Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по обществознанию | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 15 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Какой из приведенных примеров иллюстрирует противоречивость и сложность общественного развития? 1) Ученые сделали прорыв в области борьбы с раковыми болезнями. 2) Благодаря внедрению новых профилактических препаратов удалось существенно снизить опасность эпидемии гриппа. 3) В результате открытия в физике появилась возможность создания нового мощного оружия. 4) Новое направление театрального искусства завоевывает все более широкий круг сторонников. | ||||||||||
Ученые сделали прорыв в области борьбы с раковыми болезнями. | ||||||||||
Благодаря внедрению новых профилактических препаратов удалось существенно снизить опасность эпидемии гриппа. | ||||||||||
В результате открытия в физике появилась возможность создания нового мощного оружия. Это правильный ответ | ||||||||||
Новое направление театрального искусства завоевывает все более широкий круг сторонников. | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Примером общностей, объединенных по конфессиональному признаку, являются 1) консерваторы и либералы 2) тувинцы и буряты 3) религиоведы и теологи 4) буддисты и православные | ||||||||||
консерваторы и либералы | ||||||||||
тувинцы и буряты | ||||||||||
религиоведы и теологи | ||||||||||
буддисты и православные Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Увеличение спроса на коньки может быть вызвано: 1) повышением цены коньков 2) снижением цены коньков 3) снижением доходов населения 4) наступлением зимы | ||||||||||
повышением цены коньков | ||||||||||
снижением цены коньков | ||||||||||
снижением доходов населения | ||||||||||
наступлением зимы Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Какое из приведенных суждений верно? 1) Власть в тоталитарном государстве основывается прежде всего на легально-правовых основах. 2) Правовое современное государство обязательно предполагает осуществление принципа разделения властей. 3) Принцип разделения и независимости властей не соответствует демократическим принципам. 4) Демократическое государство вводит обязательную государственную цензуру СМИ. | ||||||||||
Власть в тоталитарном государстве основывается прежде всего на легально-правовых основах. | ||||||||||
Правовое современное государство обязательно предполагает осуществление принципа разделения властей. Это правильный ответ | ||||||||||
Принцип разделения и независимости властей не соответствует демократическим принципам. | ||||||||||
Демократическое государство вводит обязательную государственную цензуру СМИ. | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Деятельность человека и поведение животного характеризуются: 1) механизмом самоконтроля 2) удовлетворением потребностей 3) выдвижением цели 4) осознанием выбора средств | ||||||||||
механизмом самоконтроля | ||||||||||
удовлетворением потребностей Это правильный ответ | ||||||||||
выдвижением цели | ||||||||||
осознанием выбора средств | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
Какой смысл понимания слова «культура» является наиболее широким? 1) производство и применение орудий труда 2) уровень воспитанности человека 3) совокупность результатов преобразовательной деятельности человека 4) приспособление живых организмов к окружающей среде | ||||||||||
производство и применение орудий труда | ||||||||||
уровень воспитанности человека | ||||||||||
совокупность результатов преобразовательной деятельности человека Это правильный ответ | ||||||||||
приспособление живых организмов к окружающей среде | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Рациональное познание в отличие от чувственного использует при изучении предмета такую операцию, как 1) отображение формы 2) определение цвета 3) анализ нескольких признаков 4) выявление пространственного расположения | ||||||||||
отображение формы | ||||||||||
определение цвета | ||||||||||
анализ нескольких признаков Это правильный ответ | ||||||||||
выявление пространственного расположения | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Совершеннолетние юноша и девушка подали в органы ЗАГС заявление о регистрации брака. Однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа? 1) недееспособность жениха 2) отсутствие постоянного источника доходов 3) недолгий срок знакомства 4) отсутствие родительского согласия на брак | ||||||||||
недееспособность жениха Это правильный ответ | ||||||||||
отсутствие постоянного источника доходов | ||||||||||
недолгий срок знакомства | ||||||||||
отсутствие родительского согласия на брак | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Студенту задержали выплату стипендии. От инфляции: 1) студент выиграет, а государство проиграет 2) студент проиграет, а государство выиграет 3) государство и студент выиграют 4) государство и студент проиграют | ||||||||||
студент выиграет, а государство проиграет | ||||||||||
студент проиграет, а государство выиграет Это правильный ответ | ||||||||||
государство и студент выиграют | ||||||||||
государство и студент проиграют | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Верховная власть в государстве N. передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, государство N. является конституционной монархией? 1) Монарх назначает главу кабинета министров. 2) Полномочия монарха ограничены законом 3) Послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху 4) Монарх является верховным главнокомандующим | ||||||||||
Монарх назначает главу кабинета министров | ||||||||||
Полномочия монарха ограничены законом Это правильный ответ | ||||||||||
Послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху | ||||||||||
Монарх является верховным главнокомандующим | ||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||
Примером какой формы познания является высказывание: «Люди смертны. Аристофан человек. Следовательно, Аристофан смертен»? | ||||||||||
образного представления | ||||||||||
логического умозаключения Это правильный ответ | ||||||||||
определения понятия | ||||||||||
чувственного восприятия | ||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||
Верны ли следующие суждения об идеологии консерватизма? А. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: "Государство - это то, без чего невозможно осуществлять ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность". Б. Идеологии консерватизма соответствует высказывание: "Равенство - это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода - это и средство, в некотором смысле и цель в себе". | ||||||||||
верно только А Это правильный ответ | ||||||||||
верно только Б | ||||||||||
верны оба суждения | ||||||||||
оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||
Кто такой индивид? | ||||||||||
это социальная индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды | ||||||||||
это субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств | ||||||||||
это единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа Это правильный ответ | ||||||||||
это человек как продукт общественного развития | ||||||||||
Вопрос № 14 2 балла(ов) | ||||||||||
Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество как динамическая система характеризуется постоянным изменением элементов общества и связей между ними. Б. Общество в широком смысле – это весь материальный мир, окружающий человека. | ||||||||||
верно только А Это правильный ответ | ||||||||||
верно только Б | ||||||||||
верны оба суждения | ||||||||||
оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||
Рассмотрите изображения. Какой признак объединения людей в социальные группы иллюстрируют изображения? | ||||||||||
профессиональный | ||||||||||
поселенческий | ||||||||||
экономический | ||||||||||
этносоциальный Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 16 2 балла(ов) | ||||||||||
Верны ли следующие суждения о типах обществ? А. Постиндустриальное общество основывается прежде всего на крупной фабричной промышленности. Б. В отличие от традиционного общества, индустриальное общество предполагает сосредоточение большинства занятых в сфере услуг. | ||||||||||
верно только А | ||||||||||
верно только Б | ||||||||||
верны оба суждения | ||||||||||
оба суждения неверны Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||
Высказывание "Всякая истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок" свидетельствует о(об ).... характере истины. Заполните пропуск в предложении. | ||||||||||
научном | ||||||||||
абсолютном | ||||||||||
относительном Это правильный ответ | ||||||||||
неопровержимом | ||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||
В газете были опубликованы ложные факты, компрометирующие деятельность крупной компании. Куда должно обратиться руководство компании для восстановления своей деловой репутации? | ||||||||||
в Министерство Юстиции | ||||||||||
в судебную инстанцию Это правильный ответ | ||||||||||
в Счетную Палату | ||||||||||
к частному нотариусу | ||||||||||
Вопрос № 19 2 балла(ов) | ||||||||||
Верны ли следующие суждения о природе человека? А. Человек – социальное существо, многие его качества формируются только во взаимодействии с обществом. Б. При рождении каждый человек обладает определенными задатками, из которых могут развиться при благоприятных условиях, способности. | ||||||||||
верно только А | ||||||||||
верно только Б | ||||||||||
верны оба суждения Это правильный ответ | ||||||||||
оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 20 3 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видами социальных санкций и изображениями, иллюстрирующими их применение. | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Ученые опросили граждан страны Х. Им задавали вопрос: "Какую роль семья играет в жизни человека?" Результаты опроса (в% от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Внимание: цифры вводятся без скобок и знаков препинания, единым числом, в порядке возрастания! 1) Треть опрошенных отрицают ценность семьи в современном обществе. 2) Большинство опрошенных высоко ценят роль семьи в жизни человека. 3) Одинаковые доли отвечавших считают, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась и что семья мешает карьере. 4) Мнение, что в современном обществе ценность семьи уменьшилась, популярнее, чем мнение, что семья помогает во многих вопросах. 5) Четверть опрошенных считают, что семья прежде всего дает материальную поддержку. | ||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. Внимание: цифры вводятся без скобок и знаков препинания, единым числом, в порядке возрастания! 1) В стране Х. преобладают семьи партнерского типа. 2) Люди понимают важное значение семьи в жизни человека. 3) Большинство опрошенных несчастливы в личной жизни. 4) В стране Х. распространены многодетные семьи. 5) Люди рассчитывают на поддержку семьи в различных жизненных ситуациях. | ||||||||||
Правильный ответ 25 | ||||||||||