Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Олимпиада по читательской грамотности (80 гимназия)
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 2
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Вопрос № 1 4 балла(ов)
Прочитайте текст и выполните задания №1-9.
...Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги, с ее холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами, видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку! Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своей действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их, как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несется за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоколетающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слезы ему блещут во всех очах… Нет равного ему в силе – он бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца, дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слез и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать наконец от современного суда, лицемерно бесчувственного современного суда, который назовет ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображенных героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стекла, озирающие солнцы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести ее в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокой восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и всё обратит в упрек и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество. И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы! И далеко еще то время, когда иным ключом грозная вьюга вдохновенья подымется из облеченной в святый ужас и в блистанье главы, и почуют в смущенном трепете величавый гром других речей...

Выпишите характеристики "счастливого писателя".
1) Люди обмануты им
2) Возвышенность речи
3) Приземленность образов
4) Описывает то, чего не зрят равнодушные очи
5) Описывает то, что отражает достоинство человека
6) Будет призван на суд человеческий
7) Широко известен
В поле для ответов впишите цифру(-ы) правильного(-ых) ответа(-ов). Если таких цифр несколько, то их нужно записать без пробелов и запятых в порядке возрастания.
Правильный ответ 1257

Вопрос № 2 1 балла(ов)
Определите тему текста.
Два типа писателей Это правильный ответ
Два типа смеха
Счастье и удача
Отличие холостяка от женатого

Вопрос № 3 1 балла(ов)
Что в данном контексте означает выражение «величавый гром других речей» ?
слова признанного писателя
слова непризнанного писателя Это правильный ответ
слова представителя власти
слова священнослужителя

Вопрос № 4 4 балла(ов)
Найдите и выпишите неверные характеристики текста.
1. Важнейшая синтаксическая особенность текста - использование рядов однородных членов.
2. Основной вид тропа, используемый автором текста, - эпитет ("радостный крик", "успокоительные тихие речи", "чудная власть").
3. Текст относится к такому роду литературы, как драма.
4. В тексте встречаются устаревшие слова ("лобзания", "очи") и формы слов ("солнцы").
5. Для усиления эмоциональности высказывания в тексте часто употребляются риторические вопросы и восклицания ("Нет равного ему в силе – он бог!")
6. Данный фрагмент текста призван воздействовать на сознание читателей, а потому относится к публицистическому стилю речи.
7. Ключевой композиционный приём данного фрагмента текста - антитеза.
8. Текст богат метафорами ("омут образов", "тина мелочей", "пламя таланта", "вьюга вдохновенья", "смущённый трепет").
9. В тексте встречаются развёрнутые сравнения ("как парит орел над другими высоколетающими", "как бессемейный путник").
10. В тексте, написанном в 18 веке, встречаются устаревшие союзы ("ибо", "дабы").
11. В тексте встречаются слова высокого стиля ("поприще").
12. Тип текста - рассуждение.

В поле для ответов впишите цифру(-ы) правильного(-ых) ответа(-ов). Если таких цифр несколько, то их нужно записать без пробелов и запятых в порядке возрастания.
Правильный ответ 35610

Вопрос № 5 2 балла(ов)
В каком значении во втором предложении текста употреблено слово "угол"?
место соединения, пересечения чего-либо (двух стен, граней здания или сооружения и т. п.); стоять в углу.
геометр. геометрическая фигура, образованная двумя лучами (сторонами угла), выходящими из одной точки (вершины угла); прямой угол.
перен. пристанище, приют; иметь свой угол. Это правильный ответ
карт. четверть ставки, при объявлении которой загибается край карты.
стор., прост. кредитный билет или сумма в двадцать пять рублей

Вопрос № 6 2 балла(ов)
Выберите иллюстрацию, на которой изображён портрет главного героя произведения, отрывок из которого представлен выше.
Это правильный ответ

Вопрос № 7 1 балла(ов)
Кто автор произведения, фрагмент которого вы прочитали?
А.С. Пушкин
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь Это правильный ответ
И.С. Тургенев

Вопрос № 8 1 балла(ов)
Определите слово из текста по кругу ассоциаций: известный, хороший, книга, плохой, роман, русский, бумага, выдумщик, интеллигент, художник.
семьянин
холостяк
писатель Это правильный ответ
скоморох

Вопрос № 9 2 балла(ов)
В 2020 году в системе IOS появилась возможность подбирать эмодзи по введённому тексту. Часто результат подобного поиска не совсем очевиден, тем не менее он всегда основан на лингвистических закономерностях. Восстановите заданную в поиск единицу прочитанного текста (фразу, слово, часть слова) по предложенному результату.

люди
дети Это правильный ответ
мелочи
характеры

Вопрос № 10 2 балла(ов)
Сколько зрителей оценили данный фильм на сайте?

Запишите свой ответ в виде числа!
Правильный ответ 14