Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные утверждения о звуковых явлениях русского языка. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. В слове ЯХТА есть один сонорный (звонкий непарный) согласный. 2. В слове ПЕСНЯ происходит ассимиляция (уподобление одного звука другому) по мягкости. 3. В слове ШИНЕЛЬ все согласные мягкие. 4. Для южнорусских говоров русского языка характерно оканье. 5. В слове СТОГ 4-й звук до XII века был звонким. | ||||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Решите фонетическую пропорцию: укажите, какой звук должен быть на месте знака [?]. [з] : [т’] = [в] : [?] | ||||||||||||
1. [д’] | ||||||||||||
2. [й’] | ||||||||||||
3. [х’] | ||||||||||||
4. [п’] Это правильный ответ | ||||||||||||
5. такого звука нет в литературном русском языке. | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком слове ударение способствует различению грамматических форм. | ||||||||||||
1. книги | ||||||||||||
2. трактора Это правильный ответ | ||||||||||||
3. клубы | ||||||||||||
4. замки | ||||||||||||
5. компас | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах выделенные орфограммы пишутся в соответствии с фонетическим принципом русской орфографии. | ||||||||||||
1. печЬ, иЗвлекать, руССкий | ||||||||||||
2. руЧНой, рЕка, жИзнь | ||||||||||||
3. иЗдание, предЫюльский, беСхитростный Это правильный ответ | ||||||||||||
4. пруТ, нАйти, пасынОк | ||||||||||||
5. ниЗвергнуть, тОчить, кАсатка | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, каким словом нельзя проверять написание безударной гласной в корне слова ОХВАТИТЬ. | ||||||||||||
1. хватка | ||||||||||||
2. схватит | ||||||||||||
3. охват | ||||||||||||
4. охватывать Это правильный ответ | ||||||||||||
5. захватишь | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какие буквы не были упразднены в результате орфографической реформы 1918 года. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 125. 1. ять 2. ижица 3. и восьмеричное 4. ферт 5. ерь | ||||||||||||
Правильный ответ 345 | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком слове звук, обозначенный выделенной буквой, имеет иное происхождение, чем в остальных. | ||||||||||||
1. порОг | ||||||||||||
2. дорОга | ||||||||||||
3. мирОк Это правильный ответ | ||||||||||||
4. ворОта | ||||||||||||
5. огорОд | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, состоящее из 5 морфем. | ||||||||||||
1. переехал Это правильный ответ | ||||||||||||
2. вытек | ||||||||||||
3. разузнав | ||||||||||||
4. пришедший | ||||||||||||
5. боязнь | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте слово, в морфемной структуре которого в процессе исторического развития произошёл процесс усложнения (количество морфем в слове увеличилось). | ||||||||||||
1. садовник | ||||||||||||
2. столица | ||||||||||||
3. зонтик Это правильный ответ | ||||||||||||
4. розовый | ||||||||||||
5. любовь | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько словообразовательных цепочек можно составить из слов игра, играть, игривость, игривый, игровой, игрушечный, игрушка. Ответ введите цифрой. | ||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, образованное тем же способом словообразования, что и слово ПОБЕРЕЖЬЕ. | ||||||||||||
1. раскаяние | ||||||||||||
2. сослуживец Это правильный ответ | ||||||||||||
3. внезапность | ||||||||||||
4. вылет | ||||||||||||
5. рассматривать | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
При образовании форм русских глаголов нередко происходит исторический процесс — упрощение группы согласных: на стыке корня и суффикса утрачивается корневой согласный. Отметьте слово, в котором этого процесса нет. | ||||||||||||
1. пришёл | ||||||||||||
2. зацвёл | ||||||||||||
3. подмёл | ||||||||||||
4. узнал Это правильный ответ | ||||||||||||
5. украл | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из произведения Н. Глазкова. Укажите, к какому лексическому явлению относится выделенное слово. В эту зиму снега было мало, Но, морозы лютые кляня, Под не очень тёплым одеялом Перезимовали зеленя. | ||||||||||||
1. диалектизм Это правильный ответ | ||||||||||||
2. окказионализм | ||||||||||||
3. неологизм | ||||||||||||
4. историзм | ||||||||||||
5. просторечие | ||||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите предложение и лексическую ошибку, допущенную в них. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Десятикласснику дали задание выписать из Национального корпуса русского языка 5 предложений с прилагательным ХОРОШИЙ в сравнительной степени сравнения. Какие предложения ученик выписал ошибочно. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. Хороши весной в саду цветочки. Еще лучше девушки весной (Коллективный форум) 2. В целом Призрачный Всадник даже лучше ― потому что там спецэффекты круче. (Коллективный форум) 3. Слышал, что при такой температуре лучше всего размножается одна тропическая водоросль… (Коллективный форум) 4. Сниткину было неловко отказывать, и у него вырвалось с досадой: «Ты же говорил, что твоей матушке стало лучше?» (Ю. Трифонов) 5. Рабочих мест в крупной промышленности, на которые они рассчитывают, объективно нет: мы работаем эффективнее, оборудование стало лучше. (Е. Семёнова) | ||||||||||||
Правильный ответ 34 | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите предложения, в которых нет ошибок в образовании глагольных форм (примеры взяты из Национального корпуса русского языка). Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124 1. Князь, жалевший очень своего адъютанта, говорил, что он, по-видимому, контужен в голову и потому заговаривается, впрочем, надеялся, что он выздоровит… (А. И. Герцен) 2. Миллионы рваного люда, согнанного с работ, пропоют о «любви беззаветной к народу», трубы будут играть торжественно, и красные флаги снова застелют глаза вам лестью… (И. С. Шмелёв) 3. Борящегося с сердечными припадками отца видеть мне больше всего приходилось в Праге, зимою 1925-26 года. (Н. О. Лосский) 4. Он знал, что медленно мелят жернова истории, но ― крутятся. (А. И. Солженицын) 5. И слух твой расколют на части, а частей-то и не собрать! (Б. Евсеев) | ||||||||||||
Правильный ответ 25 | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
Десятикласснику дали задание охарактеризовать выделенное предложение из поэмы А. Блока «Двенадцать». В каких пунктах ученик допустил ошибку? Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 125 Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! 1. Повествовательное 2. Невосклицательное 3. Простое 4. Односоставное 5. Определённо-личное 6. Нераспространённое 7. Неполное 8. Неосложнённое | ||||||||||||
Правильный ответ 567 | ||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из произведения С. Есенина, укажите, какая грамматическая ошибка допущена в данной цитате. Вот он, удел желанный Всех, кто в пути устали. Ветер благоуханный Пью я сухими устами... | ||||||||||||
1. Ошибка в построении предложения с косвенной речью | ||||||||||||
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Это правильный ответ | ||||||||||||
3. Ошибка в употреблении падежной формы с предлогом | ||||||||||||
4. Неоправданная парцелляция | ||||||||||||
5. В этом отрывке нет грамматических ошибок | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
Образование форм некоторых существительных в русском языке характеризуется одной особенностью: основы множественного числа таких слов не совпадают с основами единственного числа. Например: человек — люди, ребёнок — дети. Укажите, как в языкознании называется данное явление. | ||||||||||||
1. историческое чередование | ||||||||||||
2. аналитизм | ||||||||||||
3. грамматическая аналогия | ||||||||||||
4. супплетивизм Это правильный ответ | ||||||||||||
5. консонантизм | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
Русскому звуку [э] (на письме — «е») в украинском языке соответствуют два звука — [е] и [і]. Например: день — день, овечка — овечка, везу — везу, тень — тінь, век — вік, лето — літо. Данное соответствие является проявлением одной закономерности. Отметьте, какая пара русского и украинского слов нарушает эту закономерность (знание украинского языка для выполнения задания не требуется). | ||||||||||||
1. хмель — хміль | ||||||||||||
2. свечка — свічка | ||||||||||||
3. веду — веду | ||||||||||||
4. гнездо — гніздо Это правильный ответ | ||||||||||||
5. пень — пень | ||||||||||||