Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап |
Назад к списку блоков |
9 класс. Блок № 2 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Выберите верные утверждения о звуковых явлениях русского языка. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. В слове ПУСТОТА первый слог закрытый. 2. В слове СКРЫТЬСЯ есть глухой непарный согласный. 3. В слове СВИТЕР есть беглый гласный. 4. В слове ВЗЯТЬ в древности был носовой гласный 5. В слове КРАЙНИЙ происходит озвончение согласного под влиянием последующего звонкого согласного. |
Правильный ответ 24 |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Решите фонетическую пропорцию: укажите, какой звук должен быть на месте знака [?]. [м’] : [п] = [н’] : [?] |
1. [т] Это правильный ответ |
2. [д] |
3. [с] |
4. [з] |
5. такого звука нет в литературном русском языке. |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Укажите, смысл какого слова зависит от произношения буквосочетания ЧН. |
1. конеЧНо Это правильный ответ |
2. непроЧНый |
3. горчиЧНик |
4. лотоЧНик |
5. пустяЧНый |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Укажите, в каком ряду во всех словах выделенные орфограммы пишутся в соответствии с историческим (традиционным) принципом русской орфографии. |
1. дЕсна, Обойти, Сделать |
2. плечО, лоДка, стоГ |
3. раЗдать, коШка, пИщать |
4. жАлеть, вОкзал, вЕсна |
5. идёшЬ, чАсто, мИнута Это правильный ответ |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Укажите, каким словом нельзя проверять написание безударной гласной в корне глагола ПЛАТИТЬ. |
1. заплатишь |
2. оплата |
3. зарплата |
4. оплачивать Это правильный ответ |
5. платный |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Укажите, какое слово не изменило своего написания после орфографической реформы 1918 г. |
1. дом |
2. ночь Это правильный ответ |
3. лесной |
4. синий |
5. местность |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Укажите, в каком слове звук, обозначенный выделенной буквой, имеет иное происхождение, чем в остальных. |
1. сЁла |
2. Ёлка |
3. клЁн |
4. лЁн Это правильный ответ |
5. Ёрш |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
В каких словах -ИЙ является окончанием. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. зодчий 2. лисий 3. мнений 4. домашний 5. гелий |
Правильный ответ 14 |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Укажите, в каком слове наблюдается аппликация (наложение) морфем. |
1. приду Это правильный ответ |
2. поёшь |
3. обить |
4. тянуть |
5. кенгурёнок |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Укажите, сколько слов пропущено в словообразовательной цепочке «зреть → … → созревание». Ответ запишите цифрой. |
Правильный ответ 2 |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Укажите слово, образованное тем же способом словообразования, что и слово НАГРОМОЖДЕНИЕ. |
1. налёт |
2. настольный |
3. проплыть |
4. привычка Это правильный ответ |
5. дозвониться |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
При образовании форм глаголов в русском языке нередко происходит исторический процесс — диссимиляция: на стыке морфем согласные звуки, близкие по своей артикуляции, расподобляются, то есть начинают звучать по-разному, что отражается на письме. Отметьте, в каком слове звук, обозначенный выделенной буквой, является исконным и не является результатом такого расподобления. |
1. привеСти |
2. принеСти Это правильный ответ |
3. добреСти |
4. нагреСти |
5. обреСти |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Укажите, в каком варианте ответа указаны омофоны. |
1. ве́тра — ветра́ |
2. кость — гость |
3. косатка — касатка Это правильный ответ |
4. ключевая (проблема) — ключевая (вода) |
5. поступок — проступок |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Укажите, в каких предложениях средством выразительности выступает старославянизм(-ы). Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде (Ф. И. Тютчев) 2. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. А. Есенин) 3. Мчатся тучи, вьются тучи… (А. С. Пушкин) 4. Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную (М. Ю. Лермонтов ) 5. Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? (В. Маяковский) |
Правильный ответ 14 |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Укажите, в каком варианте ответа выделенное слово является прилагательным (примеры взяты из Национального корпуса русского языка). |
1. Здесь, выставленные на жарком летнем солнышке, ваши питомцы расцветут не хуже, чем в жаркой Италии. (В. Иршенкова) |
2. Доказать другим, таким же больным ложной идеей людям, что я не хуже? ― какая смешная цель! (Коллективный форум) Это правильный ответ |
3. А вдруг в Конго ещё хуже, чем у нас? (Бандиты из Африки) |
4. Стекло значительно хуже поглощает звуковые волны, чем воздух, а скорость их распространения в стекле много больше, чем в воздухе. (В. Лукашик, Е. Иванова) |
5. Только было ему хуже других: он повёл всех за собой, он отвечал за них перед своей совестью и Богом. (О. Тихомиров) |
Вопрос № 16 1 балла(ов) |
Девятикласснику дали задание выписать из Национального корпуса русского языка пять предложений с притяжательными местоимениями. Найдите примеры, в которых выделенные слова не являются притяжательными местоимениями и которые ученик выписал ошибочно. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. Я был просто обезоружен в словах и форме выражения своих эмоций и мыслей. 2. Конечно, приятно слышать хорошие слова о себе, но вы не совсем правы. 3. Персонаж может отдать любую из имеющихся у него вещей за предложенную, если последняя находится в списке его целей (т. е. нужна ему). 4. Сходная биография антикварных вещей прослеживается в советском обществе на протяжении всей его истории. 5. Не стану приводить другие подобные примеры, поверьте, их множество. |
Правильный ответ 25 |
Вопрос № 17 1 балла(ов) |
Укажите количество безличных предложений в отрывке из стихотворения С. Есенина. Ответ запишите цифрой. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. |
Правильный ответ 1 |
Вопрос № 18 1 балла(ов) |
Девятикласснику дали задание выписать примеры из стихотворных произведений, в которых слово МОЛОДЕЦ употреблено в функции подлежащего. Найдите варианты ответов, которые ученик выписал ошибочно. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. И все уже умерли, и чем тут гордиться? / Один остался ты, молодец! (О. Юрьев) 2. Или скажи, в какой конец / Далёко-далеко / Скакал удалый молодец / Через твое ушко? (Ю. Кузнецов) 3. Стал гордец гордеца, молодец молодца / Молотить ― что овес на гумне! (М. Цветаева) 4. И, роскошь бичуя, он был молодец ― / Предвидел последствия римского рая. (Ю. Мориц) 5. ― Молодец! ― сказал полковник. (А. Твардовский) |
Правильный ответ 145 |
Вопрос № 19 1 балла(ов) |
Гласные русского языка характеризуются одной особенностью: в безударном положении их артикуляция становится не такой отчётливой, а длительность звучания сокращается. Например: берег [б’э́р’ьк], разыграть [ръзыгра́т’]. Укажите, как в языкознании называется данное явление. |
1. ассимиляция |
2. редукция Это правильный ответ |
3. диссимиляция |
4. сингармонизм |
5. аккомодация |
Вопрос № 20 1 балла(ов) |
Представленные ниже пары русских и белорусских слов иллюстрируют одну фонетическую закономерность. Укажите пару, которая нарушает данную закономерность (знание белорусского языка для выполнения задания не требуется). |
1. карета — карэта |
2. реванш — рэванш Это правильный ответ |
3. резец — разец |
4. репа — рэпа |
5. река — рака |
6. перезвон — перазвон |