Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные утверждения о звуковых явлениях русского языка. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. В слове ЯБЛОКО все слоги открытые. 2. В слове ГОРОДСКОЙ есть глухой непарный согласный. 3. В слове ЖЁЛТЫЙ первый звук мягкий непарный. 4. В слове БОЮСЬ последний звук в зависимости от орфоэпической традиции может быть твёрдым или мягким. 5. В слове ГРОМ происходит ассимиляция (уподобление одного звука другому) по звонкости. | ||||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Решите фонетическую пропорцию: укажите, какой звук должен быть на месте знака [?]. [н] : [м’] = [д] : [?] | ||||||||||||
1. [т’] | ||||||||||||
2. [б’] Это правильный ответ | ||||||||||||
3. [з’] | ||||||||||||
4. [г’] | ||||||||||||
5. такого звука нет в литературном русском языке. | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком слове ударение способствует различению слов. | ||||||||||||
1. директора | ||||||||||||
2. земли | ||||||||||||
3. краны | ||||||||||||
4. хлопок Это правильный ответ | ||||||||||||
5. шасси | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах выделенные орфограммы пишутся в соответствии с морфологическим (морфемным) принципом русской орфографии. | ||||||||||||
1. чАстокол, чИстота, горОдской | ||||||||||||
2. кОсатка, кИдать, рАсти | ||||||||||||
3. утреННий, ночЬ, калмыЦкий | ||||||||||||
4. осЕнь, леГко, мастЕр Это правильный ответ | ||||||||||||
5. разрЯдить, нАсыпать, веЧНость | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, правописание какого слова регулируется правилом «В наречиях на -О пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы». | ||||||||||||
1. (на улице) туманно | ||||||||||||
2. (всюду) пустынно | ||||||||||||
3. (правило) нарушено | ||||||||||||
4. (ехал) медленно Это правильный ответ | ||||||||||||
5. (животное) напугано | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое слово изменило своё написание после орфографической реформы 1918 г. | ||||||||||||
1. весло | ||||||||||||
2. гроза | ||||||||||||
3. помочь | ||||||||||||
4. весна | ||||||||||||
5. смерч Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком слове звук, обозначенный выделенной буквой, имеет иное происхождение, чем в остальных. | ||||||||||||
1. пЕнь Это правильный ответ | ||||||||||||
2. лЕнь | ||||||||||||
3. тЕнь | ||||||||||||
4. сЕнь | ||||||||||||
5. свЕт | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, имеющее в своем составе только 1 суффикс. | ||||||||||||
1. болезнь | ||||||||||||
2. старинный | ||||||||||||
3. новизна Это правильный ответ | ||||||||||||
4. ходил | ||||||||||||
5. люблю | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, в морфемной структуре которого в процессе исторического развития произошло замещение одной морфемы другой. | ||||||||||||
1. наперсница | ||||||||||||
2. напёрсток | ||||||||||||
3. затмение | ||||||||||||
4. принять | ||||||||||||
5. свидетель Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько словообразовательных пар можно составить из слов изба, избёнка, избёночка, избушечка, избушечный, избушка, избяной. Ответ введите цифрой. | ||||||||||||
Правильный ответ 6 | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите слово, образованное тем же способом словообразования, что и слово ВЫХОД. | ||||||||||||
1. вылететь | ||||||||||||
2. будущее | ||||||||||||
3. запылиться | ||||||||||||
4. езда Это правильный ответ | ||||||||||||
5. созвониться | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
При образовании форм русских глаголов нередко происходит исторический процесс — упрощение группы согласных: на стыке корня и суффикса утрачивается корневой согласный. Отметьте слово, в котором этого процесса нет. | ||||||||||||
1. сплёл | ||||||||||||
2. лгал Это правильный ответ | ||||||||||||
3. отцвёл | ||||||||||||
4. подмёл | ||||||||||||
5. клал | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из произведения Б. Пастернака. Укажите, к какому лексическому явлению относятся выделенное слово. Достать пролётку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. | ||||||||||||
1. неологизм | ||||||||||||
2. историзм Это правильный ответ | ||||||||||||
3. архаизм | ||||||||||||
4. окказионализм | ||||||||||||
5. жаргонизм | ||||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите предложение и лексическую ошибку, допущенную в них. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте предложение, выберите правильные характеристики подчеркнутого слова. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. Здесь, выставленные на жарком летнем солнышке, ваши питомцы расцветут не хуже, чем в жаркой Италии. (В. Иршенкова) 1. Прилагательное 2. Наречие 3. Слово категории состояния 4. В сравнительной степени сравнения 5. В превосходной степени сравнения | ||||||||||||
Правильный ответ 24 | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите предложения, в которых допущены ошибки в образовании форм существительных (примеры взяты из Национального корпуса русского языка). Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124 1. Отец его невесты загорелся идеей открыть обувной бизнес и прислал в климатический рай целый пароход туфлей и ботинок. (Г. Садулаев) 2. Из цинкового бачка с перекошённой крышкой достала ветхие тряпочки, обрывки простынь, всё подмоченное, подпачканное. (Л. Улицкая) 3. Иконы развесили по бетонным углам типовых кухонь. (А. Титов) 4. Единственная существенная разница заключается только в назначении и устройстве башень; у европейцев они имели гораздо большее значение… (Е. Саранчов) 5. Потом отвязал недоуздок от яслей, снял и сбросил на землю попону ― и, грубо повернув в стойле послушную лошадь, вывел её вон на двор, а со двора в поле… (И. С. Тургенев) | ||||||||||||
Правильный ответ 14 | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
Десятикласснику дали задание охарактеризовать выделенное предложение из поэмы А. Блока «Двенадцать». В каких пунктах ученик допустил ошибку? Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 125 Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! 1. Повествовательное 2. Невосклицательное 3. Простое 4. Односоставное 5. Назывное 6. Распространённое 7. Полное 8. Осложнено однородными дополнениями | ||||||||||||
Правильный ответ 24578 | ||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из произведения С. Есенина, укажите, какая грамматическая ошибка допущена в данной цитате. За оградой монастырской кроясь, Я вошёл однажды в белый храм: Синею водою солнце моясь, Свой орарь мне кинуло к ногам. | ||||||||||||
1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым | ||||||||||||
2. Ошибка в построении сложного предложения | ||||||||||||
3. Ошибка в построении предложения с однородными членами | ||||||||||||
4. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом Это правильный ответ | ||||||||||||
5. В отрывке нет грамматических ошибок | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
Одной из особенностей просторечия является изменение порядка звуков в словах. Например: скурпулёзный вместо скрупулёзный, нервопатолог вместо невропатолог. Укажите, как в языкознании называется данное явление. | ||||||||||||
1. эпентеза | ||||||||||||
2. протеза | ||||||||||||
3. метатеза Это правильный ответ | ||||||||||||
4. диссимиляция | ||||||||||||
5. аккомодация | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
Представленные ниже пары русских и белорусских слов иллюстрируют одну фонетическую закономерность. Укажите пару, которая нарушает данную закономерность (знание белорусского языка для выполнения задания не требуется). | ||||||||||||
1. река — рака | ||||||||||||
2. репа — рэпа | ||||||||||||
3. треск — трэск | ||||||||||||
4. треска (рыба) — траска | ||||||||||||
5. ремарка — рэмарка Это правильный ответ | ||||||||||||
6. пересадка — перасадка | ||||||||||||