Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
7 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, примером какого лексического явления могут служить подчёркнутые слова. За поскотиной слышалось грубое бряканье ботал и тилиликанье колокольцев. За заплотом нашего двора. Под навесом, зашевелились куры, одна упала с шеста, пробовала закудахтать, но петух угрюмо на неё прорычал, и сонная курица, не решаясь взлететь, присела на землю. Не загнал куриц в стайку, пробегал, завтра гляди да гляди – в огород заберутся, яйца в жалице снесут… (В. Астафьев «Последний поклон») | ||||||||||||||
1. просторечия | ||||||||||||||
2. архаизмы | ||||||||||||||
3. диалектизмы Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. историзмы | ||||||||||||||
5. жаргонизмы | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, которое отличается от остальных по своему происхождению. | ||||||||||||||
1. владыка | ||||||||||||||
2. милость | ||||||||||||||
3. сторожка Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. алчный | ||||||||||||||
5. десница | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте произношение слова «дождь» в приведенных отрывках. Укажите, в каком из них это слово произносится иначе, чем в остальных. Примеры взяты из Национального корпуса русского языка. | ||||||||||||||
1. Дождь, мальчишка босоногий, Без рубашки, голый дождь. Вон бежит он без дороги, Голенастый – среди рощ. (Г. Петников) | ||||||||||||||
2. Зелень первая чуть наметится, Чуть побрызгает теплый дождь, Золотистые ивы светятся В наготе сероватых рощ. (Л. А. Алексеева) | ||||||||||||||
3. И в блеске утренней грозы Всё обретало мощь. Во мглу, в долинные низы Весёлый хлынул дождь. (П. Антокольский) | ||||||||||||||
4. ― Переворота вождь ― Рабочий класс! ― Вот лозунг ― свежий дождь Для масс. (Г. Н. Оболдуев) Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой группе даны толкования омонимов другого типа, чем в остальных группах. | ||||||||||||||
1. Усиленно добиваться, требовать исполнения чего-либо. Приготовлять настойку, настой. | ||||||||||||||
2. Сосуды в форме стакана с ручкой, предназначенные для питья. Организации лиц, объединившихся для совместных занятий, увлечений. Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Оставлять следы на полу, пачкая его. Наблюдать движущийся предмет или тот, который может прийти в движение. | ||||||||||||||
4. Вещество из двух или нескольких металлов, получающееся из смешения при плавлении. Отправление вплавь по течению реки. | ||||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, у какого существительного нельзя определить род. | ||||||||||||||
1. Тбилиси | ||||||||||||||
2. иваси | ||||||||||||||
3. рефери | ||||||||||||||
4. Бутаки Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 6 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствия между синонимами и словарными стилистическими пометами. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите фразеологизм, который попал в данную семантическую группу по ошибке. | ||||||||||||||
1. переливать из пустого в порожнее | ||||||||||||||
2. называть вещи своими именами | ||||||||||||||
3. бросать слова на ветер | ||||||||||||||
4. надуть губы Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. точить лясы | ||||||||||||||
6. перемывать косточки | ||||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду не все слова исторически родственные. | ||||||||||||||
1. Опера, оператор, операция | ||||||||||||||
2. Орангутанг, оранжевый, оранжерея Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Суббота, шабаш, шабашничать | ||||||||||||||
4. Шалопай, шалить, ошалеть | ||||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько звеньев пропущено в словообразовательной цепочке? Ответ введите цифрой. вести →… вожатая (сущ.) | ||||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||||
Вопрос № 10 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствие между топонимами и их буквальным переводом на русский язык. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове произошло замещение одной морфемы другой. | ||||||||||||||
1. вынуть Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. стукнуть | ||||||||||||||
3. крикнуть | ||||||||||||||
4. прыгнуть | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, у какого существительного меньше всего форм. | ||||||||||||||
1. кенгуру Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. время | ||||||||||||||
3. арбидол | ||||||||||||||
4. петух | ||||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, отличающееся по способу словообразования от остальных. | ||||||||||||||
1. сенокос | ||||||||||||||
2. ледоход | ||||||||||||||
3. нефтепровод | ||||||||||||||
4. железобетон Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 14 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствие между словами и характеристиками их окончаний. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Прочитайте текст, укажите ошибочное суждение. (1)Питерская тетка оказалась страстной театралкой. (2)С ней мы не пропускали ни одной премьеры. (3)Скоро мы знали в лицо и спину каждого актера. (4)Нам нравилось все: гонг, антракты, очередь у кассы… (5)Театр в то время походил на вокзал. (6)Спектакли опаздывали, как поезда. (7)На полу корчились окурки, семечки лопались под ногами. (8)Зрители были в шубах с поднятыми воротниками. (9)Аплодисменты были неистовы, хотя рукавицы и глушили хлопки. (10)Во время спектакля наклонный пол зрительного зала все время сотрясал легкий гул. (11)Это зрители тихонько стучали ногами, согревая подошвы. | ||||||||||||||
1. Тип данного текста – повествование. | ||||||||||||||
2. Предложение (3) содержит трансформированный (видоизмененный) фразеологизм. | ||||||||||||||
3. Предложение (4) осложнено однородными дополнениями с обобщающим словом. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. В предложениях (5) и (6) использованы сравнения. | ||||||||||||||
5. Предложение (7) сложное бессоюзное, предложение (9) сложноподчиненное. | ||||||||||||||
6. В предложении (11) есть деепричастие. | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какая из перечисленных орфограмм иллюстрирует морфологический (морфемный) принцип русской орфографии. | ||||||||||||||
1. Правописание вариантов приставок РАЗ- // РАС- // РОЗ- // РОС-. | ||||||||||||||
2. Правописание ь после шипящих на конце слова. | ||||||||||||||
3. Правописание сомнительных и непроизносимых проверяемых согласных. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Правописание гласных и, ы после приставок. | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово с формообразующим суффиксом. | ||||||||||||||
1. опередил Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. навсегда | ||||||||||||||
3. трусиха | ||||||||||||||
4. древний | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? Номера предложений введите без пробелов и запятых, например: 12435. (1)Использование синонимов важнейшее условие обогащения речи, её разнообразия и выразительности. (2)К сожалению, в ученических работах других глаголов речи, кроме «говорить», «ответить», «сказать», «сообщить», «спросить», почти не встречается. (3)А между тем писатели умело используют подобные глаголы не только для устранения лексического однообразия речи, но и для более точного и выразительного описания ситуации высказывания. (4)Богатая синонимика русского языка позволяет избежать назойливого повторения в тексте одних и тех же слов (что нередко наблюдается, например, при употреблении глаголов речи «сказать», «спросить» и др.). (5)Так, у М. Горького в романе «Мать» использовано для этой цели свыше 30 глаголов-синонимов. | ||||||||||||||
Правильный ответ 14235 | ||||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком предложении пропущен знак препинания? Ответ введите цифрой. (1)Использование синонимов важнейшее условие обогащения речи, её разнообразия и выразительности. (2)К сожалению, в ученических работах других глаголов речи, кроме «говорить», «ответить», «сказать», «сообщить», «спросить», почти не встречается. (3)А между тем писатели умело используют подобные глаголы не только для устранения лексического однообразия речи, но и для более точного и выразительного описания ситуации высказывания. (4)Богатая синонимика русского языка позволяет избежать назойливого повторения в тексте одних и тех же слов (что нередко наблюдается, например, при употреблении глаголов речи «сказать», «спросить» и др.). (5)Так, у М. Горького в романе «Мать» использовано для этой цели свыше 30 глаголов-синонимов. | ||||||||||||||
Правильный ответ 1 | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите ошибочное суждение о тексте. Использование синонимов важнейшее условие обогащения речи, её разнообразия и выразительности. К сожалению, в ученических работах других глаголов речи, кроме «говорить», «ответить», «сказать», «сообщить», «спросить», почти не встречается. А между тем писатели умело используют подобные глаголы не только для устранения лексического однообразия речи, но и для более точного и выразительного описания ситуации высказывания. Богатая синонимика русского языка позволяет избежать назойливого повторения в тексте одних и тех же слов (что нередко наблюдается, например, при употреблении глаголов речи «сказать», «спросить» и др.). Так, у М. Горького в романе «Мать» использовано для этой цели свыше 30 глаголов-синонимов. | ||||||||||||||
1. Тип данного текста – рассуждение. | ||||||||||||||
2. Предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью. | ||||||||||||||
3. Предложения связаны между собой параллельной связью. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Стиль данного текста научно-популярный. | ||||||||||||||