Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по экологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Выберите один правильный ответ. | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
1.Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но НЕ влияют: | ||||||||||
А) на численность особей; | ||||||||||
Б) на возрастную структуру; | ||||||||||
В) на ареал; Это правильный ответ | ||||||||||
Г) на соотношение полов. | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Животное, которое нападает на другое животное, но поедает только часть его вещества, вызывая гибель, относится к числу: | ||||||||||
А) хищников; | ||||||||||
Б) плотоядных; | ||||||||||
В) паразитов; Это правильный ответ | ||||||||||
Г) всеядных. | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3.Для повышения плавучести планктонные организмы обрели следующие приспособления: | ||||||||||
А) увеличенные размеры тела; | ||||||||||
Б) уменьшенный размер и плотность тела; Это правильный ответ | ||||||||||
В) уменьшенный размер и количество выростов тела; | ||||||||||
Г) медленная скорость движения в воде. | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. НЕ вступают в симбиотические отношения: | ||||||||||
А) деревья и муравьи; | ||||||||||
Б) бобовые и бактерии ризобиум; | ||||||||||
В) деревья и микоризные грибы; | ||||||||||
Г) деревья и бабочки. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Совокупность всех факторов среды, в пределах которой возможно существование вида в природе, называют: | ||||||||||
А) сообществом; | ||||||||||
Б) экологической нишей; Это правильный ответ | ||||||||||
В) биогеоценозом; | ||||||||||
Г) экотопом. | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Одна из форм приспособленности млекопитающих к жизни на Крайнем Севере заключается: | ||||||||||
А) в удлинении черепа и конечностей; | ||||||||||
Б) в увеличении глаз и ушей; | ||||||||||
В) в увеличении размеров тела; Это правильный ответ | ||||||||||
Г) в увеличении тазовых костей и размеров черепа. | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Живые организмы в естественных условиях существуют в соответствии: | ||||||||||
А) с законами Коммонера; | ||||||||||
Б) с законами биометрии; | ||||||||||
В) с ритмичностью природных процессов; Это правильный ответ | ||||||||||
Г) с уровнем солености растворов среды. | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Одной из особенностей теневыносливых растений является: | ||||||||||
А) быстрый рост растений; | ||||||||||
Б) ускоренное развитие цветов и созревание плодов; | ||||||||||
В) светлая окраска и утолщенный эпидермис листьев; | ||||||||||
Г) относительно большой размер и темно-зеленая окраска листьев. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. У растений верхнего яруса леса распространение плодов и семян происходит в основном путем переноса: | ||||||||||
А) птицами; | ||||||||||
Б) насекомыми; | ||||||||||
В) ветром; Это правильный ответ | ||||||||||
Г) крупными млекопитающими. | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Полосатость как форма расчленяющей окраски отсутствует: | ||||||||||
А) у непарнокопытных млекопитающих; | ||||||||||
Б) у рыб; | ||||||||||
В) у парнокопытных млекопитающих; | ||||||||||
Г) у насекомоядных. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Устойчивость экосистемы зависит от: | ||||||||||
А) биоразнообразия и разветвленности пищевых цепей; Это правильный ответ | ||||||||||
Б) климатических характеристик; | ||||||||||
В) пространственного расположения (высоты над уровнем моря); | ||||||||||
Г) численности представителей отдельного вида. | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Основные лесообразующие породы таежных экосистем: | ||||||||||
А) дуб, липа, береза, вяз, лиственница; | ||||||||||
Б) осина, ольха, ива, ель обыкновенная; | ||||||||||
В) пихта, сосна кедровая, лиственница, сосна обыкновенная; Это правильный ответ | ||||||||||
Г) ясень, сосна обыкновенная, клен, граб, бук. | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Высшим уровнем организации живой материи является: | ||||||||||
А) популяционно-видовой; | ||||||||||
Б) биогеоценотический; | ||||||||||
В) экосистемный; | ||||||||||
Г) биосферный. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Биологический круговорот веществ в природе происходит за счет: | ||||||||||
А) воздушного переноса веществ; | ||||||||||
Б) питания растений; | ||||||||||
В) биогенной миграции элементов; Это правильный ответ | ||||||||||
Г) энергетики почв. | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Одними из главных причин возникновения глобальных экологических проблем являются: | ||||||||||
А) колоссальные масштабы хозяйственной деятельности человека, демографический взрыв, нерациональное потребление природных ресурсов; Это правильный ответ | ||||||||||
Б) истощение природных ресурсов, в том числе воды, изменение климата; | ||||||||||
В) усиление радиации, ведение войн, переселение людей, природные катастрофы; | ||||||||||
Г) космические воздействия. | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Выберите два правильных ответа из шести предложенных. Запишите номера правильных ответов без пробелов, например, 35. | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
1. К экологической группе лесных и кустарниковых птиц относятся: 1) пеночка-весничка; 2) гага-гребенушка; 3) большой веретенник; 4) славка-черноголовка; 5) большой баклан; 6) кудрявый пеликан. | ||||||||||
Правильный ответ 14 | ||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||
2. В жарких пустынях в дневные часы некоторые ящерицы спасаются от перегрева: 1) изменяя окраску тела; 2) забираясь в норы; 3) прижимаясь к песку; 4) залезая на ветки кустарников; 5) бегая в поисках тени; 6) переворачиваются набок, чтобы сократить площадь, подвергающуюся воздействию солнечных лучей. | ||||||||||
Правильный ответ 24 | ||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||
3. Между какими парами указанных видов в естественных условиях существует пищевая конкуренция: 1) поползень европейский и пищуха обыкновенная; 2) черный стриж и большой пестрый дятел; 3) степной лунь и полевой жаворонок; 4) серая мухоловка и мухоловка-пеструшка; 5) пеночка-весничка и луговой чекан; 6) орлан-белохвост и орел-змееяд. | ||||||||||
Правильный ответ 14 | ||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||
4. К экологической группе гидрофитов относятся: 1) подорожник большой; 2) осот полевой; 3) взморник морской; 4) камыш озерный; 5) рогоз узколистный; 6) цикорий обыкновенный. | ||||||||||
Правильный ответ 45 | ||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||
5. К растениям, которые зимуют под снегом не сбрасывая листьев, относятся: 1) марьянник полевой; 2) вербейник обыкновенный; 3) веронику полевую; 4) медуницу неясную; 5) копытень европейский; 6) колокольчик круглолистный. | ||||||||||
Правильный ответ 35 | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Установите последовательность и запишите эту последовательность цифрами без пробелов, например, 15324. | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
1.Возникновения животных на Земле: 1) Плоские черви; 2) Хордовые; 3) Кишечнополостные; 4) Жгутиковые; 5) Членистоногие. | ||||||||||
Правильный ответ 43152 | ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
2. Пищевых связей: 1) крот; 2) орел; 3) листовой опад; 4) дождевой червь; 5) лисица | ||||||||||
Правильный ответ 34152 | ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
К каждому термину найдите соответствующее определение. | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
1. Укажите, какие из перечисленных видов животных добывают корм: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||
2. Какие предложенные пары соответствует, какому типу взаимоотношений: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
3. Какие растения соответствуют жизненной форме: | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||
Выберите правильные утверждения. Запишите номера только правильных утверждений без пробелов, например, 2478. | ||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||
1.Любой экологический фактор, количественные и качественные показатели которого как-либо ограничивают жизнедеятельность организма, относят к благоприятному фактору. 2. Ареал представляет собой область распространения какой-либо систематической группы организмов. 3. Растения, в основном, создают микроклимат на Земле. 4. Морские организмы не могут жить в пресных водах, так же, как и пресноводные – в морях, в основном из-за концентрации кислорода в воде. 5. Фотопериодизм представляет собой реакцию организмов на изменение длины светового дня. 6. В водоемах температурный режим изменяется с достаточно большой скоростью. 7. Наибольшее число видов автотрофов обитает в почвенной среде. 8. В водной среде с увеличением глубины повышается давление и соленость, а уменьшается температура. | ||||||||||
Правильный ответ 2358 | ||||||||||