состоящее из пяти морфем. | ||||||||||||||
1. вскрикнуть | ||||||||||||||
2. каракатица | ||||||||||||||
3. выпорхнул Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. подоконник | ||||||||||||||
5. дошколёнок | ||||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое слово не является исторически родственным остальным словам в этой группе. | ||||||||||||||
1. картина | ||||||||||||||
2. картон | ||||||||||||||
3. карта | ||||||||||||||
4. каротель Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. картель | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, образованное иным способом, чем остальные слова. | ||||||||||||||
1. распылитель | ||||||||||||||
2. погрузчик | ||||||||||||||
3. обезопасить Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. знаменитость | ||||||||||||||
Вопрос № 13 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Соотнесите предложение и синтаксическую роль фразеологизма, содержащегося в нём. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором суффикс отличается по значению. | ||||||||||||||
1. осетрина | ||||||||||||||
2. волчина Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. конина | ||||||||||||||
4. утятина | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове буква Ь пишется по традиции и не связана с обозначением звукового состава слова. | ||||||||||||||
1. акварель | ||||||||||||||
2. соловьи | ||||||||||||||
3. вьюжный | ||||||||||||||
4. рисуешь Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком предложении необходимы запятые, двоеточие и тире (знаки препинания не расставлены). | ||||||||||||||
1. Я люблю гулять вдоль озера весной и летом осенью и зимою. | ||||||||||||||
2. Всё вокруг дома деревья дороги засыпано снегом. Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Огород даёт обильный урожай капусты репы моркови и других овощей. | ||||||||||||||
4. Он взял с собой три вещи рюкзак ружьё и патронташ. | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите верное суждение. | ||||||||||||||
1. Буква К обозначает звук [Г] на конце слова. | ||||||||||||||
2. Буква К обозначает звук [Г] перед звонким согласным. Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Буква К обозначает звук [Г] перед гласным. | ||||||||||||||
4. Буква К не может обозначать звук [Г] ни в каких позициях. | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове нет нулевого окончания. | ||||||||||||||
1. раскололся | ||||||||||||||
2. вразнобой Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. гербарий | ||||||||||||||
4. рыбак | ||||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В скольких словах ударение на окончании? Ответ введите цифрой. Позвонит, жалюзи, свекла, поняла, асимметрия, торты | ||||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое слово является исходным в словообразовательном гнезде. | ||||||||||||||
1. зелень | ||||||||||||||
2. зеленый Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. зеленеть | ||||||||||||||
4. зелено | ||||||||||||||