Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Олимпиада по читательской грамотности (80 гимназия)
Назад к списку блоков
8 класс. Блок № 1
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Вопрос № 1 2 балла(ов)
Прочитайте текст и выполните задания №1-4.
Экипирован я был тоже прекрасно, по всей форме. На мне были высокие резиновые сапоги — большая редкость в то время, — брезентовый костюм, как у дяди, и соломенная шляпа. В брезентовом кармане куртки лежал чёрный кожаный бумажник, который весело поскрипывал, когда его сгибали или проводили по нему пальцем, потому что он был совершенно новый. В разных отделениях бумажника лежали… вы думаете, деньги, да? Вовсе не деньги! В бумажнике лежали искусственные мушки: английские и самодельные. На такие мушки форель хватает как сумасшедшая!
Но это ещё не всё!
Ещё у меня висел на поясе складной сачок, ручка которого состояла из отдельных раздвигающихся колен, тоже совсем новый. Сачок висел с левого бока, а на правом боку на ремне через плечо висела плетёная корзинка с крышкой — для пойманной форели. А в руках — самое главное! — в руках я держал замечательное удилище четырёхметровой длины, тонкое и гибкое, с агатовыми кольцами на нём, сквозь которые была пропущена сатурновая леска, намотанная на катушку. Катушка у меня была маленькая и лёгкая, сделанная из специального сплава, а барабан катушки, на котором была намотана леска, вертелся на агатовых подшипниках.
Всё у меня было совершенно новое, блестящее, скрипящее…
Я стоял у берега, по колено в воде, с открытым лицом — накомарник был закатан и укреплён английской булавкой на шляпе, потому что комаров было мало: дул ветер и побрызгивал дождь. Была самая лучшая погода для ловли форели.
Я стоял далеко в воде, глядя на камень, который торчал из воды метрах в двадцати от меня. Вода, ударяя в камень, разбивалась на две струи, и между ними, под камнем, был водоворот: там должна была стоять форель. Я старался завести свою мушку именно в этот водоворот. Я очень старался! Я держал в уме все дядины советы, которыми он напичкал мою бедную голову, всё время повторял эти советы про себя и старался всё делать по правилам. А дядя стоял неподалёку и смотрел.
Ловить он бросил — он курил свою трубку и смотрел на меня, а его спиннинг стоял рядом, прислонённый к камню.
По правилам ловли надо закидывать немного дальше и выше того места, где стоит форель, чтобы потом, приподнимая удилище или проводя его вбок, завести мушку в нужное место. Тут надо её провести легко и как бы невзначай.
Стоять надо вполоборота против течения. Когда мушку отнесёт вниз и леска натянется, надо снова перезакинуть.
Я всё делал по правилам, однако не мог точно провести мушку над нужным местом. Надо всё время чувствовать, где именно она в данный момент находится. Но я это плохо чувствовал. Я никогда толком не знал, где она находилась!
В глазах у меня рябило от быстро несущейся воды, руки и ноги болели от напряжения, и голова болела от напряжения, потому что я всё время мысленно повторял правила ловли.
А ещё мешали комары. Их было мало, но иногда они впивались мне в нос или в бровь, и тогда всё шло насмарку.
В общем, я стоял уже несколько часов, а ни черта не клевало!
Снасть была прекрасная, погода прекрасная, правила я помнил прекрасно, — а ничего прекрасного не было!
Утром, когда я шёл с дядей от костра к реке, вид у меня был отличный: хоть сейчас на обложку спортивного журнала вместе с пойманной форелью! Но никакой форели у меня не было! «Этакая шляпа в шляпе!» — подумал я про себя…

(по Юрию Коринцу «В белую ночь у костра»)

Новенький чёрный бумажник мальчика «весело поскрипывал», потому что в нём лежали...
1. деньги
2. марки
3. рыболовные снасти
4. наклейки
В поле для ответов впишите цифру(-ы) правильного(-ых) ответа(-ов). Если таких цифр несколько, то их нужно записать без пробелов и запятых в порядке возрастания.
Правильный ответ 3

Вопрос № 2 2 балла(ов)
Какая погода является подходящей для ловли форели?
1. сухая
2. солнечная
3. пасмурная
4. ветреная
5. морозная
В поле для ответов впишите цифру(-ы) правильного(-ых) ответа(-ов). Если таких цифр несколько, то их нужно записать без пробелов и запятых в порядке возрастания.
Правильный ответ 34

Вопрос № 3 2 балла(ов)
У мальчика не получилось поймать форель, потому что...
1) форель - очень хитрая рыба
2) у мальчика была плохая удочка
3) была не подходящая для ловли форели погода
4) мальчик был слишком напряжён
В поле для ответов впишите цифру(-ы) правильного(-ых) ответа(-ов). Если таких цифр несколько, то их нужно записать без пробелов и запятых в порядке возрастания.
Правильный ответ 4

Вопрос № 4 3 балла(ов)
Выберите утверждение(-я), соответствующее(-ие) содержанию текста.
1. Мальчик пошёл на рыбалку в бейсболке.
2. На поясе у него висел складной ножик.
3. Мальчик мечтал поймать карпа.
4. В тридцати метрах от него из воды торчал камень.
5. Мальчик пришёл на рыбалку с папой.
6. Юный рыбак хорошо помнил советы дедушки.
7. Мальчику мешали комары.
8. Комаров было много.
9. Фото мальчика напечатали на обложке спортивного журнала.
10. Рыбалка героя удалась!
Ответ запишите цифрой(-ами). Если их несколько, напишите их в поле ответа в порядке возрастания без пробелов и запятых.
Правильный ответ 7

Вопрос № 5 2 балла(ов)
Прочитайте инструкцию для участника итогового сочинения и выполните задание.
Выберите только ОДНУ из предложенных тем итогового сочинения, в бланке записи итогового сочинения перепишите название выбранной темы сочинения.

Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Рекомендуемый объём − от 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачёт».

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию, докажите её, подкрепляя аргументы примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы. Достаточно опоры на один текст (количество привлечённых текстов не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые и орфографические нормы (разрешается пользоваться орфографическим словарём). Сочинение пишите чётко и разборчиво.

При оценке сочинения в первую очередь учитывается соблюдение требований объема и самостоятельности написания сочинения, соответствие выбранной теме, умение аргументировать позицию и обоснованно привлекать литературный материал.

Укажите минимальное количество слов, необходимое для получения зачёта. В поле ответа введите число!
Правильный ответ 250

Вопрос № 6 2 балла(ов)
Прочитайте текст и выполните задания №6-7.
(1) С утра было светло и тихо. (2) Низкое солнце блестело ослепительно. (3) Белый, холодный туман затоплял реку. (4) Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо. (5) В барском парке, прохваченном ночною сыростью, на низах стояли холодные синие тени и пахло прелым листом и яблоками; на полянах, в солнечном блеске, сверкали паутины и неподвижно рдели светлозолотые клены. (6) Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. (7) Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на темные, сырые дорожки. (8) Сад пустел и дичал; далеко виден был в нем полураскрытый, покинутый шалаш садовника.

По И. Бунину

Какой(-ие) предмет(-ы) не называется(-ются) автором при описании сада?
1. шалаш
2. паутины
3. колодец
4. дорожки
5. деревья
6. листва
7. фонари
В поле для ответов впишите цифру(-ы) правильного(-ых) ответа(-ов). Если таких цифр несколько, то их нужно записать без пробелов и запятых в порядке возрастания.
Правильный ответ 37

Вопрос № 7 1 балла(ов)
Рассмотрите иллюстрации и выберите ту, на которой изображено упоминаемое в тексте время года.
Это правильный ответ

Вопрос № 8 2 балла(ов)
Какой смысл имеет сообщение: «Вероятность дождя завтра 50 %»?
Дождь пройдёт местами, примерно на 50 % территории района.
50 % синоптиков предсказали дождь на завтра.
В схожих условиях ранее дождь случался в половине случаев.
Половина расчётных прогнозов предсказывают дождь. Это правильный ответ
Дождь будет идти в течение 50 % времени.

Вопрос № 9 2 балла(ов)
Прочитайте текст и выполните задания №9-10.
Всемирная метеорологическая организация провела исследования и пришла к выводу, что самые точные прогнозы для конкретной территории делаются национальными метеорологическими службами. Почему?
Каждая метеослужба наилучшим образом обрабатывает собственную прогностическую информацию и готовую продукцию, поступающую от других метеослужб. Для этого используются архивы наблюдений, оценки того, в какой сезон какая математическая модель лучше работает. Кроме того, синоптик на месте лучше знает микроклимат, особенности ландшафта, трансформации воздушных масс… Поэтому погоду в той или иной стране желательно смотреть на сайте национальной метеослужбы.
Всемирная метеорологическая организация создала сайт World Weather Information Service (http://worldweather.wmo.int). На нем есть прогностическая информация на ближайшие три-пять дней от метеослужбы каждой конкретной страны. Естественно, что касается территории России, то прогнозы для этого сайта предоставляются Росгидрометом.

На какое максимальное количество дней, судя по тексту, даётся прогноз погоды на сайте Всемирной метеорологической организации?
Ответ дайте цифрой!
Правильный ответ 5

Вопрос № 10 2 балла(ов)
Какой(-ие) приём(-ы) использует автор, чтобы текст был более убедительным?
1. Цитирует высказывания известных специалистов.
2. Ссылается на внешнее авторитетное мнение.
3. Приводит количественные данные.
4. Подкрепляет свои утверждения примерами.
5. Использует эмоциональные конструкции.
В поле для ответов впишите цифру(-ы) правильного(-ых) ответа(-ов). Если таких цифр несколько, то их нужно записать без пробелов и запятых в порядке возрастания.
Правильный ответ 24