Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный этап. История | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Прочитайте фрагмент сочинения историка Р. Виппера и определите, о каком историческом деятеле идет речь. «Если бы [____] умер... в момент своих величайших успехов на Западном фронте, своего приготовления к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы, подобно Александру Македонскому». | ||||||||||
Александр Невский | ||||||||||
Иван Грозный Это правильный ответ | ||||||||||
Василий Шуйский | ||||||||||
Василий Голицын | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Какой из перечисленных российских городов не был основан в XVIII в.? | ||||||||||
Иркутск Это правильный ответ | ||||||||||
Севастополь | ||||||||||
Челябинск | ||||||||||
Кронштадт | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Во второй половине XVII века на смену фитильному ружью стрельцов приходят кремневые ружья. Рог-пороховница сменилась перевязью, на которой были подвешены деревянные пенальчики с зарядами пороха. Как её называли? | ||||||||||
Булава | ||||||||||
Бармица | ||||||||||
Берендейка Это правильный ответ | ||||||||||
Бердыш | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Прочитайте фрагмент из воспоминаний современника и определите, о ком идет речь. «Московиты никогда не любили походов и войн, стремясь к спокойствию и безмятежной жизни, и говорили: «наша страна велика — хватит нам; наше царство очень обширно — с нас довольно. Но теперешний царь <…> нашел, что они заблуждаются, и сам лично отправился в поход, дабы укрепить их мужество, ища, по его словам, победы ради своего возлюбленного Христа. При таковом его намерении, Бог даровал ему то, на что он надеялся, ибо в настоящее время он не только взял город, выстроенный его предками, но, как мы расскажем потом подробно, овладел всею страной ляхов и совершенно сокрушил их». | ||||||||||
Федор Алексеевич | ||||||||||
Михаил Федорович | ||||||||||
Алексей Михайлович Это правильный ответ | ||||||||||
Иван Алексеевич | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
В XVI в. в Москве на Красной площади появилось Лобное место. Для чего оно предназначалось? | ||||||||||
Для проведения публичных казней | ||||||||||
Для оглашения царских указов Это правильный ответ | ||||||||||
Для подачи челобитных царю | ||||||||||
Для народных гуляний | ||||||||||
Вопрос № 6 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям). | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 7 2 балла(ов) | ||||||||||
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите год, когда происходили описываемые события. «Узнав о формировании второго земского ополчения в Нижнем Новгороде и не имея возможности противодействовать этому, обеспокоенные интервенты обратились к патриарху Гермогену с требованием, чтобы он осудил подобное начинание. Патриарх отказался это сделать. Более того, по свидетельству летописца, он в сердцах проклял обратившихся к нему по поручению Гонсевского московских бояр как "окаянных изменников". Тогда его и начали «морить голодом». Вскоре Гермоген умер». | ||||||||||
1380 г. | ||||||||||
1480 г. | ||||||||||
1612 г. Это правильный ответ | ||||||||||
1812 г. | ||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||
Расположите литературные произведения в хронологическом порядке их создания. Ответ запишите получившейся комбинацией цифр без пробелов и запятых. 1. «Хождение за три моря» 2. «Великие Четьи-Минеи» 3. «Повесть временных лет» 4. «Повесть о Ерше Ершовиче» 5. «Тилемахида» | ||||||||||
Правильный ответ 31245 | ||||||||||
Вопрос № 9 3 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между событиями и годами. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 10 3 балла(ов) | ||||||||||
Определите принцип составления ряда и укажите номер «лишней» позиции: Паллас П.С., Рычков П.И., Гумбольдт А., Татищев В.Н., Лепехин И.И. | ||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||
Вопрос № 11 3 балла(ов) | ||||||||||
Выберите из списка города, утраченные после неудачной Ливонской войны и возвращенные России по Тявзинскому мирному договору. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Новгород 2. Ивангород 3. Ям 4. Копорье 5. Кострома 6. Корела | ||||||||||
Правильный ответ 2346 | ||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||
Рассмотрите карту: Укажите век, в котором Киевская Русь вступила в обозначенное состояние. | ||||||||||
XI век | ||||||||||
XII век Это правильный ответ | ||||||||||
XIII век | ||||||||||
XIV век | ||||||||||
Вопрос № 13 4 балла(ов) | ||||||||||
Определите, о каком периоде истории России идет речь в приведенном отрывке, и выберите из списка причины, приведшие к нему. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и запятых. «Ужаснейшее из явлений в своей истории…» «В [____] последовательно выступают все классы русского общества и выступают они в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены на социальной лестнице. На вершине этой лестницы стояло боярство, оно и начало [ ___ ]. Поэтому первая фаза боярская, затем дворянская и потом общенародное». 1. распад государства на удельные княжества 2. приход к власти боярского правительства 3. усилившееся закрепощение крестьян 4. разруха после Ливонской войны, опричнины и голодных лет 5. интервенция 6. пресечение царской династии Рюриковичей | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 14 3 балла(ов) | ||||||||||
Внимательно рассмотрите изображенную марку и укажите, какие суждение являются верными. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и запятых. 1. Данная марка была выпущена к 200-летию события, изображенного на ней. 2. События, изображенные на марке, происходили на Дону. 3. События, изображенные на марке, происходили в период правления Петра Великого. 4. Последствием события, которому посвящена марка, стала Губернская реформа. 5. События, которым посвящена марка, были самым крупным народным восстанием в России. | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 15 4 балла(ов) | ||||||||||
Прочитайте отрывок из наставления. Определите фамилию исторического деятеля, которому оно принадлежит. «Я уверена, что кроткое правление есть удобнейшее возвысить души; - что подлостию и ласкательством прочного добра или дружбы не приобретешь; - что любовь к Отечеству есть первая и нужнейшая в гражданине добродетель; - что ни богатством, ни случаем друга купить не можно; потеря же искреннего друга ничем замениться не может. Я уверена, что нет вернее друга матери или отца; … Любите друг друга. Не отступайте от истины и справедливости. Знайте и помните, что благосклонный к вам жребий дал вам жить в счастливейший век любезного мне Отечества. Признавайте, что вам даны права и наслаждения, коими предки ваши не пользовались. Открыты вам пути к просвещению и правде; и познайте, что, если мы не самый счастливейший народ вселенной, в том только самим себе укорять долженствуем». | ||||||||||
Екатерина II | ||||||||||
Екатерина Дашкова Это правильный ответ | ||||||||||
Екатерина I | ||||||||||
Анна Иоанновна | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
Пушкин охарактеризовал начальный период петровского царствования «Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни». Какое событие не соответствует данному времени. | ||||||||||
Хованщина | ||||||||||
Восстание Хлопка Это правильный ответ | ||||||||||
Башкирское восстание | ||||||||||
Астраханское восстание | ||||||||||
Вопрос № 17 4 балла(ов) | ||||||||||
Перед вами карты военных походов и(или) сражений. Расположите их в хронологической последовательности. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и запятых. | ||||||||||
Правильный ответ 3241 | ||||||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||||||
Соотнесите хронологически близкие события всемирной и российской истории. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||
Что из названного относится к политике «просвещённого абсолютизма» Екатерины II. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания без пробелов и запятых. 1. Секуляризация церковных земель 2. Учреждение Академии художеств в Санкт-Петербурге 3. Учреждение Вольного экономического общества 4. Учреждение губерний 5. Поощрение каждого желающего заниматься промыслом 6. Утверждение права открытия любого предприятия без разрешения | ||||||||||
Правильный ответ 1356 | ||||||||||
Вопрос № 20 4 балла(ов) | ||||||||||
Выберите из представленных памятники архитектуры, созданные в XVIII в.? | ||||||||||
Правильный ответ 14 | ||||||||||