Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Олимпиада по читательской грамотности (80 гимназия) | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания №1-9. ...Выражается сильно российский народ! и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света. И как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое прозвище, хоть заставь пишущих людишек выводить его за наемную плату от древнекняжеского рода, ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё свое воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица. Произнесенное метко, всё равно что писанное, не вырубливается топором. А уж куды бывает метко всё то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а всё сам самородок, живой и бойкой русской ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом, какой у тебя нос или губы – одной чертой обрисован ты с ног до головы! Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано по святой благочестивой Руси, так несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякой народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженьи его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово... Соотнесите языки и их оценку автором текста. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Каково русское прозвище? Выберите ответ, наиболее правильно описывающий идею текста. | ||||||||||
Меткое, точное, обычно дается человеку, ведущему свою историю от великокняжеского рода. | ||||||||||
Прозвище может описать даже такие мелкие детали, как форму носа и губ человека. | ||||||||||
Прозвище дается человеку словно документ – так точно опишет оно и его внешность, и его суть. Это правильный ответ | ||||||||||
Пишущие людишки любят давать меткие прозвища людям, которые хотят сохранить его и на службе, и в отставке, и в Петербурге, и на краю света. | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Что в данном контексте означает выражение «каркнуть во все воронье горло» ? | ||||||||||
Громко сказать. | ||||||||||
Прокричать как птица. | ||||||||||
Сказать так явно, что невозможно не заметить. Это правильный ответ | ||||||||||
Выразиться косноязычно. | ||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||
Найдите и выпишите неверные характеристики текста. 1. Текст богат метафорами ("откуда вылетела птица", "лицо земли"). 2. Для усиления эмоциональности высказывания в тексте часто употребляются риторические вопросы и восклицания ("Выражается сильно российский народ! ") 3. В тексте встречаются просторечия ("куды"). 4. Данный фрагмент текста призван воздействовать на сознание читателей, а потому относится к публицистическому стилю речи. 5. В тексте есть устаревшие слова ("пашпорт") и формы слов ("русской ум"). 6. Текст представляет собой фрагмент известного классического романа. 7. Часто для усиления выразительности автор использует эпитеты ("живой и бойкой русской ум"). 8. Одним из средств выразительности в тексте становятся фразеологизмы ("не лезет за словом в карман"). 9. В тексте встречаются сравнения, выраженные различными способами ("не высиживает его, как наседка цыплят"; "легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза"). 10. Одна из синтаксических особенностей данного текста - использование рядов однородных членов ("несметное множество племен, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли"). 11. В тексте не встречаются слова с суффиксами субъективной оценки. 12. Как результат индивидуального словотворчества в тексте используются окказиональные слова ("сердцеведение", "умно-худощавое", "животрепетало"). В поле для ответов впишите цифру(-ы) правильного(-ых) ответа(-ов). Если таких цифр несколько, то их нужно записать без пробелов и запятых в порядке возрастания. | ||||||||||
Правильный ответ 24611 | ||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||
В каком значении в первом предложении текста употреблено слово "сильно"? | ||||||||||
обладающий силой, способный преодолевать значительное сопротивление, выдерживать значительные нагрузки или совершать тяжёлую работу; сильный удар кулаком. | ||||||||||
техн. обладающий достаточной или значительной двигательной силой; сильный мотор. | ||||||||||
жарг., спорт. требующий значительной физической силы для выполнения; сильные упражнения. | ||||||||||
перен. могущественный, мощный; сильное государство. | ||||||||||
перен. обладающий влиянием, властью, авторитетом, значительный по своему положению, роли где-либо; сильные мира сего. | ||||||||||
убедительный, основательный, важный своею значительностью; сильная речь. Это правильный ответ | ||||||||||
весьма сведущий в чём-либо, знающий, талантливый; силён в математике. | ||||||||||
очень большой, значительный (по количеству, величине, степени); сильный ветер. | ||||||||||
матем., физ. (о теореме, принципе и т. п.) охватывающий относительно более широкий круг объектов, явлений или утверждений о данном объекте; сильный принцип эквивалентности. | ||||||||||
Вопрос № 6 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите портрет автора данного текста. | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Текст представляет собой фрагмент известного литературного произведения. Какого? | ||||||||||
"Герой нашего времени" | ||||||||||
"Мёртвые души" Это правильный ответ | ||||||||||
"Отцы и дети" | ||||||||||
"Война и мир" | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Определите слово из текста по кругу ассоциаций: усталый, странник, дорога, жизнь, пустыня, рюкзак, турист, утомлённый, странствующий, котомка. | ||||||||||
семьянин | ||||||||||
станционный | ||||||||||
ямщик | ||||||||||
путник Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||
В 2020 году в системе IOS появилась возможность подбирать эмодзи по введённому тексту. Часто результат подобного поиска не совсем очевиден, тем не менее он всегда основан на лингвистических закономерностях. Восстановите заданную в поиск единицу прочитанного текста (фразу, слово, часть слова) по предложенному результату. | ||||||||||
француз | ||||||||||
немец | ||||||||||
британец Это правильный ответ | ||||||||||
русский | ||||||||||
Вопрос № 10 2 балла(ов) | ||||||||||
Какой смысл имеет сообщение: «Вероятность дождя завтра 50%»? | ||||||||||
Дождь будет идти в течение 50% времени. | ||||||||||
Половина расчётных прогнозов предсказывают дождь. Это правильный ответ | ||||||||||
В схожих условиях ранее дождь случался в половине случаев. | ||||||||||
50% синоптиков предсказали дождь на завтра. | ||||||||||
Дождь пройдёт местами, примерно на 50% территории района. | ||||||||||