Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные утверждения о звуковых явлениях русского языка. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. В слове ЛОМОТЬ первый гласный огублённый (произносится с участием губ). 2. В слове ВОКЗАЛ происходит ассимиляция (уподобление одного звука другому) по звонкости. 3. В слове БРЕЛОК нет беглого гласного. 4. В слове ЮРТА есть только один сонорный (звонкий непарный) согласный. 5. В слове ВОЗГЛАС первый гласный подвергается качественной редукции. | ||||||||||||
Правильный ответ 23 | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Решите фонетическую пропорцию: укажите, какой звук должен быть на месте знака [?]. [д’] : [с] = [г’] : [?] | ||||||||||||
1. [т’] | ||||||||||||
2. [п’] | ||||||||||||
3. [х] Это правильный ответ | ||||||||||||
4. [ч’] | ||||||||||||
5. такого звука нет в литературном русском языке, однако он представлен в ряде диалектов. | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в формах какого(-их) слова(слов) ударение способствует различению грамматических форм. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. замок 2. шарф 3. учитель 4. цвет 5. компас | ||||||||||||
Правильный ответ 34 | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах выделенные орфограммы пишутся в соответствии с историческим (традиционным) принципом русской орфографии. | ||||||||||||
1. раСсказ, вОдяной, скЕлет | ||||||||||||
2. мИшура, наДписать, шИнель | ||||||||||||
3. ниЗвергнуть, мОлоко, миСка | ||||||||||||
4. кОрова, рюКзак, осеннеГо Это правильный ответ | ||||||||||||
5. звЕно, кАрман, сеГодня | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, каким словом нельзя проверять правописание безударной гласной в корне слова ОБМАНУТЬ. | ||||||||||||
1. обманешь | ||||||||||||
2. обман | ||||||||||||
3. обманщик | ||||||||||||
4. обманный | ||||||||||||
5. обманывать Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какая(-ие) буква(-ы) были упразднены в результате графической реформы 1708-1710 гг. Ответ введите цифрами в порядке возрастания, без пробелов и знаков препинания, например: 125. 1. ять 2. ижица 3. юс малый 4. кси 5. фита | ||||||||||||
Правильный ответ 34 | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком слове звук, обозначенный выделенной буквой, имеет иное происхождение, чем в остальных. | ||||||||||||
1. лЕто | ||||||||||||
2. Ель Это правильный ответ | ||||||||||||
3. мЕсто | ||||||||||||
4. крЕпость | ||||||||||||
5. рЕпа | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове есть нулевой формообразовательный суффикс? | ||||||||||||
1. пришёл | ||||||||||||
2. вытек Это правильный ответ | ||||||||||||
3. свадьба | ||||||||||||
4. выход | ||||||||||||
5. Забайкалье | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком(-их) слове(-ах), исторический корень тот же, что и в слове НАЧАЛО. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. конец 2. отчаяние 3. причал 4. часто 5. початок | ||||||||||||
Правильный ответ 15 | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в какой паре словообразовательные отношения между словами иные, чем в остальных парах. | ||||||||||||
1. стон — стонать | ||||||||||||
2. барабан — барабанить Это правильный ответ | ||||||||||||
3. вход — входить | ||||||||||||
4. след — следить | ||||||||||||
5. удар — ударить | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какие из слов не могут быть образованы от слова ПРОСТОЙ? Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 125. 1. упрощать 2. простота 3. упрощение 4. просто 5. запросто | ||||||||||||
Правильный ответ 13 | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Во всех представленных ниже словах произошёл исторический процесс — упрощение группы согласных: на стыке корня и суффикса утратился корневой согласный. Отметьте слово, в котором утратился иной согласный, чем в остальных словах. | ||||||||||||
1. растянуть Это правильный ответ | ||||||||||||
2. покинуть | ||||||||||||
3. заглянуть | ||||||||||||
4. грянуть | ||||||||||||
5. увянуть | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из произведения А. С. Пушкина. Укажите, к какому лексическому явлению относится выделенное слово. Но между тем какой позор Являет Киев осажденный? Там, устремив на нивы взор, Народ, уныньем пораженный, Стоит на башнях и стенах И в страхе ждет небесной казни; Стенанья робкие в домах, На стогнах тишина боязни… | ||||||||||||
1. лексико-фонетический архаизм | ||||||||||||
2. лексико-словообразовательный архаизм | ||||||||||||
3. лексико-семантический архаизм Это правильный ответ | ||||||||||||
4. историзм | ||||||||||||
5. разговорно-сниженная лексика | ||||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите предложение и лексическую ошибку, допущенную в них. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите правильно образованную форму деепричастия совершенного вида от глагола УЛОЖИТЬСЯ. | ||||||||||||
1. уложив | ||||||||||||
2. уложившись Это правильный ответ | ||||||||||||
3. улёгшись | ||||||||||||
4. лёгши | ||||||||||||
5. в русском литературном языке такая форма не образуется | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Одиннадцатикласснику дали задание выполнить морфологический разбор подчёркнутого слова из стихотворного отрывка. Какие характеристики ученик указал неверно. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 125. Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать. С. Есенин 1. начальная форма — встречать 2. 1 спряжения 3. несовершенный вид 4. непереходный 5. невозвратный 6. изъявительное наклонение 7. будущее время 8.в предложении является частью составного глагольного сказуемого | ||||||||||||
Правильный ответ 4678 | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
Одиннадцатикласснику дали задание охарактеризовать выделенное предложение из поэмы А. Блока «Двенадцать». В каких вариантах ответа ученик допустил ошибку. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 1247. Утёк, подлец! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой! А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова! 1. вопросительное 2. невосклицательное 3. простое 4. односоставное 5. назывное 6. распространённое 7. полное 8. неосложнённое | ||||||||||||
Правильный ответ 457 | ||||||||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||||||||
Имитируя архаичную речь, писатели нередко используют вышедшие из употребления грамматические формы слов. В каких вариантах выделенные устаревшие формы употреблены некорректно? Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. Истинные же признаки вы всегда найдёте, что я есмь с почтением и дружбою, государь мой… (И. Ф. Богданович) 2. Вем, Господи, яко плут и бездушник есмь, и не имею ни к тебе, ни ко ближнему ни малейшей любви. (А. П. Сумароков) 3. Сия есте первая буква, именуемая ― аз! (А. П. Чапыгин) 4. Таким образом, небесные движения суть не что иное, как ни на миг не прекращающаяся многоголосая музыка… (В. Шевченко) 5. Сашина мама работала, дабы хлеб насущный даждь им днесь. (Т. Соломатина) | ||||||||||||
Правильный ответ 35 | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
Образование форм сравнительной степени некоторых прилагательных и наречий в русском языке характеризуется одной особенностью: основы сравнительной степени сравнения таких слов не совпадают с основой их начальной формы. Например: хороший — лучше, плохой — хуже. Как в языкознании называется данное явление? | ||||||||||||
1. редукция | ||||||||||||
2. историческое чередование | ||||||||||||
3. аналитизм | ||||||||||||
4. супплетивизм Это правильный ответ | ||||||||||||
5. грамматическая аналогия | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
Русскому звуку [э] (на письме — «е») в украинском языке соответствуют два звука — [е] и [і]. Например: день — день овечка — овечка везу — везу тень — тінь век — вік лето — літо Данное соответствие является проявлением одной закономерности. Отметьте, какая пара русского и украинского слов нарушает эту закономерность (знание украинского языка для выполнения задания не требуется). | ||||||||||||
1. грех — гріх | ||||||||||||
2. летаю — літаю Это правильный ответ | ||||||||||||
3. пень — пень | ||||||||||||
4. вера — віра | ||||||||||||
5. осетрина — осетрина | ||||||||||||