Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по физике |
Назад к списку блоков |
9 класс. Блок № 2 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Цепь собрана из трёх одинаковых резисторов, сопротивлением по 100 Ом каждый и подключена к источнику постоянного напряжения U=10 В. |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Определите общее сопротивление цепи из резисторов. Ответ укажите в омах с точностью до целых. |
Правильный ответ 150 |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
Чему равна сила тока, текущего через резистор R2? Ответ укажите в миллиамперах с точностью до целых. |
Правильным признавался ответ, лежащий в интервале от 33 до 34 |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
Чему станет равна сила тока через резистор R2, если напряжение источника увеличить в 2 раза, а сопротивление R3 увеличить на 50 Ом? Ответ укажите в миллиамперах с точностью до целых. |
Правильный ответ 50 |
Вопрос № 4 2 балла(ов) |
Измениться ли сила тока через резистор R3 по сравнению с первоначальной, если отменить изменения, сделанные в прошлом вопросе, а вместо этого уменьшить сопротивление R2 на 20 Ом, а сопротивление R1 увеличить на 33,3 Ома? |
Сила тока увеличится |
Сила тока уменьшится |
Останется практически неизменной Это правильный ответ |
Сила тока может как увеличиться, так и уменьшиться |
Вопрос № 5 2 балла(ов) |
Чему будет равна сила тока через резистор R2 в условиях прошлого вопроса? (R2 = 80 Ом, R1 = 133,3 Ом) Ответ укажите в миллиамперах с точностью до десятых. |
Правильным признавался ответ, лежащий в интервале от 41 до 42 |
Задание № 2 |
Луч свет падает на стопку плоских прозрачных пластин. Показатель преломления каждой следующей пластины в k раз больше, чем у предыдущей (см. рис.). Показатель преломления верхней пластины n>nвозд (nвозд=1), число пластин N. Нижняя пластина лежит на зеркале. Угол падения луча свет на верхнюю пластину равен α. Ниже вам будет предложено несколько вопросов, к каждому из которых есть несколько вариантов ответов. Из предложенных вариантов необходимо выбрать правильный. |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Луч свет попадает в стопку пластин, доходит до зеркала и отражается от него. Сравните угол выхода луч из стопки пластин с углом, под которым он вошел в нее. |
Угол выхода луча из стопки меньше угла входа луча в стопку |
Угол выхода луча из стопки равен углу входа луча в стопку Это правильный ответ |
Угол выхода луча из стопки больше угла входа луча в стопку |
Угол выхода может быть как больше угла входа, так и меньше него |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
Чему равен синус угла преломления света на границе раздела «воздух- первая пластина»? |
Это правильный ответ |
Вопрос № 3 0 балла(ов) |
Чему будет равен синус угла падения (α'') света на зеркало? |
Это правильный ответ |
Вопрос № 4 3 балла(ов) |
Чему равен синус минимального угла падения луча света на стопку, при котором луч света не доходит до зеркала? |
Такого угла не существует Это правильный ответ |
Задание № 3 |
Закрытый крышкой сосуд находится в комнате с комнатной температурой. В сосуде, теплоемкостью которого можно пренебречь, находятся вода и кусок льда. Закрытый сосуд плохо проводит тепло. Удельная теплоемкость воды − св, удельная теплоемкость льда − сл. Лед плавает в этой воде, постепенно увеличивая свою массу |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Что можно сказать о соотношении температур воды (tв) и куска льда (tл)? |
tв = tл |
tв > tл Это правильный ответ |
tв < tл |
ответ зависит от соотношения масс воды и льда |
ничего определенного сказать нельзя |
Вопрос № 2 3 балла(ов) |
После того, как массы льда (mл) и воды (mв) в сосуде практически перестали изменяться, в системе «вода-лёд» установилось некоторое равновесие. Девятиклассник Вова решил измерить теплоемкость (С) такой системы. Он придумал экспериментальный метод и получил правильный результат. Какой результат получил наш исследователь? |
С = сл∙mл+ св∙mв |
С = (сл∙mл+ св∙mв)/(mл+mв) |
С = 2(сл∙mл+ св∙mв)/(mл+mв) |
С − очень мала |
С – очень велика Это правильный ответ |
определенно ответить на этот вопрос нельзя |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
Вова решил заморозить всю воду в сосуде. Для этого он снял крышку и выставил сосуд без крышки на мороз (дело было зимой). Масса воды в начале заморозки mв, льда − mл; удельная теплота плавления льда – λ; на улице на ∆t градусов холоднее, чем в сосуде. Сколько тепла (Q) отдала система «вода-лёд», прежде чем вся вода замерзла? |
Q = λ∙mв Это правильный ответ |
Q = λ∙(mв+mл) |
Q = сл∙mл∙∆t |
Q = сл∙mл∙∆t/(λ∙mв) |
Q = сл∙mл∙λ |
Q = св∙mв∙∆t+λ∙mв |
Вопрос № 4 3 балла(ов) |
Масса воды и льда перед началом заморозки примерно одинаковы, форма сосуда такова, что лед плавает в воде. Вова задумался: «Если бы перед началом эксперимента он убрал лед из сосуда, то как это повлияло бы на время замерзания воды?» |
замерзала бы чуть дольше |
замерзла бы чуть быстрее |
замерзала бы заметно дольше |
замерзла бы заметно быстрее Это правильный ответ |