Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Русский язык. Школьный этап
01.10.2021 - 02.10.2021

Русский язык. Школьный этап


Задания олимпиады.
Результаты олимпиады.
Рейтинг школ.

Приказ


Приказ об утверждении результатов 2524-у от19.11.2021 (1.6 Мбайт)
Приложение к приказу (6.7 Мбайт)

Форма и порядок проведения олимпиады

1. Участие в школьном этапе является добровольным.
2. К выполнению заданий допускается любой школьник 5-11 класса, имеющий учетную запись и подтверждённые регистрационные данные на сайте олимпиады, независимо от оценки по предмету. Как создать учётную запись, можно прочитать в разделе
Инструкции.
3. Доступ к заданиям олимпиады участники получают в течение дней, отведённых на её проведение, с 08.00 до 20.00 часов
4. Выполнять задания олимпиады участники могут с компьютера, подключенного к сети Интернет. Для этого необходимо войти на сайт олимпиад под своей учетной записью, созданной при регистрации на сайте, и перейти на предметную страницу олимпиады.
5. Участник олимпиады получает доступ к заданиям того класса, в котором он обучается (класс, указанный в справке, подтверждающей регистрационные данные учащегося) или старшего класса, если он желает выступать за старшую параллель.
6. Задания разбиты на два блока. Первый блок заданий основной, он доступен только в первый день проведения олимпиады. Второй блок заданий запасной, он доступен только во второй день олимпиады. Время, выделяемое участнику на выполнение каждого блока, ограничено (45 минут). Это время указывается на странице, с которой осуществляется переход к заданиям. Отсчет времени работы каждого участника с блоком заданий начинается автоматически сразу после того, как участник открыл задание («нажал» соответствующую ссылку на странице с информацией о блоках заданий) и ведется непрерывно (в том числе и при выходе участника с сайта олимпиады). По окончании времени, отведенного на выполнение блока заданий, доступ участника к этому блоку автоматически прекращается.
7. При выполнении заданий олимпиады запрещается:
• выполнять задания с чужой помощью (советуясь с другими участниками, родителями, учителями);
• сообщать кому-либо или получать от кого-либо информацию о заданиях или ответах до окончания олимпиады;
• задавать на форуме олимпиады вопросы по содержанию и решению олимпиадных задач раньше указанного на страничке олимпиады времени.
Учащиеся, нарушившие регламент, могут быть дисквалифицированы.

Характеристика содержания школьного этапа

1. Задания олимпиады составлены с учетом «Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2021-2022 учебном году», разработанных Центральной предметно-методической комиссией.
2. В олимпиаде могут быть отдельные задания, рассчитанные на углублённое изучение русского языка.
3. Задания охватывают следующие разделы и темы:


5 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные.)
2. Орфоэпия.
3. Орфография. (Правописание морфем, употребление мягкого знака.)
4. Лексика. (Лексическое значение слов и фразеологизмов, лексическая сочетаемость.)
5. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Омонимичные корни. Значение отдельных морфем. Основные способы образования слов.)
6. Морфология. (Определение грамматических признаков слов. Нормативное употребление и образование форм слова.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложений с прямой речью, обращением, однородными членами.)


6 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные.)
2. Орфоэпия.
3. Орфография. (Правописание морфем, употребление мягкого знака.)
4. Лексика. (Лингвистические словари: знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей. Лексическое значение слов. Синонимы. Антонимы. Архаизмы. Старославянизмы. Омонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.)
5. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Омонимичные корни. Значение отдельных морфем. Способы образования слов. Словообразовательные гнёзда, цепочки и пары. Этимология слова.)
6. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Нормативное употребление и образование форм слова.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложений с прямой речью, обращением, вводным словом, однородными членами, тире между подлежащим и сказуемым.)


7 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка.)
2. Орфоэпия.
3. Орфография. (Правописание морфем.)
4. Лексика. (Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, фразеологизмы, диалектизмы, профессионализмы, просторечия, архаизмы, историзмы, старославянизмы. Стилистическая окраска слова, словарные стилистические пометы. Лексическая сочетаемость.)
5. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Основные способы словообразования. Двойственная мотивация образования слова. Словообразовательная цепочка. Исторические изменения морфемного состава слова. Этимология слова.)
6. Морфология. (Определение части речи, морфологических признаков. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении, типы сложных предложений по способу связи, осложненные предложения)
8. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности. Способы выражения авторской позиции. Средства связи предложений в тексте.)

8 класс

1. Орфоэпия.
2. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Характеристика звуков. Позиционные и исторические чередования гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка.)
3. Орфография. (Правописание морфем. Принципы русской орфографии.)
4. Лексика. (Лексическое значение слов. Основные понятия лексики. Разновидности архаизмов, синонимов, омонимов. Этимологически родственные слова; старославянизмы, тюркизмы, исконно русская лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Типы лексических ошибок. Стилистическая окраска слова.)
5. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основные способы словообразования. Словообразовательные цепочки. Двойственная мотивация образования слова. Наложение морфем.)
6. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении. Нормы согласования подлежащего со сказуемым. Характеристика предложения.)
8. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности. Способы выражения авторской позиции. Средства связи предложений в тексте.)


9-11 класс

1. Орфоэпия и фонетика (характеристика звуков, позиционные изменения гласных и согласных звуков, ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные, исторические процессы в фонетической системе русского языка и т. д.).
2. Графика, орфография (орфографический разбор слова, знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии, современной орфографической нормы, принципов русской орфографии).
3. Этимология (осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова).
4. Лексика и фразеология, лексикография (знание основных понятий лексики, лексического значения слов, русской фразеологии, умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей).
5. Морфемика и словообразование (навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа).
6. Морфология (знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова, умение давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении).
7. Синтаксис и пунктуация (знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности, функция отдельных знаков препинания).
8. Культура речи и стилистика (знание языковых средств выразительности, речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой).
9. Сравнительное языкознание (задания на сопоставление языков, выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы).

Образцы (примеры) заданий прошлых лет можно посмотреть на портале olymp74.ru.

1. Школьный тур 2020 года
2. Школьный тур 2019 года
3. Школьный тур 2018 года
4. Школьный тур 2017 года
5. Школьный тур 2016 года
6. Школьный тур 2015 года
7. Школьный тур 2013 года
8. Школьный тур 2012 года

Типы заданий:

1) Вопрос с вариантами ответов, при этом в вариантах ответа могут содержаться рисунки. Сайт не допускает вариативности решения, поэтому всегда выбирается только 1 ответ из ряда предложенных.
2) Вопрос с числовым ответом. При этом правильным ответом является точное число.
3) Вопрос – сопоставление. Например, дан набор «понятий» и набор «определений». Ваша задача - сопоставить термины и определения. Количество терминов и определений должно быть равным и не более шести. Сопоставление между терминами и определениями должно осуществляться однозначно. Нельзя сопоставить несколько терминов с одним определением.
4) Вопрос с выбором нескольких числовых ответов (при этом ввод чисел должен производиться без пробелов и запятых).

Состав предметной методической комиссии:

1. Малаева Ольга Константиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска», - председатель комиссии.
2. Гоман Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинска».
3. Пелихов Денис Александрович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и литературы ЮУрГУ, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска».
Технический специалист — Магафурова Гузель Ильдаровна, учитель математики и информатики МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»

Подведение итогов

1. После окончания олимпиады правильные ответы автоматически публикуются на сайте олимпиады.
2. Баллы за олимпиаду определяются как максимальный балл, набранный участником за один из двух блоков (не сумма баллов за оба блока).
3. В соответствии с полученными результатами определяется рейтинг каждого из участников олимпиады. Рейтинг участника олимпиады равен проценту участников от общего их числа в данном районе, результаты которых ниже, чем у данного участника. Рейтинг округляется до сотых долей процента. Рейтинг дисквалифицированных участников приравнивается к нулю.
4. Результаты подводятся отдельно по каждой параллели.
5. Победителями и призерами признаются лучшие из рейтинга участников, но не более 25% от общего числа участников (рейтинг не менее 75,00). Для получения статуса победителя необходимо набрать не менее 75% от максимально возможного балла. Число победителей не должно превышать 8% от общего числа участников олимпиады (рейтинг не менее 92,00). Для получения статуса призера необходимо набрать не менее 50% от максимально возможного балла.
6. Проходной балл равен результату N-го участника в общегородском рейтинге школьного этапа, если этот результат оставляет не менее 50% от максимально возможного балла.
7. После публикации предварительных результатов участники олимпиады могут в течение 3 дней задать членам предметной методической комиссии свои вопросы по заданиям олимпиады в соответствующем разделе
форума.

Сайты, рекомендуемые для подготовки:

1. Этот удивительный русский язык [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zabaznov.ru/rusyaz.html (дата обращения: 31.08.2021).
2.Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (задания и решения). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rosolymp.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9317&Itemid=6469 (дата обращения: 31.08.2021).
3. Материалы ЦПМК к этапам ВсОШ (рекомендации, требования, задачи) по русскому языку [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/rus.php (дата обращения: 31.08.2021).
4. «Русский медвежонок»: языкознание для всех: официальный сайт (условия задач и ответы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rm.kirov.ru/tasks.htm (дата обращения: 31.08.2020).

Литература, рекомендуемая для подготовки:

1. Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка / М. Т. Баранов. — М. : Просвещение, 2008.
2. Воронина, Н. В. Олимпиады по русскому языку. 9—11 классы / Н. В. Воронина, Т. В. Егорова. — М. : ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2006. — 304 с.
3. Глинкина, Л. А. От аза до ижицы / Л. А. Глинкина. — 2-е изд., доп. и испр. — Челябинск : Полиграф-Мастер, 2013. — 124 с.
4. Глинкина, Л. А. О языке сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок» в кругу семейного чтения: для учителей и родителей учащихся младших классов./ Л.А. Глинкина; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. пед. ун-т» - [2-е изд.] – Челябинск: Издательство ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2015.- 44с.
5. Глинкина, Л. А. Этимологические тайны русской орфографии : словарь-справочник : ок. 6000 слов / Л. А. Глинкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2006. — 381, [3] с.
6. Губернская, Т. В. Русский язык. 10-11классы. Тестовые и олимпиадные задания / Т. В. Губернская. — М. :Эксмо, 2007.
7. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. И. Даль. — 5-е изд., стер. — М. : Дрофа : Рус. язык Медиа, 2008. — Т. 1 : А-З. — 699 с.; Т. 2 : И-О. — 779 с.; Т. 3 : П. — 555 с.; Т. 4 : Р-V. — 683 с.
8. Зализняк, А. А. Лингвистические задачи / А. А. Зализняк ; с предисловием В. А. Успенского. — М. : МЦНМО, 2013. — 40 с.
9. Иванов, В. В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе / В. В. Иванов, З. А. Потиха. — М. : Просвещение, 1985.
10. Казбек-Казиева, М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М. М. Казбек-Казиева. — М. : Айрис-пресс, 2006.
11. Казбек-Казиева, М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5—11 классы / М. М. Казбек-Казиева. — 4-е изд., испр. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 192 с.
12. Колесов, В. В История русского языка в рассказах. / В. В. Колесов. — М. : Просвещение, 1976.
13. Левонтина И. Б. Русский со словарём. М., 2016.
14. Норман Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах. М., 2013.
15. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы : кн. для учащихся ст. классов / В. В. Одинцов. — М. : Просвещение, 1998.
16. Олимпиады по русскому языку и литературе: 9-11 класс / сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова. — М. : ВАКО, 2010.
17. Орг, А. О. Олимпиады по русскому языку : кн. для учителя / А. О. Орг. — М. : Просвещение, 2004.
18. Панов, М. В. Занимательная орфография / М. В. Панов. — М., 1984.
19. Панов М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её
достоинствах и недостатках. М., 2007.
20. Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка : пособие для учащихся / З. А. Потиха. — М. : Просвещение, 1987.
21. Праздник славянского слова : в помощь учителю-словеснику к Дням славянской культуры и письменности / авт.-сост.: Л. А. Глинкина, М. П. Егорьева. — Изд. 3-е, испр. и доп. — Челябинск : Цицеро, 2013. — 47 с.
22. Предметные недели в школе : русский язык и литература / сост. Л. М. Косивцова. — Волгоград : Учитель, 2008. — 92 с.
23. Русский язык : всероссийские олимпиады / Г. В. Карпюк, С. И. Львова, Л. И. Скворцов и др. ; под ред. А. М. Камчатнова. — М. : Просвещение, 2008. — 205 с.
24. Сборник заданий по истории русского языка для подготовки к олимпиадам / авт.-сост. Д. А. Пелихов. — Челябинск : Цицеро, 2014. — 102 с.
25. Сказания о начале славянской письменности / под ред. З. В. Удальцова. — М. : Наука, 1981. — 199 с.
26. Столбунова, С. В. Исторический комментарий к современному русскому языку : программа элективного курса по истории русского языка для профильного обучения / С. В. Столбунова. — М. : Чистые пруды, 2008. — 32 с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 21).
27. Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка : пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. — М. : Просвещение, 1991.
28. Федосюк, Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века / Ю. А. Федосюк. — 4-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2001.
29. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. М., 2010.
Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст] / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская ; под ред. С. Г. Бархударова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1971. — 542 с.
30. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. — М., 1994.
31. Шкатова, Л. А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку : книга для учащихся 5-7 кл. сред. шк. / Л. А. Шкатова. — М. : Просвещение, 1989.
32. Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык : 8-11 классы / авт.-сост. Н. В. Шахова, В. Г. Миронова. — Ростов н/Д : Феникс, 2006.
33. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984. — 353 с.
34. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / глав. ред. М. Д. Аксёнова. — М. : Аванта+, 1998. — 704 с. : ил.