Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по биологии | ||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||
Задание № 1 | ||||||||
Задание включает 25 тестов. К каждому из них предложено по 3 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. | ||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||
1.Катализаторами химических реакций в организме являются: | ||||||||
а. витамины | ||||||||
б. гормоны | ||||||||
в. гликоген | ||||||||
г. ферменты Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||
2.Хромосомы человека в световом микроскопе хорошо различим в: | ||||||||
а. анафазе | ||||||||
б. интерфазе | ||||||||
в. метафазе Это правильный ответ | ||||||||
г. профазе | ||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||
3. При формировании яйцеклеток в мейозе из одного овоцита образуются: | ||||||||
а. 4 яйцеклетки и направительные тельца | ||||||||
б. 2 яйцеклетки и направительные тельца | ||||||||
в. 1 яйцеклетка и направительные тельца Это правильный ответ | ||||||||
г. 1 яйцеклетка | ||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||
4.Примером атавизма у человека является: | ||||||||
а. наличие волос в подмышечных впадинах | ||||||||
б. наличие ногтей | ||||||||
в. наличие копчика | ||||||||
г. волосяной покров на лице Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||
5.Денатурации подвергается наиболее легко структура белка: | ||||||||
а. первичная | ||||||||
б. вторичная | ||||||||
в. третичная Это правильный ответ | ||||||||
г. все структуры | ||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||
6.К дисахаридам относится: | ||||||||
а. сахароза Это правильный ответ | ||||||||
б. глюкоза | ||||||||
в. рибоза | ||||||||
г. Целлюлоза | ||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||
7.Триплет и – РНК, соответствующий триплету ТГА В молекуле ДНК: | ||||||||
а. АЦГ | ||||||||
б. АТЦ | ||||||||
в. АЦУ Это правильный ответ | ||||||||
г. УЦТ | ||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||
8. Код ДНК считается вырожденным (избыточным) потому, что | ||||||||
а. каждая аминокислота кодируется одним триплетом | ||||||||
б. каждая аминокислота кодируется несколькими триплетами Это правильный ответ | ||||||||
в. между каждыми триплетом есть знаки припенания | ||||||||
г. кодируется двумя триплетами | ||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||
9.Прохождение через мембрану ионов Nа и К происходит путем: | ||||||||
а. диффузии | ||||||||
б. осмоса | ||||||||
в. активного транспорта Это правильный ответ | ||||||||
г. облегченной диффузии | ||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||
10.В образовании лизосом клетки участвует: | ||||||||
а. рибосома | ||||||||
б. аппарат Гольджи Это правильный ответ | ||||||||
в. митохондрия | ||||||||
г. ЭПС | ||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||
11.Анаэробный гликолиз происходит в: | ||||||||
а. ядре | ||||||||
б. митохондриях | ||||||||
в. цитоплазме Это правильный ответ | ||||||||
г. мембранах ЭПС | ||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||
12.При образовании бластулы ее клетки: | ||||||||
а. делятся и растут | ||||||||
б. не делятся, но растут | ||||||||
в. делятся и не растут Это правильный ответ | ||||||||
г. не растут и не делятся | ||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||
13.Если мать - носитель гена дальтонизма, а отец здоров, то ребенок неизбежно будет дальтоником в: | ||||||||
а. 100% случаев | ||||||||
б. 25% случаев Это правильный ответ | ||||||||
в. 50% случаев | ||||||||
г. 75% случаев | ||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||
14.Первую эволюционную теорию создал: | ||||||||
а. Ч. Дарвин | ||||||||
б. Ж. – Б. Ламарк Это правильный ответ | ||||||||
в. А. Уоллес | ||||||||
г. К. Линней | ||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||
15.Высшим уровнем организации жизни является: | ||||||||
а. биосферный Это правильный ответ | ||||||||
б. биогеоценотический | ||||||||
в. популяционно-видовой | ||||||||
г. организменный | ||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||
16.В клетке возбудителя чумы нет: | ||||||||
а. рибосом | ||||||||
б. цитоплазмы | ||||||||
в. мембраны | ||||||||
г. ядра Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||
17.Клеточное строение всех организмов свидетельствует о: | ||||||||
а. единстве живой и неживой природы | ||||||||
б. единстве химического состава клеток | ||||||||
в. единстве происхождения живых систем Это правильный ответ | ||||||||
г. сложности строения живых систем | ||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||
18.Основной формой взаимоотношений между организмами являются: | ||||||||
а. половые отношения | ||||||||
б. энергетические отношения | ||||||||
в. территориальные отношения | ||||||||
г. пищевые отношения Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||
19.Из перечисленных химических элементов в клетках в наименьшем количестве содержится: | ||||||||
а. азот Это правильный ответ | ||||||||
б. кислород | ||||||||
в. углерод | ||||||||
г. водород | ||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||
20.Закономерность, отражающая уменьшение массы в каждом последующем звене цепи питания носит название | ||||||||
а. правило экологической трапеции | ||||||||
б. правило египетской пирамиды | ||||||||
в. правило экологической пирамиды Это правильный ответ | ||||||||
г. правило эволюционного развития | ||||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||||
21.Дж. Уотсон и Ф. Крик создали: | ||||||||
а. клеточную теорию | ||||||||
б. законы наследственности | ||||||||
в. модель ДНК Это правильный ответ | ||||||||
г. теорию мутагенеза | ||||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||||
22.Результатом митоза не является: | ||||||||
а. сохранение наследственных признаков в дочерних клетках | ||||||||
б. рост организма | ||||||||
в. генетическое разнообразие организмов Это правильный ответ | ||||||||
г. заживление ран | ||||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||||
23.Значение кроссинговера заключается в: | ||||||||
а. независимом распределении генов по гаметам | ||||||||
б. сохранении диплоидного набора хромосом | ||||||||
в. создании новых наследственных комбинаций Это правильный ответ | ||||||||
г. поддержании постоянства генотипов организма | ||||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||||
24.Примером конвергенции можно считать: | ||||||||
а. крыло бабочки и летучей мыши Это правильный ответ | ||||||||
б. крыло кукушки и крыло пингвина | ||||||||
в. крыло бабочки и крыло мухи | ||||||||
г. крыло летучей мыши и кукушки | ||||||||
Вопрос № 25 1 балла(ов) | ||||||||
25.Важнейший ароморфоз в биологической эволюции человека: | ||||||||
а. первая сигнальная система | ||||||||
б. вторая сигнальная система Это правильный ответ | ||||||||
в. охрана потомства | ||||||||
г. дифференциация зубов | ||||||||
Задание № 2 | ||||||||
Задание включает вопросы на последовательность.. Запишите правильную последовательность в виде цифр, например: 42135 | ||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||
1. Расположите в правильной последовательности фазы клеточного (митотического) цикла, начиная с интерфазы 1) анафаза 2) метафаза 3) профаза 4) телофаза 5) интерфаза | ||||||||
Правильный ответ 53214 | ||||||||
Вопрос № 2 6 балла(ов) | ||||||||
2.Укажите последовательность явлений и процессов, происходящих в процессе мейоза: 1) расхождение хроматид 2) коньюгация гомологичных хромосом 3) образование 4 гаплоидных клеток 4) спирализация хромосом делящейся диплоидной клетки 5) расхождение гомологичных хромосом 6) обмен участками между гомологичными хромосомами | ||||||||
Правильный ответ 426513 | ||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||
3. Расположите группы животных в порядке их возникновения: 1) плоские черви 2) хордовые 3) кишечнополостные 4) жгутиковые 5) членистоногие | ||||||||
Правильный ответ 43152 | ||||||||
Задание № 3 | ||||||||
К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. | ||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||
| ||||||||
Задание № 4 | ||||||||
1. Выбери несколько верных утверждения из шести. Запишите последовательно номера правильных ответов. Например, 135. | ||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||
1. Митохондрии имеют следующее строение 1) двумембранные структуры 2) одномембранные структуры 3) кристы 4) 80S рибосомы 5) ДНК 6) тилакоиды | ||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||
2. Биологическое значение мейоза заключается в 1) предотвращении удвоения числа хромосом в новом поколении 2) образовании мужских и женских гамет 3) образовании соматических клеток 4) создании возможностей возникновения новых генных комбинаций 5) увеличении числа соматических клеток в организме | ||||||||
Правильный ответ 24 | ||||||||
Задание № 5 | ||||||||
Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без запятых, например: 145 или 34 | ||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||
1. Все живые организмы – животные, растения, бактерии, вирусы – состоят из клеток. 2. Любые клетки имеют внешнюю плазматическую мембрану. 3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка 4. Во всех клетках имеются рибосомы. 5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки – молекулы ДНК. | ||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||
2. У свинохвостого лапундера пугливость наследуется как доминантный аутосомный признак, а смышленость – как доминантный признак, локализованный в Х-хромосоме. Самки гетерогаметны по полу. Самец и самка имели фенотипические проявление этих признаков, а у двух потомков они отсутствовали. Каковы генотипы родителей и потомков, а также пол потомков. 1) потомки по фенотипу – 100% самки 2) генотипы родителей – АаХСУ, АаХСХс 3) потомки по фенотипу – 50% самцы и 50% самки 4) генотипы потомков – ааХсУ 5) генотипы потомков – ааХСХ С, ааХсУ 6) генотипы родителей – ААХсУ, АаХсХс | ||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||