Характеристика содержания школьного этапа
1. Задания олимпиады составлены с учетом «Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2020-2021 учебном году», разработанных Центральной предметно-методической комиссией.
2. В олимпиаде могут быть отдельные задания, рассчитанные на углублённое изучение русского языка.
3. Задания охватывают следующие разделы и темы:
5 класс
1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные.)
2. Орфография. (Правописание морфем, употребление мягкого знака.)
3. Лексика. (Лексическое значение слов и фразеологизмов.)
4. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Омонимичные корни. Значение отдельных морфем. Основные способы образования слов.)
5. Морфология. (Определение грамматических признаков слов. Нормативное употребление и образование форм слова.)
6. Синтаксис и пунктуация. (Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложений с прямой речью, обращением, однородными членами.)
7. Текст. (Тема, главная мысль текста, тип речи.)
6 класс
1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные.)
2. Орфография. (Правописание морфем, употребление мягкого знака.)
3. Лексика. (Словари. Лексическое значение слов. Синонимы. Антонимы. Архаизмы. Омонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Этимология.)
4. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Омонимичные корни. Значение отдельных морфем. Способы образования слов. Словообразовательные цепочки и пары.)
5. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Нормативное употребление и образование форм слова.)
6. Синтаксис и пунктуация. (Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложений с прямой речью, обращением, вводным словом, однородными членами, тире между подлежащим и сказуемым.)
7. Текст. (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности.)
7 класс
1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка.)
2. Орфография. (Правописание морфем.)
3. Лексика. (Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, фразеологизмы, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, историзмы. Стилистическая окраска слова. Лексическая сочетаемость слов.)
4. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Основные способы словообразования. Двойственная мотивация образования слова. Словообразовательная цепочка. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимология слова.)
5. Морфология. (Определение части речи, морфологических признаков. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
6. Синтаксис и пунктуация. (Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении.)
7. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности. Способы выражения авторской позиции. Средства связи предложений в тексте.)
8 класс
1. Орфоэпия.
2. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Характеристика звуков. Позиционные и исторические чередования гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка.)
3. Орфография. (Правописание морфем. Принципы русской орфографии.)
4. Лексика. (Лексическое значение слов. Основные понятия лексики. Разновидности архаизмов, синонимов, омонимов. Этимологически родственные слова.)
5. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Основные способы словообразования. Словообразовательные цепочки. Двойственная мотивация образования слова. Наложение морфем.)
6. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
8. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении. Нормы согласования подлежащего со сказуемым. Характеристика предложения.)
9. Стилистика. (Языковые средства выразительности.)
9-11 класс
1. Орфоэпия и фонетика (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные, исторические процессы в фонетической системе русского языка и т. д.).
2. Графика, орфография (знание истории русского алфавита, числового значения букв, а также основных этапов становления русской орфографии, современной орфографической нормы, принципов русской орфографии).
3. Этимология (осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова).
4. Лексика и фразеология, лексикография (знание лексического значения слов, русской фразеологии, умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей).
5. Морфемика и словообразование (навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа).
6. Морфология (знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова, умение давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении).
7. Синтаксис и пунктуация (знание синтаксической системы и синтаксических норм современного русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности, функция отдельных знаков препинания).
8. Культура речи и стилистика (знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой, знание средств языковой выразительности).
9. Сравнительное языкознание (знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; задания на сопоставление языков, выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы).