Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Русский язык. ШЭ
17.10.2023 - 24.10.2023

Дорогие четвероклассники!

В соответствии с Приказами Комитета по делам образования г. Челябинска
№ 2007-у от 01.09.2023 "Об организации и проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2023/2024 учебном году на территории города Челябинска", №2209-у от 20.09.2023 "О проведении городских предметных олимпиад для младших школьников в 2023-2024 учебном году" школьный этап олимпиады по русскому языку проводится 17 октября 2023 года в форме традиционной олимпиады на базе образовательных организаций города Челябинска в единые сроки по единым материалам, составленным предметной комиссией, состав которой утвержден приказом Комитета по делам образования города Челябинска.
Школьный этап олимпиады по русскому языку проходит в рамках школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников.
К участию в школьном этапе Олимпиады учащиеся допускаются только при наличии учётной записи на Олимпийском портале с подтвержденными регистрационными данными, а также своевременно поданной заявки через специальный модуль на данной страничке Олимпиады не позднее 14 октября 2023 года до 23:59.

Программа олимпиады:
1) фонетика, орфоэпия, графика и орфография (выявление специфики соотношения буква / звук, особенностей произношения и др.; определение причин ошибки; понимание взаимосвязи букв и звуков, роли букв в слове; элементарные знания истории русской письменности);
2) словообразование (современное и историческое членение слова на словообразовательные единицы и определение способа словообразования);
3) грамматика (разграничение грамматических форм слова, демонстрация умения давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении);
4) лексикология и фразеология (определение лексического значения слов одной тематической группы; знание семантики готовых единиц русского языка – фразеологизмов);
5) лексикография (умение работать с лексикографическим материалом, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей).

Предметно-методическая комиссия:
Председатель предметной комиссии городских предметных олимпиад для младших школьников – Сафина Елена Владимировна, старший методист МАОУ «ОЦ "НЬЮТОН" г.Челябинска», руководитель городского методического объединения учителей начальных классов;

Члены комиссии:
1. Быбочкина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»;
2. Шурыгина Наталия Викторовна, учитель начальных классов МОУ «ИТ – лицей Привилегия».

Заявки на участие в олимпиаде ДЛЯ 4 КЛАССА
Принимаются до 16.10.2023 14:00


Подача/отзыв
Список поданных заявок(отказов)
Количество поданных заявок (отказов)

1. Участие в школьном этапе является добровольным.
2. К выполнению заданий допускается любой школьник 5-11 класса, имеющий учетную запись и подтверждённые регистрационные данные на сайте олимпиады, независимо от оценки по предмету. Как создать учётную запись, можно прочитать в разделе
Инструкции.
3. Доступ к заданиям олимпиады участники получают в течение дней, отведённых на её проведение: 23.10 - 24.10 с 08-00 до 19-00 часов
4. Выполнять задания олимпиады участники могут с компьютера, подключенного к сети Интернет. Для этого необходимо войти на сайт олимпиад под своей учетной записью, созданной при регистрации на сайте, и перейти на предметную страницу олимпиады.
5. Участник олимпиады получает доступ к заданиям того класса, в котором он обучается (класс, указанный в справке, подтверждающей регистрационные данные учащегося) или старшего класса, если он желает выступать за старшую параллель.
6. Задания разбиты на два блока. Первый блок заданий основной, он доступен только в первый день проведения олимпиады. Второй блок заданий запасной, он доступен только во второй день олимпиады.
7. Время, выделяемое участнику на выполнение каждого блока, ограничено (45 минут). Это время указывается на странице, с которой осуществляется переход к заданиям. Отсчет времени работы каждого участника с блоком заданий начинается автоматически сразу после того, как участник открыл задание («нажал» соответствующую ссылку на странице с информацией о блоках заданий) и ведется непрерывно (в том числе и при выходе участника с сайта олимпиады). По окончании времени, отведенного на выполнение блока заданий, доступ участника к этому блоку автоматически прекращается.
8. При выполнении заданий олимпиады запрещается:
• выполнять задания с чужой помощью (советуясь с другими участниками, родителями, учителями);
• сообщать кому-либо или получать от кого-либо информацию о заданиях или ответах до окончания олимпиады;
• задавать на форуме олимпиады вопросы по содержанию и решению олимпиадных задач раньше указанного на страничке олимпиады времени.
Учащиеся, нарушившие регламент, могут быть дисквалифицированы.

Форум

Вопросы по заданиям можно задавать только после окончания олимпиады в течение 3 дней
ЗДЕСЬ.

Задания для тренировки


Задания 2019-2020 учебного года (360.4 Кбайт)
Задания 2020-2021 учебного года (816.6 Кбайт)
Задания 2021-2022 учебного года (526.8 Кбайт)
Задания 2022-2023 учебный год (551.3 Кбайт)

Русский язык. ШЭ. 5-11 классы


Задания олимпиады.
Результаты олимпиады.
Рейтинг школ.

Форма и порядок проведения олимпиады для учащихся 5-11 классов

Приказ

Приказ об утверждении результатов 2737-у от 07.11.2023

Подведение итогов

1. После окончания олимпиады правильные ответы автоматически публикуются на сайте олимпиады.
2. Баллы за олимпиаду определяются как максимальный балл, набранный участником за один из двух блоков (не сумма баллов за оба блока).
3. В соответствии с полученными результатами определяется рейтинг каждого из участников олимпиады. Рейтинг участника олимпиады равен проценту участников от общего их числа в данном районе, результаты которых ниже, чем у данного участника. Рейтинг округляется до сотых долей процента. Рейтинг дисквалифицированных участников приравнивается к нулю.
4. Результаты подводятся отдельно по каждой параллели.
5. Победителями и призерами признаются лучшие из рейтинга участников, но не более 25% от общего числа участников (рейтинг не менее 75,00). Для получения статуса победителя необходимо набрать не менее 75% от максимально возможного балла. Число победителей не должно превышать 8% от общего числа участников олимпиады (рейтинг не менее 92,00). Для получения статуса призера необходимо набрать не менее 50% от максимально возможного балла.
6. После публикации предварительных результатов участники олимпиады могут в течение 5 дней задать членам предметной методической комиссии свои вопросы по заданиям олимпиады в соответствующем разделе
форума.

Характеристика содержания школьного этапа

1. Задания олимпиады составлены с учетом «Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2023-2024 учебном году», разработанных Центральной предметно-методической комиссией.
2. В олимпиаде могут быть отдельные задания, рассчитанные на углублённое изучение русского языка.
3. Задания охватывают следующие разделы и темы:
5 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Характеристика звуков речи.)
2. Орфоэпия.
3. Орфография. (Правописание морфем.)
Лексика. (Лексическое значение слов и фразеологизмов, лексическая сочетаемость. Лингвистические словари. Омонимы, паронимы, антонимы, профессионализмы)
4. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Омонимичные корни. Значение отдельных морфем. Основные способы образования слов. Этимология слова.)
5. Морфология. (Определение грамматических признаков слов. Нормативное употребление и образование форм слова.)
6. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложений с прямой речью, обращением, однородными членами.)
7. Текст. (Тема, главная мысль, связь предложений. Средства выразительности.)

6 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Характеристика звуков речи.)
2. Орфоэпия.
3. Орфография. (Правописание морфем.)
4. Лексика. (Лингвистические словари: знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей. Лексическое значение слов. Синонимы. Антонимы. Архаизмы. Историзмы. Старославянизмы. Омонимы. Паронимы. Фразеологизмы. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.)
5. Словообразование и морфемный состав слова. (Однокоренные слова и формы слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Омонимичные корни. Значение отдельных морфем. Способы образования слов. Словообразовательные гнёзда, цепочки и пары. Этимология слова.)
6. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Нормативное употребление и образование форм слова. Грамматические омонимы.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Члены предложения, простое и сложное предложение, осложненное предложение. Пунктуационное оформление сложного предложения, предложений с прямой речью, обращением, вводным словом, однородными членами, тире между подлежащим и сказуемым.)
8. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности. Способы выражения авторской позиции. Средства связи предложений в тексте.)

7 класс

1. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Мягкие и твёрдые согласные. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка.)
2. Орфоэпия.
3. Орфография. (Правописание морфем. Принципы русской орфографии.)
4. Лексика. (Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, фразеологизмы, диалектизмы, профессионализмы, просторечия, архаизмы, историзмы, старославянизмы. Стилистическая окраска слова, словарные стилистические пометы. Лексическая сочетаемость.)
5. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Основные способы словообразования. Двойственная мотивация образования слова. Словообразовательная цепочка. Исторические изменения морфемного состава слова. Свободные и связанные корни. Этимология слова.)
6. Морфология. (Определение части речи, морфологических признаков. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении, типы сложных предложений по способу связи, осложненные предложения)
8. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности. Способы выражения авторской позиции. Средства связи предложений в тексте.)

8 класс

1. Орфоэпия.
2. Фонетика и графика. (Соотношение букв и звуков. Характеристика звуков. Позиционные и исторические чередования гласных и согласных звуков. Исторические процессы в фонетической системе русского языка.)
3. Орфография. (Правописание морфем. Принципы русской орфографии.)
4. Лексика. (Лексическое значение слов. Основные понятия лексики. Разновидности архаизмов, синонимов, омонимов. Этимологически родственные слова; старославянизмы, тюркизмы, исконно русская лексика. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. Типы лексических ошибок. Стилистическая окраска слова.)
5. Морфемика и словообразование. (Морфемный состав слова. Исторические изменения в морфемном составе слова. Омонимичные и синонимичные морфемы. Интерфиксы, унификсы, нулевые суффиксы. Словообразующие и формообразующие морфемы. Основные способы словообразования. Словообразовательные цепочки. Двойственная мотивация образования слова. Наложение морфем. Этимология слова.)
6. Морфология. (Определение грамматических признаков слова. Грамматическая омонимия. Нормативное употребление и образование форм слова.)
7. Синтаксис и пунктуация. (Словосочетание. Грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения, знаки препинания в простом и сложном предложении. Нормы согласования подлежащего со сказуемым. Характеристика предложения. Порядок слов в предложении.)
8. Текст (Тема, главная мысль, тип речи, стиль текста. Анализ средств выразительности. Способы выражения авторской позиции. Средства связи предложений в тексте.)

9-11 класс

1. Орфоэпия и фонетика (характеристика звуков, позиционные изменения гласных и согласных звуков, ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные, исторические процессы в фонетической системе русского языка и т. д.).
2. Графика, орфография (орфографический разбор слова, знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии, современной орфографической нормы, принципов русской орфографии).
3. Этимология (осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова).
4. Лексика и фразеология, лексикография (знание основных понятий лексики, лексического значения слов, русской фразеологии, умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте, знание структуры словарной статьи и специфики лингвистической информации, изложенной в определённых типах словарей).
5. Морфемика и словообразование (навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа).
6. Морфология (знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова, умение давать слову морфологическую характеристику в зависимости от его синтаксической роли в предложении).
7. Синтаксис и пунктуация (знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности, функция отдельных знаков препинания).
8. Культура речи и стилистика (знание языковых средств выразительности, речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой).
9. Сравнительное языкознание (задания на сопоставление языков, выявление специфики русского языка среди других языков славянской группы).

Типы заданий:

1) Вопрос с вариантами ответов, при этом правильным является ровно один вариант ответа. При этом в вариантах ответа могут содержаться рисунки. Сайт не допускает вариативности решения, поэтому всегда выбирается только 1 ответ из ряда предложенных.
2) Вопрос с числовым ответом. При этом правильным ответом является точное число.
3) Вопрос – сопоставление. Например, учащийся видит набор «понятий» и набор «определений». Задача учащегося - сопоставить термины и определения. Количество терминов и определений должно быть равным и не более шести. Сопоставление между терминами и определениями должно осуществляться однозначно. Нельзя сопоставить несколько терминов одному определению.
4) Вопрос с выбором нескольких числовых ответов (при этом ввод чисел должен производиться без пробелов и запятых).

Состав муниципальной предметно-методической комиссии, членов жюри, членов апелляционной комиссии школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2023/2024 учебном году

1. Председатель муниципальной предметно-методической комиссии по русскому языку - Малаева Ольга Константиновна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
2. Гоман Татьяна Борисовна - учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 93 г. Челябинска»
3. Пелихов Денис Александрович - кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии ЮУрГУ, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»
Технический специалист - Магафурова Гузель Ильдаровна, учитель математики и информатики МАОУ «Гимназия № 26 г. Челябинска»

Образцы (примеры) заданий прошлых лет можно посмотреть на портале olymp74.ru

1. Школьный тур 2022 года
2. Школьный тур 2021 года
3. Школьный тур 2020 года
4. Школьный тур 2019 года
5. Школьный тур 2018 года
6. Школьный тур 2017 года
7. Школьный тур 2016 года
8. Школьный тур 2015 года
9. Школьный тур 2013 года
10. Школьный тур 2012 года

Интернет-ресурсы, рекомендуемые для подготовки:

1. Задания всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2021/22, 2022/23:
https://vserosolimp.edsoo.ru
2. Проект А. В. Григорьева «Матрица русского языка»: русский язык от момента возникновения до наших дней в 12 сериях. Все серии на ютуб: "Матрица русского языка" - YouTube
3. Словари русского языка: http://slovari.ru
4. Историко-словообразовательный словарь русского языка «Русский Древослов»: http://drevoslov.ru
5. Словарь морфем русского языка: http://www.drevoslov.ru/wordcreation/morphem
6. Портал Грамота.ру: http://gramota.ru
7. Словари русского языка: http://dic.academic.ru
8. Национальный корпус русского языка: http://ruscorpora.ru
9. Ресурсы по русскому языку на сайте Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН: https://www.ruslang.ru/onlayn-resursy-irya-ran

Литература, рекомендуемая для подготовки участников:

Учебно-методические пособия
1. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.
2. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.
3. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.
4. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.
Дополнительная литература
1. Арсирий А. Т. Занимательная грамматика русского языка. – М., 1995.
2. Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. – М., 1988.
3. Брагина А. Н. Неологизмы в русском языке. – М., 1973.
4. Будагов Р. А. История слов в истории общества. – М., 1971.
5. Буровик А. Родословная вещей. – М., 1985.
6. Вартаньян Э. А. В честь и по поводу. – М., 1987.
7. Вартаньян Э. А. Из жизни слов. – М., 1973.
8. Вартаньян Э. А. История с географией, или Жизнь и приключения географических
названий. – М., 1986.
9. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. – М.. 1987.
10. Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо.
Факультативный курс: Пособие для учащихся. – М., Просвещение, 1974.
11. Виноградов В. В. История слов / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: «Толк», 1994.
12. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М., 1988.
13. Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. – М., 1987.
14. Из истории русских слов: Словарь-пособие. – М., 1993.
15. Колесов В. В. История русского языка в рассказах. – М., 1982.
16. Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. – Л., 1988.
17. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. (Любое издание.)
18. Кронгауз М. А. Слово за слово. О языке и не только. – М., 2015.
19. Левонтина И. Б. О чём речь. – М., 2016.
20. Левонтина И. Б. Русский язык со словарём. – М., 2010.
21. Леонтьев А. А. Путешествие по карте языков мира. – М., 1990.
22. Максимов В. И. К тайнам словообразования. – М., 1980.
23. Моисеев А. И. Звуки и буквы. Буквы и цифры. – М., 1987.
24. Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. – М., 1980.
25. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1984.
26. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М., 1988.
27. Панов М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах
и недостатках. – М., 2007.
28. Суперанская А. В., Суслова А. В. О русских именах. – Л., 1991.
29. Шанский Н. М. В мире слов. – М., 1985.
30. Шанский Н. М. Занимательный русский язык. – М, 1996.

Пароль от архива с заданиями


Посмотреть пароль

Задания олимпиады

Ниже вы можете скачать задания для 4 классов. Пароль от архива доступен сотрудникам школ с правами администратора.
Архив с заданиями, защищенный паролем НОВЫЙ (367.5 Кбайт)
ВсОШ_русский язык_4 класс_школьный этап_задания (379.2 Кбайт)

Критерии проверки и ответы олимпиады


Критерии проверки и ответы_школьный этап_ 2023-2024 учебный год (527.2 Кбайт)

Русский язык. ШЭ. 4 класс


СПИСОК приглашенных участников
Ввод баллов (до 01.11.2023 23:55)
Посмотреть предварительные результаты, занесенные ответственным.
Посмотреть статистику внесения результатов школами.
Результаты.
Рейтинг школ.