Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Экология. Школьный этап |
18.10.2021 - 19.10.2021 |
Задания олимпиады. Результаты олимпиады. Рейтинг школ. |
В текущем учебном году школьный этап Всероссийской олимпиады по экологии проходит в формате Интернет – олимпиады, в которой могут принять участие учащиеся 8, 9, 10 и 11 классов. Ученики 5,6,7 классов могут принять участие в олимпиаде, решая задания, предложенные для параллелей 8-9 классов (на сайте задания и результаты олимпиады для 8 и 9 классов размещаются в параллели 9 классов). Для участия в олимпиаде необходимо иметь на данном сайте учетную запись с подтвержденными регистрационными данными. Продолжительность олимпиады составит для всех участников 40 минут на каждый из двух блоков, отвечать на вопросы, которых учащийся может в течение 2-х дней, при этом в первый день доступен только первый блок заданий, а во второй день - только второй блок заданий. Задания олимпиады доступны с 08:00 до 20:00 в указанные календарные сроки и в оснащенных компьютерной техникой учебных кабинетах своего образовательного учреждения. В связи с этим рекомендуем вам заранее (за несколько дней до начала олимпиады) убедиться, что вы помните логин и пароль и можете войти на сайт. Второй блок олимпиады составлен аналогично первому. Участник олимпиады может выполнить либо один, либо оба блока. В итог пойдет лучшее количество баллов, заработанное учеником за выполнение одного из двух блоков. Несамостоятельное выполнение заданий олимпиады, а также передача заданий кому-либо или получение от кого-либо до окончания олимпиады ЗАПРЕЩЕНЫ. В случае выявления данных нарушений участник может быть дисквалифицирован. Ознакомиться с документами, регламентирующими проведение Всероссийской олимпиады в текущем учебном году, Вы можете в разделе ДОКУМЕНТЫ. СТРУКТУРА ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ЭКОЛОГИИ
В каждом блоке размещены тестовые задания 5 типов: - с выбором одного ответа (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл); - с выбором нескольких ответов (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл); - задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, ученик набирает на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала); - задание на установление соответствия (отвечая на данный тип заданий, ученик к терминам в столбце А подбирает соответствующий номер определения из столбца В); - выбор правильного суждения (да или нет). ВНИМАНИЕ!!! Возможны изменения в количестве и типологии заданий в каждом разделе. СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ
При составлении олимпиадных заданий предметно-методическая комиссия руководствовалась Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, который предусматривает следующие основные разделы: 1. Экология. Определение. Этапы становления. Задачи в современный период. Место среди других наук. Экологическая ситуация в мире и в стране. Решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Основные разделы экологии – общая, социальная, прикладная. 2. Общая экология (экология природных систем). Общая экология – наука о наиболее общих закономерностях функционирования природных систем (биосферы, экосистем), взаимоотношениях живых организмов со средой обитания. Среда и адаптация к ней организмов. Определение: среда, факторы среды, среды жизни. Классификация факторов. Закономерности их действия на организмы. Адаптация организмов к основным факторам и средам жизни. Биосфера, популяции и экосистемы как основные звенья биосферы. Популяции. Определение. Основные характеристики: размеры, структура, темпы роста, биотический потенциал, динамика и др. 3. Экосистемы. Определение. Биоценозы и биотопы, их единство. Связи в экосистемах. Экологические ниши. Закономерности функционирования и пределы (факторы) устойчивости. Цепи питания, круговороты веществ. Продуктивность и биомасса. Потоки энергии. Динамика экосистем. Сукцессии и их закономерности. Специфика антропогенных сукцессий. Агроценозы. Возможности управления экосистемами и их ресурсами. Биосфера. Определение. Границы Работы В.И. Вернадского. Роль живых организмов (живого вещества) в формировании и сохранении биосферы, среды обитания. Свойства и функции живого вещества. Устойчивость биосферы. Ее механизмы и факторы. Пределы устойчивости. 4. Социальная и прикладная экология (экология природно-антропогенных систем). Задачи. Связь с общей экологией. Объекты изучения – экосистемы, измененные человеком или искусственно созданные. 5. Место и роль человека в окружающем мире. Становление человека как биосоциального вида. Социальная среда. Экологические кризисы в развитии цивилизаций. Современный кризис и его специфика. 6. Масштабы воздействия человека на среду и биосферу в настоящее время. Их следствия. Важнейшие проявления деятельности человека в биосфере, нарушение круговорота веществ, потоков энергии, механизмов функционирования популяций, экосистем и биосферы. Влияние на среды жизни. 7. Основные экологические проблемы современного мира. Демографический взрыв, его сущность, причины и экологические последствия. Важнейшие проблемы, их масштабы, причины и следствия всеобщего загрязнения среды, изменения климата, и др. Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов. Среда современных городов и поселений. Специфические экологические проблемы России. 8. Возможные пути решения экологических проблем. Особо охраняемые территории. Экологически обоснованные технологии. Биотехнологии. Освоение нетрадиционных источников получения энергии. Роль экологического образования, экологизации науки. Значение международного сотрудничества и мирового сообщества для охраны среды и биосферы. Экологический мониторинг. Возможности и пути реализации концепции устойчивого развития и учения В. И. Вернадского о биосфере. Концепция устойчивого развития, цели устойчивого развития и их характеристики. При составлении заданий учитывались экологические проблемы и специфика Челябинской области. Задания включают вопросы: 1. биологического и ландшафтного разнообразия региона; 2. особо охраняемых природных территорий различного вида и уровня – федеральных, региональных, местных; 3. природноресурсной специфики региона, 4. этнокультурных традиций в области природопользования; 5. деятельности органов государственной власти, производственных предприятий и общественных организаций в области природопользования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ
ЛИТЕРАТУРА 1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 10 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 180 с. 2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 11 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 200 с. 3. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2014. – 302 с. 4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология. 10-11 кл.: базовый уровень. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 383 с. 5. Медведева М.В. Справочный материал для начинающего эколога. – М.: Икар, 2009. – 110 с. 6. Снакин В.В. Экология и природопользование в России: энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2008. – 816 с. 7. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. – М.: Мир, 1993. 8. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. – М.: Россия молодая, 1994. – 366 с. 9. Аргунова М. В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А. Экология. 10–11: Учеб. пособие для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с. 10. Алексеев С.В. Экология. 9 класс: Учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 320 с. 11. Алексеев С.В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 240 с. 12.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьѐв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с. 13. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. 10 – 11 классы: Учебник для профильной школы. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с. 14. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование. 10 – 11 классы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 240 с. 15. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 252 с. 16. Захаров В.М., Трофимов И.Е. Экология и устойчивое развитие. «Будущее, которого мы хотим». Человек и природа. – М.: ГПБУ «Мосприрода» / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН / Центр экологической политики России. – 2017. – 250 с. 17. Захаров В.М., Трофимов И.Е. Экология сегодня. Экология как мировоззрение. Человек и природа. Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН. – 2015. – 102 с. 18. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 т. / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: Прогресс-Пангея, 1993–1995. 19. Одум Ю. Экология. В 2 т. / Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – Т. 1. – 328 с.; Т. 2. – 376 с. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. Задания всероссийской олимпиады школьников по экологии прошлых лет, а также методические рекомендации по их проверке и оценке публикуются в разделе «Экология» портала www.rosolymp.ru. 2. Справочник «Ресурсы российского интернета по экологии» http://www.ecorussia.info/ru/ecopedia/environmental_resources_of_russian_internet. 3. Раздел сайта издательства «Дрофа», посвященный вопросам подготовки к олимпиадам –http://www.drofa.ru/for-users/teacher/vertical/other/. Председатель предметной методической комиссии: Клишина Ольга Николаевна, учитель биологии и экологии высшей категории МБОУ «СОШ № 70 г. Челябинска», Почетный работник общего образования Российской Федерации. Члены предметной методической комиссии: Уткина Татьяна Валерьевна, заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин ГБОУ ДПО ЧИППКРО, кандидат педагогических наук. Баркан Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей категории МАОУ «Лицея № 102 г. Челябинска», Почетный работник общего образования Российской Федерации. Мосина Екатерина Сергеевна, учитель биологии высшей категории МАОУ "Гимназия № 96 г. Челябинска". Уткина Татьяна Валерьевна, к.п.н., заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин ГБОУДПО ЧИППКРО. ЗАДАНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ: Школьный тур олимпиады по экологии 2020 г. ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ Школьный тур олимпиады по экологии 2019г. ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ Школьный тур олимпиады по экологии 2018 г. ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ Вопросы по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии Вы можете задать в течение 5 дней после её окончания олимпиады на ФОРУМЕ. |
Приказ об утверждении результатов шк. этапа ВОШ по биологии Приказ о результатах школьного этапа_2509-у от 18.11.2021 экология (2.2 Мбайт) |