Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный этап | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные утверждения о звуковых явлениях русского языка. Цифры введите в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. В слове ПРОЁМ все согласные твёрдые. 2. В слове ТРЮМ происходит ассимиляция (уподобление одного звука другому) по звонкости. 3. В слове ОБЛАКО есть один закрытый слог. 4. В слове СТАРАЮСЬ последний звук в зависимости от орфоэпической традиции может быть твёрдым или мягким. 5. В слове БУТЕРБРОД нет мягких согласных. | ||||||||||||
Правильный ответ 45 | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Решите фонетическую пропорцию: укажите, какой звук должен быть на месте знака [?]. [т’] : [з] = [к’] : [?] | ||||||||||||
1. [т’] | ||||||||||||
2. [п’] | ||||||||||||
3. [х’] | ||||||||||||
4. [ч’] | ||||||||||||
5. такого звука нет в литературном русском языке, однако он представлен в ряде диалектов. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком(-их) слове(-ах) ударение неподвижное, то есть не перемещается с одной морфемы на другую. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. стог 2. шарф 3. кран 4. торг 5. торт | ||||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах выделенные орфограммы пишутся в соответствии с морфологическим (морфемным) принципом русской орфографии. | ||||||||||||
1. грЕсти, Отрывать, глинИстый Это правильный ответ | ||||||||||||
2. горячО, оТскочить, землЯной | ||||||||||||
3. беСполезный, Сгоряча, нИкто | ||||||||||||
4. краСка, воКзал, свойствО | ||||||||||||
5. скуЧно, жЕле, проБка | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, правописание какого слова регулируется правилом «В кратких причастиях пишется одна буква Н вне зависимости от того, сколько букв Н пишется в полной форме». | ||||||||||||
1. (день) ветрен | ||||||||||||
2. (на улице) ветрено | ||||||||||||
3. (девушка) ветрена | ||||||||||||
4. (комната) проветрена Это правильный ответ | ||||||||||||
5. (отнестись) ветрено | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, слово, которое не изменило своего написания после орфографической реформы 1918 г. | ||||||||||||
1. стрела | ||||||||||||
2. домик | ||||||||||||
3. мировой | ||||||||||||
4. мирный Это правильный ответ | ||||||||||||
5. линия | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком слове звук, обозначенный выделенной буквой имеет иное происхождение, чем в остальных. | ||||||||||||
1. вЕсна | ||||||||||||
2. вЕсло | ||||||||||||
3. сЕло (сущ.) | ||||||||||||
4. Ель | ||||||||||||
5. овЕчка Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове есть нулевое окончание? | ||||||||||||
1. волчий Это правильный ответ | ||||||||||||
2. рабочий | ||||||||||||
3. купчая | ||||||||||||
4. приехав | ||||||||||||
5. никому | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком(-их) слове(-ах), исторический корень тот же, что и в слове ПЕРСТ. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. упереться 2. напёрсток 3. перчить 4. перчатка 5. наперсник | ||||||||||||
Правильный ответ 24 | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какие слова не образуют словообразовательной пары. | ||||||||||||
1. работа — подработка Это правильный ответ | ||||||||||||
2. идти — подойти | ||||||||||||
3. автор — соавтор | ||||||||||||
4. звонить — дозвониться | ||||||||||||
5. подходить — подход | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какие из слов образуются от слова СТЕКЛО? Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 125. 1. стекление 2. стеклянный 3. остекленеть 4. стекольный 5. стеклить | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
При образовании форм глаголов в русском языке нередко происходит исторический процесс — диссимиляция: на стыке морфем согласные звуки, близкие по своей артикуляции, расподобляются, то есть начинают звучать по-разному, что отражается на письме. Отметьте, в каком слове звук, обозначенный выделенной буквой, имеет иное происхождение, чем в остальных словах. | ||||||||||||
1. цвеСти | ||||||||||||
2. обреСти | ||||||||||||
3. плеСти | ||||||||||||
4. соскреСти Это правильный ответ | ||||||||||||
5. подмеСти | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте стихотворение Д. Д. Бурлюка. Укажите, к какому лексическому явлению относится выделенное слово. Вверху свились гирлянды змей В камнях безумие скользит Как печь горит чело полей Песчаник мрамор сиенит Вдали сомкнулся волн досуг Отметив парус рыбарей И все кричит стогласно вкруг «О строй свой монастырь скорей»! | ||||||||||||
1. лексико-фонетический архаизм | ||||||||||||
2. лексико-словообразовательный архаизм Это правильный ответ | ||||||||||||
3. лексико-семантический архаизм | ||||||||||||
4. историзм | ||||||||||||
5. разговорно-сниженная лексика | ||||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите предложение и лексическую ошибку, допущенную в них. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
В одном стихотворении С. А. Есенина есть строчка: «По-осеннему кычет сова…». Укажите правильную начальную форму (инфинитив) выделенного глагола. | ||||||||||||
1. кычать | ||||||||||||
2. кычеть | ||||||||||||
3. кычить | ||||||||||||
4. кыкать Это правильный ответ | ||||||||||||
5. в русском литературном языке форма инфинитива от этого глагола не образуется | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Одиннадцатикласснику дали задание выполнить морфологический разбор подчёркнутого слова из стихотворного отрывка. Какие характеристики ученик указал неверно. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 125. Разбуди меня завтра рано, О моя терпеливая мать! Я пойду за дорожным курганом Дорогого гостя встречать. С. Есенин 1. начальная форма — разбудить 2. второе спряжение 3. совершенный вид 4. непереходный 5. невозвратный 6. побудительное наклонение 7. будущее время 8. в предложении является простым глагольным сказуемым. | ||||||||||||
Правильный ответ 47 | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из поэмы А. Блока «Двенадцать». Выберите правильные характеристики выделенного предложения. Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 1247. Утёк, подлец! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой! А Катька где? — Мертва, мертва! Простреленная голова! 1. побудительное 2. восклицательное 3. простое 4. односоставное 5. безличное 6. нераспространённое 7. полное 8. осложнено однородными определениями | ||||||||||||
Правильный ответ 236 | ||||||||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||||||||
Имитируя архаичную речь, писатели нередко используют вышедшие из употребления грамматические формы слов. В каких вариантах выделенные устаревшие формы употреблены некорректно? Ответ введите цифрами в порядке возрастания без пробелов и знаков препинания, например: 124. 1. А впрочем здрав есмь, и детки, государь, и жено здравы, а не ропщу никоторыми делы с надежею будущего сладкого жития в летнем отдохновении. (С. Ф. Платонов) 2. Задула монашка свечки, / Мил-друже пошел ко дну. (М. И. Цветаева) 3. Давай, старче, садись на дрожки, а я сяду на козлы и лихо тебя прокачу! (В. П. Катаев) 4. Ну, что же, «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте!» (В. А. Никифоров-Волгин) 5. Просто Отче хотел развлечься / И проверить меня тобой. (В. Полозкова) | ||||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
В словах ВОСЕМЬ и ВОТЧИНА звук, обозначенный выделенной буквой, не является исконным, а возник позднее. Отметьте, как называется явление, в результате которого данный звук появился в этих словах. | ||||||||||||
1. историческое чередование | ||||||||||||
2. протеза Это правильный ответ | ||||||||||||
3. фузия | ||||||||||||
4. эпентеза | ||||||||||||
5. позиционное чередование | ||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||
Представленные ниже пары русских и белорусских слов иллюстрируют одну фонетическую закономерность. Укажите пару, которая нарушает данную закономерность (знание белорусского языка для выполнения задания не требуется). | ||||||||||||
1. нарезка — нарэзка | ||||||||||||
2. река — рака | ||||||||||||
3. речка — рэчка | ||||||||||||
4. креветка — крэветка Это правильный ответ | ||||||||||||
5. стрела — страла | ||||||||||||
6. перелёт — пералёт | ||||||||||||