Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
8 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите название лексического явления, о котором рассказывается в данном тексте. Вы идете где-либо по глухому лесу, вдоль реки, впадающей в Белое море. Тропка змеится вперед. И вдруг из-за вековой ели какой-то дедка дружелюбно кричит вам: «Эй, друг! Туды не ходи: там няша!» Что подумаете вы при этом? Вы подумаете: «Дед либо нерусский, либо шутник! „Няша”! Скажите на милость! Что это: „бука”, „бяка”? Нашел чем стращать!» Но не теряйтесь в догадках; спросите в любой северной деревне и узнаете: нет, «няша» не «бука». «Няша» — на местном наречии болото. [Л. Успенский. Слово о словах] | ||||||||||||||
1. диалектизмы Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. архаизмы | ||||||||||||||
3. просторечия | ||||||||||||||
4. старославянизмы | ||||||||||||||
5. жаргонизмы | ||||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, которое отличается от остальных по своему происхождению. | ||||||||||||||
1. тулуп | ||||||||||||||
2. халат | ||||||||||||||
3. изба Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. амбар | ||||||||||||||
5. сундук | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите выражение, которое может служить примером тавтологии. | ||||||||||||||
1. Вокруг знаменитого артиста мгновенно собралось много окружающих. Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Между двумя столицами в выходные и праздничные дни курсирует скоростной экспресс. | ||||||||||||||
3. Выпишите из текста близкие по значению синонимы. | ||||||||||||||
4. Этот пейзаж – выдающийся шедевр импрессионизма. | ||||||||||||||
Вопрос № 4 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствия между фразеологизмами и словарными стилистическими пометами. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите лишний фразеологизм. | ||||||||||||||
1. добро пожаловать | ||||||||||||||
2. не поминай лихом | ||||||||||||||
3. счастливо оставаться | ||||||||||||||
4. сколько лет сколько зим | ||||||||||||||
5. ничего не поделаешь Это правильный ответ | ||||||||||||||
6. счастливого пути | ||||||||||||||
Вопрос № 6 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду не все слова исторически родственные. | ||||||||||||||
1. Капитан, капюшон, капитель, капот | ||||||||||||||
2. Корень, коряга, закорючка | ||||||||||||||
3. Иволга, влага, волглый | ||||||||||||||
4. Кабачок, кабинет, кабак Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько звеньев пропущено в словообразовательной цепочке? Ответ введите цифрой. вести →… времяпрепровождение | ||||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Восьмикласснику задали найти в Национальном корпусе русского языка примеры предложений с союзом «что»? Какое предложение лишнее? | ||||||||||||||
1. Своим молчаньем он сказал о том, Что истина рождается не в спорах. [Ю. П. Кузнецов.] | ||||||||||||||
2. Я забыл, что гремучие змеи опасны, Я забыл, что они на Горгону похожи… [В. Блаженный.] | ||||||||||||||
3. Сейчас меня ругать никто не станет, что я решил об этом написать. [А. В. Еременко.] | ||||||||||||||
4. А этот, что попал Вдруг с корабля на бал, Явился и пошел на всех насмешки строить. [Д. Самойлов.)] Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. Кто защитит от мысли, что все напрасно? [М. Н. Айзенберг.] | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите лишнее словосочетание. | ||||||||||||||
1. стрелецкий бунт | ||||||||||||||
2. бандитская перестрелка | ||||||||||||||
3. мышиный писк | ||||||||||||||
4. утиная охота Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово другой части речи, чем остальные слова. | ||||||||||||||
1. женат Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. ранен | ||||||||||||||
3. казнен | ||||||||||||||
4. отмыт | ||||||||||||||
5. затёрт | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором слово «зачем» употреблено в другом значении, чем в остальных предложениях. Примеры взяты из Национального корпуса русского языка. | ||||||||||||||
1. Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мною? [М. Лермонтов.] Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Затем, зачем стремится гений Познать ненужность бытия, Ведь все мгновенней и мгновенней И сокровенней жизнь моя!.. [Д. Самойлов.] | ||||||||||||||
3. Зачем же опять я над сеткой железной Тебе посылаю мой теннисный мяч, Мой стих отрешенный, мой крик бесполезный, Подхваченный ветром моих неудач? [И. В. Елагин.] | ||||||||||||||
4. Я не знаю, зачем я живу, Уцелевший от гнева и пули. [Д. Самойлов.] | ||||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, которое отличается по способу словообразования от остальных. | ||||||||||||||
1. Замоскворечье Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. железобетон | ||||||||||||||
3. богоугодный | ||||||||||||||
4. словообразование | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове звук [Й’] не входит в состав суффикса. | ||||||||||||||
1. двуногий Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. бездорожье | ||||||||||||||
3. верблюжий | ||||||||||||||
4. без судей | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите непроизводное слово. | ||||||||||||||
1. клёв | ||||||||||||||
2. клевать Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. клюв | ||||||||||||||
4. клюнуть | ||||||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором с исторической точки зрения можно выделить приставку КУ-. | ||||||||||||||
1. кумир | ||||||||||||||
2. кумыс | ||||||||||||||
3. кумовья | ||||||||||||||
4. кумекать Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, какие пунктограммы встречаются в данном фрагменте текста (знаки препинания не расставлены). Выберите из списка названия встретившихся пунктограмм. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и запятых, например: 1246. Мы отбивали свои пятки и пороги учреждений добывая керосин и дрова для нашей библиотеки. Дина и ее помощница Зорька устраивали громкие скандалы в исполкоме из-за каждого полена. А когда дров все же не хватило до конца месяца каждый из нас принес кто сколько смог. Маленькие замёрзшие ребята приносили кто доску кто филенку от шкафа кто груду щепок хотя у самих дома нечем было топить печи. Вечером маленькие читатели оторвавшись от книжек слушали как победоносно палят салютуют искрами в печи их дрова. (По Л. Кассилю) 1. Знаки препинания между однородными членами. 2. Знаки препинания при обособленных определениях. 3. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. 4. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 5. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. 6. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 7. Знаки препинания при вводных словах. | ||||||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите ошибочное суждение. (1)Мы отбивали свои пятки и пороги учреждений добывая керосин и дрова для нашей библиотеки. (2)Дина и ее помощница Зорька устраивали громкие скандалы в исполкоме из-за каждого полена. (3)А когда дров все же не хватило до конца месяца каждый из нас принес кто сколько смог. (4)Маленькие замёрзшие ребята приносили кто доску кто филенку от шкафа кто груду щепок хотя у самих дома нечем было топить печи. (5)Вечером маленькие читатели оторвавшись от книжек слушали как победоносно палят салютуют искрами в печи их дрова. (По Л. Кассилю) | ||||||||||||||
1. Тип данного текста – повествование. | ||||||||||||||
2. Предложение (1) содержит трансформированный (искаженный) фразеологизм. | ||||||||||||||
3. В предложении (2) есть сложносокращенное слово. | ||||||||||||||
4. В предложении (3) есть подлежащее, выраженное цельным словосочетанием. | ||||||||||||||
5. В предложении (4) несколько раз встречается вопросительное местоимение. Это правильный ответ | ||||||||||||||
6. В предложении (5) использована метафора. | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каких словах вместо многоточия следует вставить -ЕН-? Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и запятых, например: 124. 1. рассе…ный 2. пораж…на 3. ухож…ый 4. безветр…ный 5. окраш…о 6. увеш…на игрушками | ||||||||||||||
Правильный ответ 45 | ||||||||||||||
Вопрос № 19 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором историческая приставка ПРЕ- имеет другое значение, чем в остальных словах. | ||||||||||||||
1. прерогатива | ||||||||||||||
2. префикс | ||||||||||||||
3. преамбула | ||||||||||||||
4. пререкаться Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. превентивный | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение без грамматической ошибки. | ||||||||||||||
1. Три бабушкины пальто и две дедовы шубы висели в шкафу. | ||||||||||||||
2. Трое волков напали на одного человека. | ||||||||||||||
3. Вспахивать поле отправили трёх тракторов. | ||||||||||||||
4. Друзья увиделись тремя месяцами позже. Это правильный ответ | ||||||||||||||