В каждом блоке размещены тестовые задания 5 типов:
- с выбором одного ответа (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл);
- с выбором нескольких ответов (за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл);
- задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, ученик набирает на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала);
- задание на установление соответствия (отвечая на данный тип заданий, ученик к терминам в столбце А подбирает соответствующий номер определения из столбца В);- выбор правильного суждения (да или нет).
ВНИМАНИЕ!!!
Возможны изменения в количестве и типологии заданий в каждом разделе.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ
При составлении олимпиадных заданий предметно-методическая комиссия руководствовалась Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, который предусматривает следующие основные разделы:
1. Экология. Определение. Этапы становления. Задачи в современный период. Место среди других наук. Экологическая ситуация в мире и в стране. Решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Основные разделы экологии – общая, социальная, прикладная.
2. Общая экология (экология природных систем). Общая экология – наука о наиболее общих закономерностях функционирования природных систем (биосферы, экосистем), взаимоотношениях живых организмов со средой обитания.
Среда и адаптация к ней организмов. Определение: среда, факторы среды, среды жизни. Классификация факторов. Закономерности их действия на организмы. Адаптация организмов к основным факторам и средам жизни. Биосфера, популяции и экосистемы как основные звенья биосферы.
Популяции. Определение. Основные характеристики: размеры, структура, темпы роста, биотический потенциал, динамика и др.
3. Экосистемы. Определение. Биоценозы и биотопы, их единство. Связи в экосистемах. Экологические ниши. Закономерности функционирования и пределы (факторы) устойчивости. Цепи питания, круговороты веществ. Продуктивность и биомасса. Потоки энергии. Динамика экосистем. Сукцессии и их закономерности. Специфика антропогенных сукцессий. Агроценозы. Возможности управления экосистемами и их ресурсами.
Биосфера. Определение. Границы Работы В.И. Вернадского. Роль живых организмов (живого вещества) в формировании и сохранении биосферы, среды обитания. Свойства и функции живого вещества. Устойчивость биосферы. Ее механизмы и факторы. Пределы устойчивости.
4. Социальная и прикладная экология (экология природно-антропогенных систем). Задачи. Связь с общей экологией. Объекты изучения – экосистемы, измененные человеком или искусственно созданные.
5. Место и роль человека в окружающем мире. Становление человека как биосоциального вида. Социальная среда. Экологические кризисы в развитии цивилизаций. Современный кризис и его специфика.
6. Масштабы воздействия человека на среду и биосферу в настоящее время. Их следствия. Важнейшие проявления деятельности человека в биосфере, нарушение круговорота веществ, потоков энергии, механизмов функционирования популяций, экосистем и биосферы. Влияние на среды жизни.
7. Основные экологические проблемы современного мира. Демографический взрыв, его сущность, причины и экологические последствия. Важнейшие проблемы, их масштабы, причины и следствия всеобщего загрязнения среды, изменения климата, и др. Экологические оценки современных способов получения и использования энергии, производственных процессов. Среда современных городов и поселений. Специфические экологические проблемы России.
8. Возможные пути решения экологических проблем. Особо охраняемые территории. Экологически обоснованные технологии. Биотехнологии. Освоение нетрадиционных источников получения энергии. Роль экологического образования, экологизации науки. Значение международного сотрудничества и мирового сообщества для охраны среды и биосферы. Экологический мониторинг. Возможности и пути реализации концепции устойчивого развития и учения В. И. Вернадского о биосфере. Концепция устойчивого развития, цели устойчивого развития и их характеристики.
При составлении заданий учитывались экологические проблемы и специфика Челябинской области. Задания включают вопросы:
1. биологического и ландшафтного разнообразия региона;
2. особо охраняемых природных территорий различного вида и уровня – федеральных, региональных, местных;
3. природноресурсной специфики региона,
4. этнокультурных традиций в области природопользования;
5. деятельности органов государственной власти, производственных предприятий и общественных организаций в области природопользования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ
ЛИТЕРАТУРА
1. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 10 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 180 с.
2. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология (базовый уровень). 11 кл. – М.: Русское слово, 2013. – 200 с.
3. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2014. – 302 с.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология. 10-11 кл.: базовый уровень. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 383 с.
5. Медведева М.В. Справочный материал для начинающего эколога. – М.: Икар, 2009. – 110 с.
6. Снакин В.В. Экология и природопользование в России: энциклопедический словарь. – М.: Academia, 2008. – 816 с.
7. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х т. – М.: Мир, 1993.
8. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. – М.: Россия молодая, 1994. – 366 с.
9. Аргунова М. В., Моргун Д. В., Плюснина Т. А. Экология. 10–11: Учеб. пособие для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.
10. Алексеев С.В. Экология. 9 класс: Учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 320 с.
11. Алексеев С.В. Экология. 10 (11) класс: Учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – 240 с.
12.Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьѐв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996. – 192 с.
13. Винокурова Н.Ф. Глобальная экология. 10 – 11 классы: Учебник для профильной школы. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.
14. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Смирнова В.М. Природопользование. 10 – 11 классы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 240 с.
15. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 – 11 классы: Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012. – 252 с.
16. Захаров В.М., Трофимов И.Е. Экология и устойчивое развитие. «Будущее, которого мы хотим». Человек и природа. – М.: ГПБУ «Мосприрода» / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН / Центр экологической политики России. – 2017. – 250 с.
17. Захаров В.М., Трофимов И.Е. Экология сегодня. Экология как мировоззрение. Человек и природа. Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН. – 2015. – 102 с.
18. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 т. / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: Прогресс-Пангея, 1993–1995.
19. Одум Ю. Экология. В 2 т. / Пер. с англ. – М.: Мир, 1986. – Т. 1. – 328 с.; Т. 2. – 376 с.
Председатель предметной методической комиссии:
Клишина Ольга Николаевна, учитель биологии и экологии высшей категории МБОУ «СОШ №70 г. Челябинска», Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Члены предметной методической комиссии:
Уткина Татьяна Валерьевна, заведующий кафедрой управления качеством образования ГБУ ДПО РЦОКИО, кандидат педагогических наук.
Баркан Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей категории МАОУ «Лицея № 102 г. Челябинска», Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Мосина Екатерина Сергеевна, учитель биологии высшей категории МАОУ "Гимназия № 96 г.
Челябинска".
Вопросы по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии Вы можете задать в течение 5 дней после её окончания олимпиады на ФОРУМЕ