Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
7 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите название лексического явления, о котором рассказывается в данном тексте. Красная смородина в русском языке имеет не менее десятка наименований. Её называют и жостыль, и кислица, и сиселка, и княжиха, и коминка, и лядуница, и поречка, и сестрянка… любопытно, что каждое из подобных названий как бы закреплено за определённой местностью, за определённой территорией. (В. Барашков) | ||||||||||||||
1. диалектизмы Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. архаизмы | ||||||||||||||
3. просторечия | ||||||||||||||
4. историзмы | ||||||||||||||
5. жаргонизмы | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, которое отличается от остальных по своему происхождению. | ||||||||||||||
1. пророк | ||||||||||||||
2. храбрый | ||||||||||||||
3. ланиты | ||||||||||||||
4. вред | ||||||||||||||
5. сторона Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте произношение слова «дождь» в приведенных отрывках. Укажите, в каком из них это слово произносится иначе, чем в остальных. Примеры взяты из Национального корпуса русского языка. | ||||||||||||||
1. И в блеске утренней грозы Всё обретало мощь. Во мглу, в долинные низы Весёлый хлынул дождь. (П. Антокольский) | ||||||||||||||
2. Навстречу мчатся пули – Пчелиный звонкий дождь. Послушаем, что скажет Наш сивоусый вождь! (Э. Багрицкий) Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Сока из надлома не дал бледный хвощ. Чувствовала дрема: утром будет дождь! (Л. Н. Мартынов) | ||||||||||||||
4. Там дорожки, что с милым хожены, Все в ромашках весенних рощ, И следы, что лисой проложены, И косой серебристый дождь. (Вс. А. Рождественский) | ||||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой группе даны толкования омонимов другого типа, чем в остальных группах. | ||||||||||||||
1. Наклонная поверхность чего-либо. Крупная морская рыба с плоским телом с острым хвостом. | ||||||||||||||
2. Длинная узкая отмель, идущая от берега. Сельскохозяйственное орудие для срезания травы и хлебных злаков. Заплетённые волосы. | ||||||||||||||
3. Небольшой искусственный водоём, предназначенный для разведения рыбы или украшения садово-паркового ансамбля. Тонкая гибкая ветвь без листьев или тонкий металлический стержень. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Сплошной шов на поверхности ткани. Ряд слов, букв или иных знаков, расположенных в одну линию. | ||||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, у какого существительного нельзя определить род. | ||||||||||||||
1. Харлуши Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. пони | ||||||||||||||
3. паспарту | ||||||||||||||
4. портмоне | ||||||||||||||
Вопрос № 6 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствия между синонимами и словарными стилистическими пометами. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите фразеологизм, который попал в данную семантическую группу по ошибке. | ||||||||||||||
1. выбросить из головы | ||||||||||||||
2. черпать воду решетом Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. собраться с мыслями | ||||||||||||||
4. ум за разум заходит | ||||||||||||||
5. иметь в виду | ||||||||||||||
6. ловить на лету | ||||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду не все слова исторически родственные. | ||||||||||||||
1. Трактат, трактовка, трактир, тракт | ||||||||||||||
2. Гимназия, гимнастика, гимнастёрка | ||||||||||||||
3. Валерий, валеология, валериана, валюта | ||||||||||||||
4. Гладиолус, гладить, гладиатор Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько звеньев пропущено в словообразовательной цепочке? Ответ введите цифрой. ведать →… разведбатальон | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 10 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствие между топонимами и их буквальным переводом на русский язык. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове произошло замещение одной морфемы другой. | ||||||||||||||
1. очевидец | ||||||||||||||
2. свидетель Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. невиданный | ||||||||||||||
4. завидовать | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, у какого существительного меньше всего форм. | ||||||||||||||
1. пламя | ||||||||||||||
2. джинсы | ||||||||||||||
3. пальто Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. цепочка | ||||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, отличающееся по способу словообразования от остальных. | ||||||||||||||
1. черноморский | ||||||||||||||
2. второклассник | ||||||||||||||
3. канатоходец | ||||||||||||||
4. водолечебница Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 14 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствие между словами и характеристиками их окончаний. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Прочитайте текст, укажите ошибочное суждение. (1)В третьей по коридору комнате расположилась «Комиссия по борьбе с дезертирством». (2)Целый день туда паломничали раскаявшиеся дезертиры. (3)Они несли в комиссию свои повинные головы, но, заплутавшись в квартире, склоняли их на наши столы и подоконники. (4)Они бродили по комнатам и митинговали на кухне. (5)Утром они без стука влезали в зал, где, разделенные шкафами, спали мы и тетки. (6)Тетки взывали к их совести. (7)Но дезертиры уверяли, что они люди свои, не обидят, и ложились вздремнуть у порога. (8)Когда к маме приходила ученица, дезертиры окружали пианино и восхищенно следили за бегущими в гаммах пальцами. (Л. Кассиль) | ||||||||||||||
1. Тип данного текста – повествование. | ||||||||||||||
2. В предложениях (2) и (5) есть причастия. | ||||||||||||||
3. В предложении (3) есть деепричастие. | ||||||||||||||
4. Предложение (4) осложнено однородными сказуемыми. | ||||||||||||||
5. Предложения (5) и (8) сложноподчиненные. | ||||||||||||||
6. Предложение (7) сложносочиненное, каждая из частей осложнена однородными сказуемыми. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какая из перечисленных орфограмм иллюстрирует фонетический принцип русской орфографии. | ||||||||||||||
1. Правописание О, Е (Ё) после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. | ||||||||||||||
2. Правописание чередующихся гласных в корнях -РАВН- // -РОВН-. | ||||||||||||||
3. Правописание приставок пре- и при- | ||||||||||||||
4. Правописание -С- на конце приставок перед последующим глухим согласным корня. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово с формообразующим суффиксом. | ||||||||||||||
1. виолончелистка | ||||||||||||||
2. раздача | ||||||||||||||
3. глубже Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. ребятня | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Номера предложений введите без пробелов и запятых, например: 12435. (1)Общность значения улавливается сразу: любой школьник скажет, что в словосочетаниях «смелый боец», «отважный боец», «мужественный боец», «бесстрашный боец» имеются синонимы, характеризующие человека, не поддающегося чувству страха, умеющего преодолеть его. (2)Включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же: в них заключён общий смысл, но уточнены его оттенки. (3)Однако, не только школьник, но и вполне образованный взрослый человек может затрудниться в выяснении тонких различий между употребленными в этих случаях прилагательными. (4)При употреблении синонимов именно оттенки значения играют главную роль (как оттенки красок художника, нюансы звука у музыканта). (5)А различия существуют, и немалые. | ||||||||||||||
Правильный ответ 24135 | ||||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? Ответ введите цифрой. (1)Общность значения улавливается сразу: любой школьник скажет, что в словосочетаниях «смелый боец», «отважный боец», «мужественный боец», «бесстрашный боец» имеются синонимы, характеризующие человека, не поддающегося чувству страха, умеющего преодолеть его. (2)Включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же: в них заключён общий смысл, но уточнены его оттенки. (3)Однако, не только школьник, но и вполне образованный взрослый человек может затрудниться в выяснении тонких различий между употребленными в этих случаях прилагательными. (4)При употреблении синонимов именно оттенки значения играют главную роль (как оттенки красок художника, нюансы звука у музыканта). (5)А различия существуют, и немалые. | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите ошибочное суждение о тексте. Общность значения улавливается сразу: любой школьник скажет, что в словосочетаниях «смелый боец», «отважный боец», «мужественный боец», «бесстрашный боец» имеются синонимы, характеризующие человека, не поддающегося чувству страха, умеющего преодолеть его. Включенные в синонимический ряд слова обозначают примерно одно и то же и одновременно не одно и то же: в них заключён общий смысл, но уточнены его оттенки. Однако, не только школьник, но и вполне образованный взрослый человек может затрудниться в выяснении тонких различий между употребленными в этих случаях прилагательными. При употреблении синонимов именно оттенки значения играют главную роль (как оттенки красок художника, нюансы звука у музыканта). А различия существуют, и немалые. | ||||||||||||||
1. Тип данного текста – рассуждение. | ||||||||||||||
2. Предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью. | ||||||||||||||
3. Предложения связаны между собой параллельной связью. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Стиль данного текста научно-популярный. | ||||||||||||||