Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Экология. ШЭ
Назад к списку блоков
10 класс. Блок № 1
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
10 класс. 2023-2024 учебный год
1 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Вопрос № 1 1 балла(ов)
Раздел экологии, изучающий отдельных особей, называется
1. палеоэкология
2. аутэкология Это правильный ответ
3. синэкология
4. этология
Вопрос № 2 1 балла(ов)
Какое утверждение является правильным
1. только экология изучает связи организмов со средой обитания
2. Ю. Либих считается основателем науки экологии
3. экологические факторы действуют изолированно
4. одним из мощных факторов влияния на природную среду является антропогенный Это правильный ответ
Вопрос № 3 1 балла(ов)
По правилу Аллена у животных, обитающих в северных широтах
1. уши и носы длиннее, чем у особей того же вида на юге
2. размеры глазниц, шеи и когтей меньше, чем у представителей того же вида на юге
3. размеры хвоста и конечностей меньше, чем у представителей того же вида на юге Это правильный ответ
4. клыки, когти и конечности не столь мощные, как у представителей того же вида на юге
Вопрос № 4 1 балла(ов)
Сезонные циклы в жизни организмов зависят, в первую очередь, от:
1. количества пищи
2. температуры среды обитания
3. длительности светового дня Это правильный ответ
4. влажности среды обитания
Вопрос № 5 1 балла(ов)
Осенью морозоустойчивость растений повышается благодаря накоплению в клетках
1. запасных белков
2. углеводов Это правильный ответ
3. липидов
4. нуклеиновых кислот
Вопрос № 6 1 балла(ов)
Отличительная черта протокооперации
1. наибольшее распространение среди животных
2. обязательность присутствия партнера
3. отсутствие обязательности взаимоотношений Это правильный ответ
4. польза для одного партнера и безразличие для другого
Вопрос № 7 1 балла(ов)
Растения повилика и заразиха являются
1. комменсалами
2. хищниками
3. паразитами Это правильный ответ
4. симбионтами
Вопрос № 8 1 балла(ов)
Причиной массового размножения саранчи может послужить
1. осушение болот
2. уничтожение змей
3. активное развитие их куколок
4. истребление хищных птиц Это правильный ответ
Вопрос № 9 1 балла(ов)
Самые важные редуценты в экосистемах
1. трупоядные насекомые
2. микроскопические грибы Это правильный ответ
3. азотфиксирующие бактерии
4. животные-падальщики
Вопрос № 10 1 балла(ов)
Наименее устойчив биоценоз
1. тропического леса
2. леса умеренных широт
3. субтропического леса
4. океанического острова Это правильный ответ
Вопрос № 11 1 балла(ов)
Исходные причины нарушения стабильности биосферы
1. истощение природных ресурсов Это правильный ответ
2. увеличение видового разнообразия
3. искусственное вселение новых видов
4. расширение площади агроценозов
Вопрос № 12 1 балла(ов)
Значение озонового слоя заключается в том, что он
1. поглощает часть ультрафиолетового излучения Это правильный ответ
2. поглощает часть инфракрасного излучения
3. ограничивает проникновение жизни за его пределы
4. вырабатывает витамин D
Вопрос № 13 1 балла(ов)
Гидрологическим памятником природы регионального значения, расположенным в верхнем течении реки Миасс на территории Миасского городского округа, является
1. озеро Увильды
2. озеро Тургояк Это правильный ответ
3. река Ай
4. река Юрюзань
Вопрос № 14 1 балла(ов)
К рыбоядному охраняемому виду птиц Челябинской области, который населяет озера с пресной или слабосоленой водой, богатые рыбой, является уязвимым видом, внесенным в Красную книгу МСОП, относится
1. Дрофа
2. Белая куропатка
3. Кудрявый пеликан Это правильный ответ
4. Луговой лунь

Задание № 2
Задание 2.
Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 3 балла(ов)
Из перечисленных признаков выберите признаки сциофитов
1. обладают невысокой интенсивностью фотосинтеза
2. являются тенелюбивыми растениями
3. имеют большое количество хлоропластов в листьях
4. большое количество устьиц на нижней стороне листа
5. имеют слабо дифференцированную паренхиму
6. нуждаются в интенсивном освещении
Правильный ответ 125
Вопрос № 2 3 балла(ов)
Из перечисленных организмов консументами-фитофагами являются
1. детская острица
2. мышь
3. перловица
4. заяц
5. тля
6. божья коровка
Правильный ответ 245
Вопрос № 3 3 балла(ов)
Антибиотические взаимоотношения между организмами характерны для
1. мутуализма
2. конкуренции
3. протокооперации
4. хищничества
5. комменсализма
6. паразитизма
Правильный ответ 246
Вопрос № 4 3 балла(ов)
Примерами паразитизма являются взаимоотношения между организмами
1. саранча и трава
2. коала и эвкалипт
3. аскарида и человек
4. головня и пшеница
5. рак-отшельник и актиния
6. спорынья и злаковые
Правильный ответ 346
Вопрос № 5 3 балла(ов)
Известно, что африканский страус – нелетающая всеядная птица, самая крупная из современных представителей класса. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам, в порядке возрастания.
1. Мозг у страусов не превышает величины грецкого ореха.
2. Птицы живут в группах – один самец с несколькими самками.
3. Питаются побегами, цветами, семенами, плодами, но при случае они поедают и мелких животных – насекомых, рептилий, грызунов и остатки от трапез хищников.
4. Высота птиц достигает 270 см, а масса – 156 кг.
5. Для птицы характерны недоразвитые крылья, полное отсутствие киля и слаборазвитая грудная мускулатура.
6. Красивые маховые и рулевые перья страусов издавна пользовались спросом – из них делали опахала, веера и плюмажи головных уборов.
Правильный ответ 345

Задание № 3
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.
Ответ запишите в виде соответствующей последовательности цифр без пробелов.

Вопрос № 1 6 балла(ов)
Установите соответствие между характеристикой и функциональной группой

Характеристика
А. образуют органические вещества из неорганических
Б. усваивают готовые органические вещества
В. используют солнечную энергию для образования органики
Г. принадлежат к группе консументов
Д. являются первым звеном цепи питания
Е. используют энергию химических реакций окисления неорганических соединений

Функциональная группа
1. производители
2. потребители

Правильный ответ 121211
Вопрос № 2 6 балла(ов)
Установите соответствие между примерами организмов и типами взаимоотношений

Примеры
А. пухоеды и певчие птицы
Б. лошади и луговая трава
В. микориза и орхидеи
Г. белки и лоси в лесу
Д. бобовые и азотфиксирующие бактерии
Е. щука и кувшинки

Типы взаимоотношений
1. положительные
2. отрицательные
3. нейтральные
Правильный ответ 221313
Вопрос № 3 6 балла(ов)
Установите соответствие между особенностями популяций и типами стратегий выживания

Механизмы терморегуляции
А. размножаются медленно
Б. мелкие размеры особей
В. низкая продолжительность жизни особи
Г. сильные конкуренты
Д. расселяются быстро
Е. скорость размножения низкая

Тип стратегии выживания
1. r-стратегия
2. K-стратегия
Правильный ответ 211212
Вопрос № 4 6 балла(ов)
Установите соответствие между характеристикой и типом экосистемы

Характеристика
А. отсутствие саморегуляции
Б. используют дополнительные виды энергии
В. используют в основном энергию Солнца
Г. незамкнутый круговорот веществ
Д. длинные цепи питания
Е. значительное видовое разнообразие

Тип экосистемы
1. биогеоценоз
2. агроэкосистема
Правильный ответ 221211

Задание № 4
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами (231).
Вопрос № 1 5 балла(ов)
Укажите последовательность процессов круговорота азота в биосфере начиная с фиксации атмосферного азота
1. высвобождение свободного азота
2. поглощение молекулярного азота атмосферы клубеньковыми бактериями
3. использование растениями соединений азота
4. использование животными азотсодержащих соединений
5. разрушение микроорганизмами органических остатков
Правильный ответ 23451
Вопрос № 2 5 балла(ов)
Укажите последовательность передачи энергии по пищевой цепи
1. скворец
2. паук
3. смородина
4. тля
5. божья коровка
Правильный ответ 34521
Вопрос № 3 4 балла(ов)
Вставьте в текст «Взаимоотношения организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите без пробелов, используя каждую цифру не более одного раза.

Кроме материальных и пищевых, существуют ____(А) взаимоотношения организмов, которые влияют на поведение организмов. Особенно эти взаимоотношения характерны для животных. Эта система общения основана на обмене ____(Б) – условными знаками, несущими информацию о каких-либо событиях или о состоянии объекта, к которому информация имеет отношение. В природе широко распространен способ взаимного оповещения организмов с помощью особых веществ, которые называются ____(В). Эти вещества действуют при очень ___(Г) концентрациях и выделяются в окружающую среду.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1. сигналы
2. высокие
3. низкие
4. абиотические
5. сигнальные
6. феромоны
7. гормоны
8. антропогенные
Правильный ответ 5163

Задание № 5
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123
Вопрос № 1 5 балла(ов)
1. Фитопланктон представлен растениями, корни которых прикрепляются ко дну, а фотосинтезирующие части расположены в толще воды, на поверхности или над поверхностью
2. Важным показателем для характеристики потока энергии, протекающего по пищевым цепям, является полнота выедания – доля организмов, съедаемых в живом состоянии.
3. Причиной сукцессий могут быть заносные виды растений или животных, которые не имеют в новом районе естественных врагов, или паразиты, к которым у местных видов нет иммунитета.
4. К объектам Всемирного наследия относятся территории, чья культурная или природная ценность имеет общемировое значение.
5. Наиболее легкими являются механизмы регулирования плотности популяции для подвижных видов животных.
6. Учение о биосфере и ноосфере разработал Александр Гумбольдт.
7. Документ, направленный на защиту озонового экрана, называется Монреальский протокол.
8. Экосистемы пустынь, как и экосистемы влажных тропических лесов, имеют низкую первичную биологическую продукцию.
9. Система современных очистных сооружений играет важную роль в уменьшении загрязнения биосферы промышленными отходами.
Правильный ответ 23479