Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
6 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, примером какого лексического явления могут служить подчёркнутые слова. Меня зовут Фомой, ― отвечал он, ― а по прозвищу Бирюк1. 1Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый (примечание автора) (И. С. Тургенев («Бирюк») Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах всё казюли водятся. (И. С. Тургенев «Бежин луг») | ||||||||||||||
1. просторечия | ||||||||||||||
2. архаизмы | ||||||||||||||
3. диалектизмы Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. историзмы | ||||||||||||||
5. жаргонизмы | ||||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, которое отличается от остальных по своему происхождению. | ||||||||||||||
1. благо | ||||||||||||||
3. пророк | ||||||||||||||
2. гордыня | ||||||||||||||
4. храм | ||||||||||||||
5. здоровье Это правильный ответ | ||||||||||||||
6. единый | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором словосочетание «наломать дров» употреблено в ином значении, чем в остальных. Примеры взяты из Национального корпуса русского языка. | ||||||||||||||
1. Первое время мы постоянно будем вместе, так что наломать дров у тебя вряд ли получится. [Владимир Васильев.] | ||||||||||||||
2. Как бы не наломать дров, как говорится. | ||||||||||||||
3. В донских станицах хозяйки, готовясь затопить печь, должны наломать дров о колено, при этом хворостины ломаются неровно – одни получаются длиннее, другие короче. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4.Значит, он разъярен, как вепрь, и способен наломать дров, не задумываясь о последствиях. [Михаил Бутов.] | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком примере даны омофоны. | ||||||||||||||
1. Какие тёмные места! / А в доме свет горит (Ю. Кузнецов). Хотел объехать целый свет, / И не объехал сотой доли (А. Грибоедов) | ||||||||||||||
2. Хорошо печь пироги, когда печь горяча (пословица). | ||||||||||||||
3. Снег сказал: «Когда я стаю, / Станет речка голубей, / Потечет, качая стаю / Отражённых голубей» (Я. Козловский) | ||||||||||||||
4. Я в лес, и он влез. Я за вяз, и он завяз (В. Даль). Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Найдите ошибку в объяснении орфограммы. | ||||||||||||||
1. В существительном «болтОвня» суффикс -овн-, его нельзя проверять глагольным суффиксом -а- (болтать). | ||||||||||||||
2. В глаголе «тренЕровать» пишется гласная -е-, так как можно проверить словом «тренЕр». Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. В слове «расстИлаться» в корне с чередованием пишется гласная -и-, так как за корнем следует суффикс -а-. | ||||||||||||||
4. В прилагательном «долинные» пишется -НН-, так как слово образовано от существительного «долина» при помощи суффикса –Н-. | ||||||||||||||
Вопрос № 6 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Соотнесите словарные статьи с лингвистическими словарями, откуда взяты эти статьи. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите фразеологизм, который попал в данную семантическую группу по ошибке. | ||||||||||||||
1. ни много ни мало | ||||||||||||||
2. потерять счет | ||||||||||||||
3. по пальцам можно пересчитать | ||||||||||||||
4. хоть отбавляй | ||||||||||||||
5. вдоль и поперёк Это правильный ответ | ||||||||||||||
6. раз-два и обчёлся | ||||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду не все слова исторически родственные. | ||||||||||||||
1. Провизия, провокация, проволока Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Торопиться, оторопеть, расторопный | ||||||||||||||
3. Товарищ, товарка, товар | ||||||||||||||
4. Гитара, цитра, кифара | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько звеньев пропущено в словообразовательной цепочке? Ответ введите цифрой. вес →…взвешиваться | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, состоящее из пяти морфем. | ||||||||||||||
1. жеребёнок | ||||||||||||||
2. поддержка | ||||||||||||||
3. передумал Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. изменчивый | ||||||||||||||
5. запомните | ||||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое слово не является исторически родственным остальным словам в этой группе. | ||||||||||||||
1. Каракумы | ||||||||||||||
2. каракули | ||||||||||||||
3. каракуль | ||||||||||||||
4. карандаш | ||||||||||||||
5. карантин Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, образованное иным способом, чем остальные слова. | ||||||||||||||
1. застолье Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. увлекательно | ||||||||||||||
3. зарубка | ||||||||||||||
4. очиститель | ||||||||||||||
Вопрос № 13 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Соотнесите предложение и синтаксическую роль фразеологизма, содержащегося в нём. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором суффикс отличается по значению. | ||||||||||||||
1. горошина | ||||||||||||||
2. градина | ||||||||||||||
3. козлина Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. бусина | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове буква Ь пишется по традиции и не связана с обозначением звукового состава слова. | ||||||||||||||
1. осень | ||||||||||||||
2. семья | ||||||||||||||
3. тишь Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. сухарь | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком предложении необходимы запятые, двоеточие и тире (знаки препинания не расставлены). | ||||||||||||||
1. День был совершенно ясный тихий и жаркий. | ||||||||||||||
2. Под ногами ничего не было видно ни торчащих камней ни рытвин ни кочек. | ||||||||||||||
3. Всё волны кусты ив перламутровые облака готовилось к покою. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Термиты могут съесть всё из древесины бревенчатые стены оконные рамы мебель книги. | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите верное суждение. | ||||||||||||||
1. Буква С обозначает звук [Ш] на конце слова. | ||||||||||||||
2. Буква С обозначает звук [Ш] перед глухим согласным. | ||||||||||||||
3. Буква С обозначает звук [Ш] в сочетании СШ. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Буква С не может обозначать звук [Ш] ни в каких позициях. | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове нет нулевого окончания. | ||||||||||||||
1. покой | ||||||||||||||
2. врасплох Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. комментарий | ||||||||||||||
4. роскошь | ||||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В скольких словах ударение на последнем слоге? Ответ введите цифрой. Каталог, облегчить, квартал, позвонишь, завидно, красивее | ||||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое слово является исходным в словообразовательном гнезде. | ||||||||||||||
1. глушь | ||||||||||||||
2. глушить | ||||||||||||||
3. глухой Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. глухо | ||||||||||||||