Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по биологии |
Назад к списку блоков |
11 класс. Блок № 1 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Задание включает 32 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Двойное оплодотворение характерно для: |
А.Цветковых растений Это правильный ответ |
Б.Водорослей |
В.Голосеменных растений |
Г.Мхов |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Может эволюционировать: |
А.кошка Мурка; |
Б.население бродячих кошек города N; Это правильный ответ |
В.трутни пчелиной семьи; |
Г.попугай, живущий в квартире №14. |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
При голоде или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке: |
А.жиры – белки – углеводы; |
Б.жиры – углеводы– белки; |
В.углеводы – жиры – белки; Это правильный ответ |
Г.белки – углеводы – жиры. |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Не дышит: |
А) домовая муха; |
Б) папоротник орляк; |
В) вирус вызывающий СПИД; Это правильный ответ |
Г) гидра. |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Клеточная инженерия позволяет: |
А) устранять межвидовые барьеры у растений и животных; |
Б) получать новые лекарственные препараты; |
В) изменять наследственные признаки; |
Г) получать все указанные результаты. Это правильный ответ |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Наиболее правильно следующее из утверждений: |
А) только живые системы построены из сложных молекул; |
Б) все живые системы обладают высокой степенью организации; |
В) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов; Это правильный ответ |
Г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации систем. |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Какое из приведённых утверждений наиболее правильно? |
А) все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации; |
Б) все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ; |
В) все организмы одинаково реагируют на окружающую среду; |
Г) все организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации. Это правильный ответ |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот? |
А) калий; |
Б) кальций; |
В) фосфор; Это правильный ответ |
Г) цинк. |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
При больших кровопотерях или чрезмерном потоотделении организма в кровь выделяется гормон вазопрессин. Какие симптомы проявятся у человека в случае недостатка этого гормона? |
А) нежелание пить; |
Б) жажда; Это правильный ответ |
В) повышенное содержание сахара в моче; |
Г) пониженное содержание сахара в моче. |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Прохождение через мембрану ионов Na+ и К+ происходит путём: |
А) фильтрации; |
Б) осмоса; |
В) активного переноса; Это правильный ответ |
Г) облегчённого транспорта. |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Причина приспособленности организмов и их биологического разнообразия заключается: |
А) в сохранении полезных наследственных изменений; Это правильный ответ |
Б) в их внутреннем стремлении приспособиться к среде; |
В) в упражнении полезных органов и передаче их по наследству потомкам; |
Г) в единовременном творении всех форм жизни. |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Ч. Дарвин первым высказал мысль о том, что: |
А) наследственные задатки передаются от родителей к детям; |
Б) виды изменяются со временем; |
В) эволюция идёт благодаря естественному отбору; Это правильный ответ |
Г) результаты упражнения органов передаются потомству. |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Свидетельством в пользу эволюции может служить наличие у барсука: |
А) норы; |
Б) жаберных щелей на определённых стадиях развития; Это правильный ответ |
В) шерсти; |
Г) чёрно-белой окраски. |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Иглы ежа возникли в результате: |
А) страха перед волками, поедавшими ежей с мягким покровом; |
Б) выживания ежей с более жёсткой шерстью; Это правильный ответ |
В) изменения климата после отступления ледника, которые привели к модификационным изменениям шерсти; |
Г) всех вышеперечисленных причин. |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Предметом изучения общей биологии является: |
А) строение и функции организма; |
Б) природные явления; |
В) закономерности развития и функционирования живых систем; Это правильный ответ |
Г) объекты неживой природы |
Вопрос № 16 1 балла(ов) |
В выведении продуктов биосинтеза из клетки участвует: |
А.комплекс Гольджи Это правильный ответ |
Б.рибосомы |
В.митохондрии |
Г.хлоропласты |
Вопрос № 17 1 балла(ов) |
Ядрышко – это место образования: |
А.ДНК |
Б.хромосом |
В.лизосом |
Г.рибосом Это правильный ответ |
Вопрос № 18 1 балла(ов) |
Функция внутриклеточного переваривания макромолекул принадлежит: |
А.рибосомам |
Б.лизосомам Это правильный ответ |
В.ядру |
Г.хромосомам |
Вопрос № 19 1 балла(ов) |
Ядро в клетке растений открыл: |
А) А. Левенгук |
Б) Р. Гук |
В) Р. Броун Это правильный ответ |
Г) И. Мечников |
Вопрос № 20 1 балла(ов) |
Кристы имеются в: |
А) вакуолях |
Б)пластидах |
В)хромосомах |
Г)митохондриях Это правильный ответ |
Вопрос № 21 1 балла(ов) |
Молекулы ДНК находятся в хромосомах, митохондриях, хлоропластах клеток: |
А. бактерий |
Б.эукариот Это правильный ответ |
В. прокариот |
Г.бактериофагов |
Вопрос № 22 1 балла(ов) |
Клеточный центр в процессе митоза отвечает за: |
А. биосинтез белков |
Б.спирализацию хромосом |
В.перемещение цитоплазмы |
Г. образование веретена деления Это правильный ответ |
Вопрос № 23 1 балла(ов) |
Термин клетка был введён: |
А) М. Шлейденом |
Б) Р. Гуком Это правильный ответ |
В) Т. Шванном |
Г) Р. Вирховым |
Вопрос № 24 1 балла(ов) |
Клетки прокариот и эукариот различаются по наличию |
А. ядра Это правильный ответ |
Б. рибосом |
В. ДНК |
Г. РНК |
Вопрос № 25 1 балла(ов) |
Клеточная мембрана состоит из: |
А. белков и нуклеиновых кислот |
Б. липидов и белков Это правильный ответ |
В. только липидов |
Г. только углеводов |
Вопрос № 26 1 балла(ов) |
Кристы — это: |
а) матрикс митохондрий; |
б) складки внутренней мембраны митохондрий; Это правильный ответ |
в) межмембранные образования в хлоропластах; |
г) ферменты. |
Задание № 2 |
Задание включает 6 вопросов с 3 верными вариантами ответов из шести. В ответе запишите последовательность цифр, соответствующих правильному ответу, например: 146 (от наименьшей цифры к наибольшей) |
Вопрос № 1 3 балла(ов) |
Дальнозорким людям необходимо использовать очки: 1) так как у них изображение фокусируется перед сетчаткой, 2) так как у них изображение фокусируется позади сетчатки, 3) так как они плохо видят детали близко расположенных предметов, 4) так как они плохо различают расположенные вдали предметы, 5) имеющие двояковогнутые линзы, рассеивающие свет, 6) имеющие двояковыпуклые линзы, усиливающие преломление лучей. |
Правильный ответ 236 |
Вопрос № 2 3 балла(ов) |
Для животной клетки характерно наличие: 1. рибосом 2. хлоропластов 3. оформленного ядра 4. целлюлозной клеточной стенки 5. комплекса Гольджи 6.одной кольцевой хромосомы |
Правильный ответ 135 |
Вопрос № 3 3 балла(ов) |
Активность фотосинтеза можно повысить (возможно несколько верных ответов): 1) увеличив содержание кислорода в воздухе; 2) внесением удобрений; 3) увеличив содержание углекислого газа; 4) повысив освещенность 5) регулярный полив 6) использование насекомых – опылителей |
Правильный ответ 345 |
Вопрос № 4 3 балла(ов) |
Для прокариотной клетки не характерно наличие: 1)рибосом 2)хлоропластов 3)оформленного ядра 4)плазматической мембраны 5)комплекса Гольджи 6)одной кольцевой хромосомы |
Правильный ответ 235 |
Вопрос № 5 3 балла(ов) |
В мозжечке лежат центры регуляции: 1)мышечного тонуса, 2)сосудистого тонуса, 3)позы и равновесия тела, 4)координации движений, 5)эмоций, 6)вдоха и выдоха. |
Правильный ответ 134 |
Задание № 3 |
Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности пяти цифр, например: 21354. |
Вопрос № 1 5 балла(ов) |
Укажите правильную последовательность систематических групп растений, начиная с наименьшей: 1) Редька 2) Крестоцветные 3) Двудольные 4) Редька дикая 5) Покрытосеменные |
Правильный ответ 41235 |
Вопрос № 2 5 балла(ов) |
Установите последовательность этапов индивидуального развития однолетнего покрытосеменного растения из семени: 1) плодоношение и созревание семян 2) рост и развитие вегетативных органов 3) цветение и опыление 4) образование и формирование зародыша 5) прорастание семени |
Правильный ответ 52341 |
Задание № 4 |
Выбери правильные суждения. |
Вопрос № 1 4 балла(ов) |
Выбери правильные суждения.Ответ запишите в виде последовательности номеров правильных суждений, без пробела, начиная с наименьшего номера. 1.АТФ - производное тиминового нуклеотида и фосфорной кислоты. 2.Энергия солнца превращается в химическую энергию молекулы АТФ. 3.Кора больших полушарий образована серым веществом. 4.Зрительная зона находится в лобной доле. 5.Нервная система делится на центральную и соматическую. 6.Центральный отдел соматической нервной системы состоит из спинного и головного мозга. 7.Выделяют два класса покрытосеменных растений: однодольные и двудольные. |
Правильный ответ 2367 |